День Пятнадцатый (28 января) Житие
преподобного отца нашего Павла Фивейского
Когда преподобный Антоний жил со своими учениками в Египетской
пустыне1, ему пришло однажды на
мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен,
как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и
избрал столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии,
что когда подумал так, то услышал в видении голос, который
говорил: "Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда
прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь
найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему скорее,
пока он не отошел ко Господу".
Услышав это и придя в себя, старец тотчас взял свой посох и
поспешил в пустыню, пламенно желая поскорее найти того, о ком
ему было открыто. Был полдень, и стало так жарко, что от
солнечного зноя раскалились даже камни; старец изнемогал телом,
но дух его был бодр, и он не думал возвращаться назад с
предпринятого пути. Хотя он и не знал, куда далее идти, но
сохранял твердость и говорил: "Я верю, что Бог покажет мне, как
обещал, Своего раба".
Проходя по этой суровой и недоступной пустыне, старец не видел
ничего, кроме следов зверей; пробыв в пути уже второй день и
проведя вторую ночь в молитве, он не знал, куда направиться
далее. На рассвете третьего дня он увидел вдруг волчицу, которая
шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к
пещере, в которой жил пятый угодник Божий Павел2.
Старец пришел в радость при виде пещеры; но обитатель ее,
заметив приближение Антония, запер дверь. Подойдя, старец
постучал, но ответа не было, и он продолжал стоять снаружи и
безуспешно стучать. Видя, что ему не отворяют двери, он упал на
землю пред входом в пещеру и молился до самого шестого часа,
чтобы уподобиться ему войти внутрь и увидеть того, кого он
отыскал с таким трудом.
Святой говорил:
- Отопри мне, раб Христов, отопри! Ведь ты знаешь, кто я, откуда и
зачем пришел, ибо тебе открыл то Бог. Знаю я и сам, что
недостоин видеть твое святое лицо, тем не менее не уйду отсюда,
пока не увижу тебя. Не скрывай же себя, если тебя открыл мне
Бог: ты принимаешь зверей, - зачем же отвергаешь человека? Я
нашел тебя после долгих поисков, и вот стучу, чтобы ты отпер
мне. Если же ты не отопрешь, то я умру на твоем пороге, и ты
похоронишь здесь труп мой".
Многое и другое говорил он ему со слезами и укорял его за
суровость. Тогда угодник Божий, отвечая ему изнутри пещеры,
сказал:
- Можно ли просить с угрозами, или укорять со слезами? Ты
удивляешься, что я не отпираю тебе; это - потому, что ты
хвалишься, что пришел умирать здесь.
С такими словами святой отпер дверь, и они обняли друг друга и
облобызались, называя один другого по имени, потому что каждому
из них Бог открыл имя другого. Когда они сели, преподобный
Антоний сказал.
- Радуйся, Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей
пустыни! Святой Павел отвечал:
- Хорошо, что ты пришел, солнце, просвещающее всю вселенную,
наставник спасаемых, уста Божии, населивший пустыню и прогнавший
из нее диавола! Но зачем ты предпринял такой великий труд, идя
ко мне, грешному и ничтожному человеку? Вот ты видишь пред собою
дряхлого старца, беспорядочно покрытого сединами, видишь
человека, готового обратиться в прах и тление. Но любовь не
знает препятствий - и ты пришел; скажи же мне, прошу тебя, - как
живут теперь люди, в каком положении находится мир? Есть ли все
еще идолопоклонники, и вместе с тем не продолжаются ли гонения
на верующих?
- Твоими молитвами, - отвечал Антоний, - мир находится в
благополучии, гонения прекратились, и Церковь прославляет
Истинного Бога; но так как ты упомянул о гонениях, то прошу
тебя, расскажи мне, ради Бога, о себе и открой, по какой причине
ты ушел из мира в эту далекую пустыню?
- Я родился3 в Фиваиде4,
- начал свой рассказ святой Павел, - и у меня была сестра,
которую родители еще при жизни своей выдали замуж. Будучи сами
православными, они, дав мне светское образование, наставили меня
и в истинах православной веры. Умирая, они разделили между нами
свое богатое имение. По смерти их муж моей сестры, из
лихоимства, задумал присвоить себе следующую мне часть имущества
и вознамерился предать меня, как христианина, на мучение
нечестивому князю, чтобы, погубив меня таким образом, завладеть
моим наследством. Царем был тогда Декий5.
Он преследовал всех христиан, и от страха пред измышляемыми им
жестокими мучениями трепетала вся Фиваида, В то время был взят
нечестивыми гонителями один христианский юноша. Его долго
мучили, чтобы склонить к отречению от веры Христовой, но -
напрасно. Наконец его привели в цветущий и душистый сад и,
положив навзничь на роскошную постель, привязали к ней мягкими
веревками его руки и ноги. Когда все ушли из сада, то пустили
туда к юноше одну молодую девушку, чтобы она соблазнила его на
грех. Бесстыдная девица обнимала и целовала юношу, всячески
стараясь обольстить его. Что же сделал доблестный страдалец,
после того как уже претерпел столько мучений? Видя себя в
опасности плотского прельщения, он откусил зубами язык и
выплюнул его в лицо блудницы; страшною болью он поборол в себе
страсть, оплевал кровью лицо и одежды развратницы, сам же, с
помощью благодати Христовой, устоял в чистоте. Другого юношу,
оставшегося твердым в христианской вере, после многих мучений
обнажили и, вымазав все тело медом, поставили его со связанными
в плечах руками на солнечный зной; думали, что, жалимый пчелами,
осами и шершнями, он не стерпит и согласится на принесение
идольской жертвы. Но мужественный страдалец, хотя все тело его
было искусано и покрыто кровью до такой степени, что он утратил
даже образ человеческий, не отрекся, однако, от Христа. Видя все
это, а также - и все более возрастающую злобу мужа моей сестры,
которой не могли укротить, ни слезы сестры, ни родство, я
оставил ему все и убежал в эту пустыню. С помощью Божиею, я
постепенно дошел до сего места. Найдя эту пещеру с источником
воды внутри ее, я понял, что Сам Господь назначил мне здесь
место обитания. Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и
изготовляя себе одежду из листьев.
Когда святой рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве
хлеб; тихо положив пред ними хлеб, он улетел и скрылся в
воздухе. Видя изумление блаженного Антония, святой Павел сказал:
"Это Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам,
Своим рабам. Вот уже шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по
случаю твоего прихода Христос Господь удвоил дар и послал Своим
воинам целый хлеб".
Взяв этот хлеб, великие угодники Божии стали просить друг друга
благословить и преломить его, каждый поставляя другого выше себя
по чести. Святой Павел хотел почтить преподобного Антония, как
гостя, преподобный же Антоний - святого Павла, как хозяина дома
и старшего по возрасту; и долго они с любовью спорили между
собой. Наконец, блаженный Павел взял хлеб с одного края, а
другой вложил в руки преподобному Антонию: хлеб тотчас сам
переломился посредине, и каждый получил свою половину.
Сев у источника, рабы Христовы ели и насытились; потом они напились
из этого источника, имевшего чистую и весьма приятную воду. По
совершении благодарственной молитвы, они снова сели и
пробеседовали всю ночь до утра. С наступлением дня, святой Павел
сказал авве Антонию:
- Я давно, брат мой, знал, что ты обитаешь в этой пустыне, и хотел
бы, живя с тобою, вместе служить нашему Владыке. Но так как
пришло время моей кончины, которой я всегда ждал с радостью,
желая "разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23), то Господь и
послал тебя ко мне, чтобы ты схоронил мое смиренное тело и
предал землю земле.
Услышав это, Антоний воскликнул со слезами:
- Не оставляй меня, отец мой, одного, но возьми меня с собою!
- Тебе нужно не о себе заботиться, - отвечал святой Павел, - но о
благе ближнего.
Если для тебя благо было бы в том, чтобы, освободившись от
тягости плоти, последовать за Агнцем на небеса, то польза прочей
братии требует, чтобы ты пока еще наставлял и укреплял их. Прошу
тебя, сходи поскорее в свой монастырь и принеси подаренную тебе
епископом Афанасием мантию6, чтобы
покрыть ею мое тело.
Святой Павел просил об этом не потому, что нуждался в мантии. Он не
заботился о том, нагим или покрытым будет схоронено в земле его
тленное тело, которое он одевал столько времени финиковыми
листьями; он хотел лишь того, чтобы его душа разлучилась с телом
в безмолвии уединения, поэтому он и отсылал от себя преподобного
Антония в монастырь.
Антоний был очень удивлен тем, что услышал об Афанасии и о
мантии. Видя в Павле как бы Самого Христа и почитая пребывающего
в нем Бога, он не осмелился более возражать ему; долго молча и
со слезами он целовал его очи и руки и потом поспешил исполнить
приказание: против своего желания отправился в монастырь,
изнемогая телом, но духом побеждая немощи своей старости. Когда
он подходил к своей келии, два ученика встретили его и спросили:
- Где ты пробыл столько времени, отец наш?
- Горе мне, дети мои, - отвечал Антоний, - горе мне грешному,
мнимому иноку. Сам я только называюсь иноком, но видел того, кто
поистине есть Илия, Иоанн в пустыне; я поистине видел Павла в
раю.
Ученики хотели услышать об этом подробнее и стали просить его,
чтобы он рассказал. Антоний же, закрывая уста рукою, сказал:
- Для всякой вещи есть время: время говорить, и время молчать (Еккл
3:1, 7).
И захватив с собою мантию, нисколько не отдохнув, не взяв с собою
даже пищи на дорогу, он вышел и снова поспешно отправился в
пустыню, чтобы застать еще в живых святого Павла, ибо боялся,
как бы, в случае замедления, тот не умер без него.
На другой день часу в третьем, находясь в пути, авва Антоний увидел
в воздухе чины Ангелов и соборы пророков и апостолов, а посреди
их - душу святого Павла, которая, блистая более, чем солнце,
восходила на небо. Святой Антоний, упав на землю, посыпал свою
голову песком и с рыданиями восклицал: "Зачем ты, Павел, оставил
меня? Зачем уходишь без последнего целования? Так долго я не
знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня!"
Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом
остальную часть пути с такой скоростью, как будто бы летел на
крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал
земли под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее,
увидел святого стоящим на коленах с простертыми вверх руками и
вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал
вместе с ним на молитву и Антоний. Прошел час, и, так как от
святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных,
блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже
мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает
поклонение Богу, пред Лицом Которого все живо. Долго он плакал и
рыдал, целуя святое тело преподобного; потом обвил его
принесенною с собою мантиею и по христианскому обычаю начал петь
употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать, как
ему совершить погребение святого, так как не принес с собою
заступа, чтобы вырыть могилу. "Возвращаться ли в монастырь за
орудием? - размышлял он, - но туда три дня пути. Здесь ли
оставаться? Но без заступа я не могу сделать ничего. Останусь я
лучше здесь и умру, как должно, испустив последнее дыхание близ
Твоего, Христе, воина!"
Когда он думал об этом, вдруг из глубины пустыни приходят два
льва, рыкая и как бы плача о потере святого. Антоний сначала
несколько испугался, но потом когда увидел, что кроткие, подобно
агнцам, звери лежат у тела святого и жалостно рыкают, точно
плачут, дивился кротости этих зверей. Они же начали когтями
своими рыть землю и, выкопав яму значительный глубины, снова
припали к телу святого с сильным рыканием, как бы прощаясь с
ним; потом подойдя к преподобному Антонию, стали лизать руки и
ноги его, как бы прося благословения и молитвы. Преподобный,
видя, что и звери преклоняются пред Богом, славил Христа и
говорил: "Господи, - без Твоей воли не падают на землю ни лист с
дерева и ни одна птица, - дай, как Ты знаешь, благословение Свое
этим зверям".
Потом, указывая рукой на пустыню, он велел зверям уйти туда. Когда
они скрылись, авва Антоний похоронил честное тело святого и
преподобного отца Павла, первого пустынножителя, скончавшегося
113 лет от роду7. Всю следующую за
погребением ночь преподобный Антоний провел над могилою святого
в слезах и молитве; с наступлением же
утра отправился обратно в свой монастырь, захватив с собою
сплетенную из финиковых листьев одежду святого. Придя в свою
обитель, он подробно рассказал о всем своим ученикам в назидание
их; одежду же св. Павла он берег и чтил настолько, что надевал
ее только два раза в год: в праздник св. Пасхи и в
Пятидесятницу.
Святыми молитвами преподобных отцов Павла и Антония, да сподобит
нас жребия Своих угодников Христос Господь наш, Которому, с
Отцом и Святым Духом, честь и слава во веки, аминь.
Примечания
1 Преподобный Антоний Великий - первый учредитель
монашеского жития. Память его совершается 17 января. Пещера, в
которой он подвизался, находилась в южном Египте, в диком и
необитаемом месте Фиваиды, на восточном берегу р. Нила.
2 Пещера преп. Павла, на горе Холзим, в прямую
линию от горы Антония отстоит не более, как на четыре версты, но
она отделена столь высокой и крутой стеной, что обход вокруг нее
очень продолжителен, почему преп. Антонию и пришлось употребить
на весь путь около двух дней.
3 Год рождения Павла Фивейского по житию его
определяется так. Когда Антоний пришел к Павлу, он уже 91 год
был в пустыне, в которую удалился в 22 г. След., ему было 113
лет. Антоний, родившийся в 251 году, пришел к нему 80 лет от
роду; след. преп. Павел родился около 228 года.
4 Фиваида - область знаменитого в древности
египетского города Фивы; этим же именем
назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний
(южный) Египет.
5 Декий - римский император, жестокий гонитель
христианства, царствовал в 249-251 гг.
6 Здесь разумеется св. Афанасий Великий,
архиепископ Александрийский, искренно почитавший и любивший
египетских подвижников, сам подвижник, глубоко уважавший преп.
Антония Великого.
7 Преп. Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело
его, по воле Византийского императора Мануила Комнена (1146-1180
гг.), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре
Богородицы Перивлепты; затем в 1240 году перенесено было в
Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен; часть главы его - в Риме.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.01), С. 39.
Жития святых, С. 962 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 200)]
|