Житие преподобной Параскевы
Святая Параскева16 родилась в
Сербии, вблизи города Каллиократиа, в селении Епиват17.
Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все
заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями.
Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь
воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы,
когда достаточно научен был священному Писанию, с согласия родителей,
принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был
епископом в Мадите18 где прославился
добродетельною жизнию и при жизни и по смерти сотворил множество
преславных чудес.
По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную
скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом
и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным
желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в
многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и,
достигнув пустыни Иорданской19, стала
проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и
Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их
притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно
истаивая то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к
Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем укрыться от вихря, от
бури (Пс 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила
преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто
подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных
подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У
нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об
очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом.
"Тебя, жених мой, ищу!" - говорила преподобная Параскева и постоянно
держала в уме изречение книги Песни Песней: "Скажи мне, которого любит
душа моя" (Песн 1:16). Она о том больше всего заботилась, как бы
украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу
Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением
красоты Его. "Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?" (Пс 41:3) -
непрестанно говорила святая.
Когда, таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне,
лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и
призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он
устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути
подвигов. Но добрая Христова невеста Параскева "Всевышнего избрал ты
прибежищем твоим" (Пс 90:9) и при Его помощи, - знамением святого креста
Его, - отгоняла врагов и разрывала, как бы паутину, все козни диавола, и
совершенно низложила его. Святая, при своей женской природе, имела
поистине мужской разум и победила диавола, как Давид - Голиафа. Украсив
свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась
возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческие
слово: "И возжелает Царь доброты твоей" (Пс 44:12). Итак Сей Царь
вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней как и в святой
Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и
осквернения, соделалась церковию Живого Бога.
Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в
пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу,
стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела
ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал: "Оставь пустыню и
возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на
земле, а душою прейти ко Господу".
Преподобная, проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается
Божие повеление; она радовалась тому, что близко время разрешения ее от
тела, но ей жаль было расставаться с пустынным уединением, - ибо ничто
так не очищает души и не приближает ее к Первообразу, как пустыня и
безмолвие. Однако, повинуясь воле небесной, преподобная оставила пустыню
и отправилась в отечество.
Прибыв в царствующий град Константинополь, она вошла там в
прекрасный храм Премудрости Божией, равно также побывала и во
Влахернской церкви и, поклонившись перед чудотворной иконой Богоматери,
пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя
своего обычного пустынного подвига, - поста и молитв.
Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась
усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу
свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому
обычаю, но не на общем кладбище, - как тело странницы, никому не
сказавшей о себе, откуда она20.
Бог, восхотевший прославить свою угодницу, по прошествии многих
лет, открыл мощи ее при следующих обстоятельствах.
Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах
безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же
было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время
плавания тяжкой болезнию и скончавшегося. От трупа сего начал исходить
удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить;
смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того
места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать
глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму,
то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное
тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и
несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на
малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою: "Если
бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо
чудес".
С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив
туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один
из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме.
Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящую на пресветлом
престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый
страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу,
Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за
руку, поднял его и сказал:
- Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и
вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело
преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог
прославить на земле рабу Свою.
Также и та светлая царица сказала ему:
- Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому
что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо и я человек, и
родина моя Епиват, где ныне и вы живете.
Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по
имени Евфимии. Поутру они оба рассказали всем о том, что видели. Услышав
сие, благочестивый народ отправился с возожженными свечами к мощам
преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался
как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены
были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении
Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие
исцеления болящим: слепые презирали, хромые начинали ходить и все
недужные и бесноватые получали здравие.
В 1238 году, во время владычества крестоносцев, (католиков) в
Царьграде, благочестивейший Иоанн Асень21,
король болгарский и сербский, получил известие о месте, где почивают
святые мощи преподобной Параскевы. Тогда он поручил блаженному Марку, -
бывшему тогда митрополитом Переяславля Болгарского, - со многими
епископами и священниками, перенести те честные мощи в престольный город
болгарской земли - Тернов22. Там св. мощи
были с почетом положены в придворной церкви, где, нетленно почивая,
источали различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.
По прошествии значительного времени, по Божию попущению, мусульмане
постепенно завоевали всю Греческую империю, а вместе с ней покорили и
царства Болгарское и Сербское. Сие завоевание происходило в XIV веке, во
времена турецкого султана Баязета23. Когда
султан Баязет взял болгарский город Тернов, то все церковные
драгоценности и царские украшения были разграблены. Тогда святые мощи
Параскевы, одетые в одно рубище, были перенесены в Валахию24.
По завоевании турками и Валахии, в 1396 году, святые мощи, по
ходатайству сербской царицы Милицы перед султаном, перенесены в
Сербию в Белград25.
В 1521 году, султан Сулейман II26,
взяв Белград, похитил оттуда также честные мощи преподобной Параскевы;
привезя затем в Константинополь, он поставил их здесь в своих палатах.
Но многоценное сие сокровище не затерялось и здесь, ибо многочисленные
чудеса от мощей преподобной способствовали к прославлению ее не только у
христиан, но даже и среди мусульман. Последние, смутившись сим
обстоятельством и убоявшись, как бы вера в чудодейственную силу мощей
святой Параскевы не распространилась еще шире, а больше всего по усердию
и заботливости христиан, передали сии святые мощи константинопольским
христианам, а те с честию положили их в патриаршей церкви.
В 1641 году благочестивый Василий-Лу- пул27,
воевода и господарь молдавский, получив известие о том, что в
Константинопольской патриаршей церкви находятся мощи святой Параскевы,
усердно желал, чтобы они были перенесены оттуда с честию в его славный
господарский округ. Его желанию споспешес- твовал прославляемый во
святых Своих Господь, желавший и в Молдавии прославить преподоб- ную
Параскеву. Тогда Константинопольский патриарх Парфений28,
с согласия всего своего освященного собора и соизволения иных честнейших
патриархов, отправил честные мощи преподобной Параскевы благочестивому
государю, воеводе Василию, в первопрестольный город его, Яссы29.
Здесь, в храме трех святителей, с великими почестями, при большом
веселии и радости жителей всей Молдавии, святые мощи и были положены в
1641 г. по Р. Х., октября 14 дня30.
Примечания
16 Мирское имя Параскевы было - Петка.
В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить для Господа.
Слова Евангелия: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя"
(Мк 8:34), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце,
и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся
бедняку, выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева
опять отдала свою одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же
самое. Ее бранили за это, но она отвечала, что иначе она не может жить.
17 Епиват (Пиват, Турецкий Баядос) - местечко, на
взморье, между Селимвриею и Константинополем.
18 Мадит - морская гавань в Херсонесе Фракийском.
19 По сведениям, собранным святогорцем Никодимом,
Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую пустыню, в Палестине,
посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она
наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась в
предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где
провела в молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее
желание свое, она отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам,
освященным жизнию Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.
20 Это было в первой половине XI столетия.
21 Иоанн Асан или Асень II, сын Асеня I (царствов.
с 1221 по 1241 г.) - знаменитейший из государей Болгарского царства; он
прославил и просветил Болгарское царство больше всех царей, прежде него
бывших; построил много монастырей и украсил их золотом и драгоценными
камнями; все церкви он одарил многими дарами, а духовенство их наградил
великими почестями. Иоанн Асень был любим не только своими болгарами, но
и греками.
22 Тернов - главный город Болгарии, на реке Етре
или Янтре, впадающей в р. Дунай - ныне Тырново.
23 Баязет I, турецкий султан, вступил на престол в
1389 г. Воспользовавшись раздорами между византийским императором
Иоанном и сыном его Андроником, Баязет поставил Византийскую империю в
полную от себя зависимость; он завоевал Болгарию, Македонию, Фессалию и
многие другие земли. В 1402 г. Баязет был взят в
плен монгольским завоевателем Тамерланом, где и умер в 1403 г.
24 Валахия - юго-западная часть нынешнего
Румынского королевства.
25 Белград - главный город Сербского королевства,
в месте соединения р. Дуная с р. Савою.
26 Царствование Сулеймана II заключает собою
период расцвета турецкого могущества. Турки чтят в нем величайшего из
своих государей.
27 Василий-Лупул - господарь (т. е. государь)
молдавский, с 1634 по 1654 г.
28 Парфений I - патриарх Константинопольский, с
1639 по 1644 г.
29 Яссы - главный город Молдавии, одного из
Придунайских княжеств, составляющих в настоящее время вместе с Валахией
королевство Румынию.
30 Там святые мощи пребывают и ныне.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четырнадцатый день (27.10), С. 45.
Жития святых, С. 11823 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 406)] |