Житие преподобного Пимена

Спонсор странички :



Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного

День Седьмой (20 августа)


   Приступая к повествованию о блаженном Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и что сила Божия в немощах совершается. Блаженный Пимен уже и родился больным; болезнь не оставляла его всю жизнь, но эта болезнь тела не дала в нем развиться болезни душевной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери. Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти. Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего все к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление; повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь1 и просили живших в нем преподобных отцов помолиться об избавлении их сына от болезни. Но усердные молитвы иноков не приносили исцеления болящему; молитва блаженного была сильнее молитвы их всех - он просил себе у Господа еще большей болезни, так как опасался, что, по выздоровлении, родители опять возьмут его из монастыря и таким образом лишат его возможности получить пострижение. Поэтому, когда отец и мать сидели около него, не допуская пострижения2, блаженный Пимен сильно печалился и молился Богу, чтобы он исполнил его желание, какими ведает путями. И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые ангелы, одни - в образе прекрасных юношей, другие - игумена и братии; они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и все остальное, нужное при пострижении:
   - Хочешь ли, чтобы мы постригли тебя? - спросили они преподобного. Он с радостью отвечал:
   - Ей хочу; Господь послал вас, господне мои; исполните желание моего сердца.
   Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна все, что положено в уставе иноческого пострижения; так они постригли его в великий ангельский образ, облекли его в мантию и куколь, нарекли Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали: "В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет".
   И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия3 волосы его, завернувши их в полотно.
   Иноки, находившиеся в ближайших келиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего или он преставился; они все вместе отправились в келию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими - отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду.
   - Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? - спросили они, обращаясь к преподобному.
   - Я думаю, - отвечал он, - что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь.
   Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха4. Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всем известили игумена. Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы. Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая5, на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. В виду этого они только сказали:
   - Для тебя, брат Пимен, достаточно дарованного тебе Богом образа и имени.
   - Но все-таки открой нам, - говорил игумен, придя с книгою пострижения, - кто именно были постригавшие тебя и не опустили ли они чего, написанного в этой книге?
Блаженный Пимен сказал игумену:
   - Что меня испытываешь, отче? Ты сам, придя сюда со всею братиею, совершил надо мною все, что положено в этой книге, при этом ты сказал, что мне всю жизнь должно испытывать страдания от болезни и лишь пред смертью я буду избавлен от нее, так что буду в состоянии нести свой смертный одр; молись о мне, Святой отче, чтобы Господь даровал мне терпение.
   Выслушав это, все оставили его.
   Блаженный же Пимен, по предсказанию постригших его, много лет лежал в тяжкой и
возбуждавшей отвращение болезни: ею гнушались все прислуживавшие ему и часто дня по три не давали ему ни есть, ни пить, но он все переносил с радостью, благодаря Бога.
Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно, но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часто забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному:
   - Так как прислуживающее нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?
Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это:
   - Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя, и ты, сделавшись здоров, исполни обещание твое - служи мне и подобным мне, а на нерадиво исполнявших обязанности свои Господь наведет лютую болезнь, чтобы они, испытав наказание,
получили спасение.
   Больной тотчас встал и начал служить преподобному; нерадивых же служителей, по слову его, объял недуг.
   Избавившийся от болезни брат недолго послужил преподобному Пимену: не выдержав смрада, он удалился и оставил его томиться голодом и жаждой; уйдя, он поселился в другой келии. И вот внезапно его, как огнем, охватил сильный жар; не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричать:
   - Ради Бога, сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!
   Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келии, пришли к нему; видя его болезнь, они сообщили о ней преподобному Пимену:
   - Брат, служивший тебе, умирает.
   - Что сеет человек, - отвечал преподобный, - то и пожнет (ср. Гал 6:7): он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же, солгав Богу и презрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: тебя зовет Пимен - встань и иди к нему.
   Когда заболевшему передали это, то он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря: "Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие здесь кратковременную скорбь и тяготу будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого я и терплю все; Бог, чрез меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я не хочу: претерпевший же до конца спасется (Мф 10:22), сказал Господь. Лучше мне в этой жизни превратиться в труп, чтобы в той тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием. Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему Церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе. Эта же темная и смрадная келия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий все это с благодарением может с правом сказать.   Твердо уповал я на Господа, и Он услышал вопль мой (Пс 39:2); утешая подобных страдальцев, апостол говорит: Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы- незаконные дети, а не сыны (Евр 12:7-8), и Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19).
   Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога. Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви. Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, ты творишь Ангелами твоими духов, служителями твоими - огонь пылающий (Пс 103:4), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил: "Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня!" Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним. Преподобный же Пимен, пойдя в церковь, приобщился Божественных Тайн и после этого, взяв смертный одр свой, понес его без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония6 и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братии, лежавших вблизи:
   "Здесь, - сказал, - вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме7; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но все откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее; он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил: когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он
слов сказавшего: Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу. Но мы будем благословлять Господа (Пс 113:25-26). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а не имеющему (добрых дел) отнимется и то, что имеется (Мф 25:29). Третий брат, - продолжал он, - много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела, недостойные этого образа, - всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: И от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк 12:48); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.
   Открыв тайну, преподобный Пимен сказал братии: - Вот пришли постригавшие меня для приятия моей души.
   Тотчас после этих слов он возлег и преставился о Господе8. Иноки с великою честью положили его на указанном месте. Откопав гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев: из двоих, недавно умерших, один, погребенный в схиме, был лишен ее - она была возложена на другого, не имевшего ее; третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего; одна только схима его была цела. И долго дивились все неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Богу слава, честь и держава подобает и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

   Примечания

   1 Киево-Печерский монастырь основан преподобным Антонием при великом князе Изяславе (1054-1068 гг.), сыне Ярослава Мудрого и внуке Владимира святого. Преп. Антоний, уроженец г. Любеча, недалеко от Чернигова, был пострижен в иночество на Афоне; по совету постригаевшего его игумена и с его благословения он чрез несколько времени снова отправился в Россию, где, по пророческим словам игумена, должно было от него произойти много черноризцев. Сперва он поселился в пещере, вскопанной священником села Берестова Иларионом, а затем выкопал и свою пещеру. К нему начали приходить искавшие подвижнической жизни и стали селиться возле него, вскапывая и себе пещеры. Самые замечательные из этих пришельцев были преподобный Никон и преподобный Феодосий. Когда число братии увеличилось, то они вскопали близ келий и церковь, в которой отправляли Богослужение, а еще позднее была выстроена небольшая церковь над пещерой во имя Успения Пресв. Богородицы. Когда же число иноков еще увеличилось, то преп. Антоний попросил великого князя Изяслава отдать им гору, находящуюся над пещерой, на что великий князь с радостью согласился. Тогда была заложена великая церковь, огражден монастырь оградой, поставлено много келий, наконец, окончена церковь и украшена святыми иконами. С того времени начался в собственном смысле монастырь, названный Печорским - от пещер, в которых жили его иноки.

   2 Пострижение в иночество с древних времен совершается св. православной Церковью по особому чину над избирающими путь подвижнической жизни и всецелого предания себя Богу в молитве и покаянии. Решившемуся вступить на этот путь предлагается вопрос о том, по свободному ли произволению он избирает его, затем он обязан произнести три обета: девства, целомудрия и нищеты, после чего происходит, во имя Святой Троицы, крестообразное пострижение его власов и возложение на него одежд монашеских. Новопостриженному дается в руки Распятие и возженная свеча.

   3 Преподобный Феодосий, ближайший сподвижник препод. Антония, был впоследствии и игуменом Киево-Печерского монастыря. При нем особенно возрос и увеличился последний и духовная подвижническая жизнь иноков просияла, как светильник, поставленный на возвышенном месте. При мудром руководстве братнею преподобный Феодосий, одушевленный пламенной любовью к ближним, и на людей живущих в миру изливал благодеяния: утешал печальных, поддерживал изнемогающих, кормил голодных, одевал нищих, успокаивал больных и престарелых. Скончался он 3 мая 1074 года, 65-ти лет от роду. Мощи его были сначала погребены в пещере, где он подвизался; когда же была окончена великая каменная церковь во имя Успения Пресв. Богородицы, заложенная при нем, его мощи были перенесены туда и поставлены в притворе на правой стороне.

   4 Ключарь церковный, которому поручено хранение церковного имущества и на котором лежит обязанность наблюдения за пополнением устава церковного богослужения.

   5 Число сорок имеет важное символическое значение. Оно означает переход от одного состояния к другому, обновление, перемену. По истечении сорока дней после рождения, младенец вносится в церковь для посвящения его Богу. В сороковой день после кончины, по верованию св.
православной Церкви, душа почившего христианина возносится на поклонение Богу. Так и при пострижении в монашество сорок дней новопостриженный должен особенно пребывать в подвиге молитвы, так как он как бы рожден для новой жизни, а для земного и преходящего как бы умер. Это же означала и зажженная свеча, данная ангелами преподобному Пимену и горевшая сорок дней и ночей.

   6 Мощи преподобного Антония ( 1073 г.) почивают под спудом в той пещере, где он подвязался (в так называемых Ближних пещерах).

   7 Схима есть одеяние высшей степени монашеской, которая называется Великим Ангельским образом. При пострижении в схиму возлагаются на монаха и некоторые особенные одежды, а именно: куколь и аналав. Куколь есть одеяние, обнимающее голову и плечи со всех сторон; он имеет верх несколько остроконечный и украшается пятью крестами, вышитыми из шнуров красного цвета; кресты эти расположены на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Аналав есть четвероугольный плат со шнурками, пришитыми по углам. Он, опускаясь сверху от шеи на шнурках и разделяясь на
стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь крестообразно на груди и раменах, теми же шнурками обвивает и стягивает одежду. И куколь, и аналав имеют духовное значение.

   8 11 февраля 1110 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Седьмой день (20.08), С. 31. Жития святых, С. 9000 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 886)]

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру