День Одиннадцатый (24 мая)
Страдание святого священномученика Мокия
В царствование Диоклитиана1 при анфипатах2
Лаодикии и Максиме во время гонений, повсюду поднятых на христиан, в
городе Амфиполе, находившемся в Македонии, проживал пресвитер
христианский Мокий. В то время, когда язычники справляли нечистое
торжество своему нечестивому богу Дионисию, или Бахусу3,
этот пресвитер, разжегшись ревностью о имени Христове, стал посреди
язычников и во всеуслышание сказал:
- Слушайте, о прельщенные и заблуждающееся! До которых пор вы
будете заблуждаться, безрассудно ходя во тьме идолослужения? До которых
пор не будете сознавать своей погибели? Когда же, наконец, опротивеют
вам все эти бесовские мерзости? Обратитесь же и познайте Владыку Бога,
явленного нам Единородным Сыном Его, Господом нашим Иисусом Христом,
светом истины разогнавшего тьму неведения.
Много и других, подобных этим, слов говорил блаженный Мокий и говорил не
один раз, но ежедневно, подходя к народу, во всеуслышание обличал
заблуждение язычников, поклонявшихся идолам, и проповедовал Христа, Бога
истинного. Но, ослепленные безумием, граждане не обращали внимания на
слова преподобного и продолжали совершать свои нечистые обряды.
Между тем из города Аполлония, также находившегося в Македонии, в
Амфиполь прибыл анфипат, по имени Лаодикий, и стал приносить здесь
жертву Дионисию. Лаодикию сказано было о служителе Христовом Мокии, что
он многих отвлекал от празднования богу Дионисию. Язычники многое
клеветали на святого, говоря: "Здесь есть учитель христианский, который
старался прельстить народ каким-то странным учением; он убеждает всех
веровать в распятого и умершего Человека; и действительно, многие,
оставив богов наших, приняли веру его. Если ты не воспретишь ему
распространять это учение, то весь город пойдет за ним, и тогда уже
некому будет приносить жертв богам".
Анфипат, весьма разгневавшись, велел бить святого. Затем, сев на
судилищном месте, повелел призвать к себе святого Мокия. Когда он был
призван, анфипат спросил его:
- Скажи мне: кто ты, не желающий принести жертв вместе с нами и
отговаривающий людей от принесения жертв богам?
Святой Мокий отвечал:
- Невежда, не знающий истины! Для чего ты меня спрашиваешь о том, что
все равно ты не поймешь? Подумай немного про себя и признай истину,
потому что я изучал священное Писание и узнал из него, что все боги
языческие бесовские суть (Пс 95:5), и надежда на них суетна.
Лаодикий же сказал:
- Я вижу, что ты обучен многословию.
Мокий сказал на это:
- Многословие наше научает нас истине; если хочешь разуметь истину,
выслушай, что я скажу тебе: боги, которым вы поклоняетесь, суть бесы, -
они немы и глухи.
Лаодикий сказал:
- Принеси жертву богам, если желаешь сохранить жизнь свою, которую
ты самовольно хочешь погубить.
Но святой отвечал:
- О, анфипат! Смерть за Христа - есть великое приобретение для
меня.
Тогда анфипат, преисполнившись ярости, приказал повесить святого
Мокия на мучилищном дереве и строгать тело его от головы до ног
железными орудиями.
Будучи терзаем, святой воззвал к Богу, говоря так: "Владыко,
царствующий во веки, сияющий лучами правды! Яви рабам Твоим божественную
силу Твою и дай мне силу подвизаться до конца за Твои святые заповеди".
Слуги мучителя столь долгое время терзали тело святого, что,
наконец, изнемогли сами. Тогда анфипат приказал им уйти, как ленивым и
слабосильным; мученика же велел снова позвать к себе на допрос.
Несмотря на вынесенные мучения, святой предстал пред Лаодикием
крепким телом, готовый с еще большим мужеством свидетельствовать истину.
Идя к мучителю, Мокий громогласно прославлял Бога.
Лаодикий сказал святому:
- Принеси жертву богу Дионисию, чтобы он избавил тебя от многих
бед.
Но мученик отвечал:
- Неужели ты считаешь богом идола, не движущегося и безгласного,
сделанного рукою человека? О заблуждающийся слуга диавола!
Неужели ты не видишь, что тело мое не изнемогло от твоих мучений? Разве
ты не видишь, что я не ощущаю совершенно никакой боли в ранах моих? Вся
сила твоя - ничто.
Выслушав эти слова, Лаодикий сказал:
- Твоя твердость в мучениях зависит не от силы Бога твоего, но от
твоего волшебства. Вот я даю приказание сжечь на огне тело твое, так что
все члены твои будут обращены в пепел и их развеет ветер.
И тотчас мучитель приказал приготовить печь, весьма великую, велел
наполнить ее смолою и хворостом и разжечь; дым от печи поднимался кверху
на шестьдесят локтей, так что воздух кругом печи на большое расстояние
был затемнен. Тогда Лаодикий сказал святому:
- Принеси жертву богу Дионисию.
Мученик же молчал.
Тогда Лаодикий снова сказал:
- До каких пор ты будешь противиться моим приказаниям? Вот огонь,
приготовленный для тебя. Посмотри на него и уразумей величие и
могущество бога нашего Дионисия и поклонись ему.
Отвечал святой:
- Я тебе уже сказал, анфипат, что я не поклонюсь глухому, слепому и
немому губителю
душ человеческих. Не желаешь ли удостовериться в том, что называемый
тобою богом, не есть бог, но есть идол?
Отвечал Лаодикий с гневом:
- О, проклятый! Может ли быть идолом тот, кто имеет в себе
божественную силу? Ты видишь сам, что сила, обитающая в нем, принимает
жертвы от нас, и дарует нам благоденствие.
Но святой сказал ему:
- Не хочешь ли, чтобы я принес жертву богу твоему, дабы все,
увидав, что я приношу жертву богу Дионисию, познали его великую силу?
Лаодикий сказал:
- Поклонись и принеси жертву, и уразумей его величие.
Тогда Мокий, войдя в капище идольское, прежде всего сотворил на
себе крестное знамение, дабы вооружиться оружием Христовым на диавола;
затем, став близ того места, где находился идол Дионисиев, помолился
Богу, сказав так: "Владыка, содержащий во власти Своей всю тварь и все
создавший через посредство Христа Твоего, посрамивший диавола, не
знающего Твоей истины и даровавший блаженство богопознания и целомудрия
всем, боящимся Тебя и почитающим святое имя Твое! Ты, Господи Святой,
сокрушивший идолов вавилонских и показавший истинную веру пророка Твоего
Даниила; Ты, упразднивший мерзостный алтарь идольский посредством трех
отроков Твоих и угасивший огонь в печи (Дан 3); Ты, потопивший фараона в
глубинах морских и послушавший молитв Моисея (Исх 14); Ты, изведший воду
из камня (Исх 17:1-7); Ты, Царь вечный, и ныне существующий и ранее
бывший и вечно имеющий существовать, - услышь меня, раба Твоего! Вот я
молю Тебя: приди на помощь ко мне и яви силу Твою тем, которые содержат
вместо истины ложь, дабы познали они, что Ты Единый истинный и вечный
Бог и дабы свет твой отогнал бы тьму идолопоклоннического заблуждения".
Помолившись так, святой воззвал громким голосом, обратившись к
идолу:
- Непотребный и суетный! Немой и бесчувственный Дионисий! Повелеваю
тебе великим и преславным именем Христа моего, живущего на небесах: пади
и прострись по земле, дабы всем была видна твоя немощь и твое бессилие.
И тотчас потряслась земля и капище то; идол упал на землю с великим
шумом и разбился на мелкие части. Увидав это, все, бывшие там язычники,
в страхе бежали оттуда, дивясь сами в себе происшедшему.
После этого святой Мокий сказал анфипату Лаодикию:
- Посмотри на суету идолов твоих, бесов. Подойди же и собери
останки бога твоего, на которого ты уповал, и уразумей, на каком
погибельном пути ты стоишь!
Лаодикий весьма опечалился, сожалея об идоле Дионисиевом, и тотчас
приказал бросить святого в разожженную печь.
Когда святой был брошен в огонь, то он небоязненно стоял среди пламени,
как бы среди какого-либо сада и во всеуслышание прославлял Бога. В печи
видели еще трех мужей, певших с ним; среди этих трех мужей один имел
очень светлое лицо, сиявшее как солнце; блеск, исходивший от лица его,
был сильнее блеска огня. Затем святой сказал мужам, находившимся с ним в
печи:
- Благодарю Тебя, Владыко Боже наших отцов, слову Которого все
повинуются; благословен Ты, Господь сил, Творец всех сил небесных,
восхваляемый устами святых архангелов, соприсутствовавший некогда трем
отрокам в пламени (посреди тех трех отроков Ты, четвертый, был виден).
Молю Тебя, Спаситель мой, разрушь и уничтожь огонь разожженной печи сей
и пожги огнем вот этого анфипата. Покажи на нем гнев Твой и уничтожь его
с лица земли, дабы все видели, что Ты - единый истинный Бог, пребывающий
на небеси.
И тотчас огонь из печи простерся до анфипата и превратил его в
пепел вместе с девятью оруженосцами, стоявшими близ него, так что ничего
не осталось от тел их, ибо гнев Божий уничтожил их. Народ, видя все
происшедшее, пришел в великий страх и бежал в ужасе от печи; святой же
Мокий вышел из печи совершенно здоровым и невредимым.
Узнав о таком чуде, градоначальник Фалласий преисполнился великой
ярости и, взяв святого Мокия, приказал заключить его в темницу.
Спустя двадцать дней после этого, в город тот прибыл другой анфипат, по
имени Максим. Узнав все, что сделал святой, а также узнав и о погибели
Лаодикия, Максим стал изыскивать средство, посредством
которого он мог бы погубить святого. Сев на своем судилищном месте,
Максим приказал призвать к себе на допрос мученика Христова. Когда
святой был приведен, анфипат спросил его:
- Скажи мне, какое имя твое и из какого рода ты происходишь?
Отвечал святой:
- Если хочешь узнать имя и род мой, то слушай: отец мой носил имя
Евфратия, а мать Евстафии; когда они приняли святое крещение, то назвали
меня Мокнем. Будучи воспитан родителями моими в жизни благочестивой, я
сподобился сана священнического в Церкви Христа Бога моего; и вот теперь
жизнь моя приблизилась уже к старости.
Тогда Максим сказал:
- Кто были твои родители?
Святой отвечал:
- Отец мой был гражданином великого города Рима и исполнял
обязанности воинского звания; мать же моя была дочерью анфипата Лампадия.
Сказал Максим:
- Если ты происходишь из столь знатного рода, то для чего отдался
волшебству, неприличному для тебя? Для чего ты уничтожил великого бога
Дионисия и сжег друга царского, анфипата Лаодикия? Для чего ты помешал
приносить богам праздничные жертвы?
Отвечал святой Мокий:
- Не я, а всесильный Бог мой, Господь Иисус Христос, уничтожил и
сокрушил бездушного бога Дионисия и сжег огнем ярости Своей Лаодикия.
Я лишь со страхом и любовью служу Богу моему и исповедую устами
своими Его святое имя.
Максим сказал на это:
- Оставь безумие свое и принеси жертву Аполлону4;
в противном случае ты умрешь лютою смертью.
Но мученик отвечал:
- Я умру лютою смертью в том случае, если забуду благодеяния и
милости ко мне Бога моего и если буду поклоняться и почитать тех, кто
суть не боги, а идолы.
Тогда Максим приказал привязать мученика к двум колесам, устроенным
для мучения, так, чтобы при вращении колеса растерзали тело его.
Светой же посреди мук взывал:
- Как сладка любовь к Богу!
Затем, обратившись к мучителю, сказал:
- Исполняй с усердием волю отца твоего - диавола. Что касается
меня, то я согласен на все мучения и даже на самую смерть ради имени
Христова.
Потом святой начал молиться, говоря так: "Владыко, Источник
чистоты, Помощник, Защитник и Избавитель мой! Благодарю Тебя за то, что
Ты меня, недостойного, сподобил подвига сего и помог мне одолеть диавола.
Ты - Единый Бог истинный, содержащий ум мой в чистоте и охраняющий его
от помыслов нечистых. Ты устрояешь, дабы ум мой наслаждался в Тебе,
Творце моем, потому что велико имя Твое для тех, кто любит Тебя".
После того как святой помолился так, внезапно сокрушились мучительские
колеса и мученик встал на землю совершенно здоровым и невредимым.
Все видевшие чудо это, весьма удивились происшедшему. Мучитель же,
преисполнившись стыда, как побежденный мучеником, еще больше разгневался
на святого и приказал бросить его в темницу. Спустя же три дня после
этого приказал вывести святого из темницы и отдать на съедение зверям.
На святого были выпущены два голодных льва, громко рыкавших. Когда они
подошли к святому, то легли на землю пред ним, как бы поклоняясь ему и
обнимая ноги его; затем львы начали лизать ноги святого, как бы лобызая
их.
Народ, видя все происшедшее, громко воззвал, говоря:
- Пусть будет отпущен на свободу этот праведник, которого почитают
даже звери и которого любит Бог!
Тогда анфипат Максим послал мученика в фракийский город Перинф,
называющейся ныне Ираклиею, к игемону Филипписию, которому и написал все
о мученике. Игемон же этот, продержав святого восемь дней в темнице,
приказал отвести его в Византию, чтобы там была отсечена голова
мученика.
Когда святой был приведен на место усекновения, то, подняв глаза
свои к небу, сказал:
- Благословен Ты, Господи, создавший века и доводящий до конца
подвиги святых. Приими в мире дух мой!
И был к святому голос с неба, говоривший:
- Радуйся, добрый подвижник Мой, Мокий, победивший явно пред всеми
силу мучителя. Приди и водворись с прочими подвижниками в царстве
небесном. Ты трудился достаточно в мире; отдохни же теперь и возвеселись
на небе.
Затем мученик Христов был усечен во главу5.
Свой мученический подвиг святой Мокий совершил в одиннадцатый день
месяца мая, в который впоследствии император Константин установил ему
празднование. Этот же император построил и храм в честь святого и
перенес в него мощи мученика. Все, кто празднует память святого мученика
Мокия, да воодушевятся верою, что и они будут участниками вместе с ним в
благодатном царстве Господа нашего Иисуса
Христа, Которому воссылается вместе со Отцом, и Святым Духом слава,
честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Примечания
1 Диоклитиан управлял Римскою империею с 284 по 305 г.
2 Анфипат - правитель области.
3 Дионисий или Бахус, по учению греческой мифологии, сын
Зевса и Семелы, бог винограда и виноделия, даром вина радовавший сердца
людей. Дионисий считался покровителем вообще всего растущего на полях -
цветов и плодов. Празднование в честь Дионисия носило первоначально
характер умеренный, но впоследствии перешло в разгул и разврат. Во время
этих празднеств язычники бегали в возбужденном, опьяненном состоянии,
растерзывали животных и ели окровавленное мясо. В честь бога Дионисия
празднества совершались четыре раза в году и продолжались каждый раз по
несколько дней или даже недель.
4 Аполлон - по взгляду греческой мифологии, сын Зевса и
Латоны - бог благополучия и порядка, охранитель законности. Как
возвеститель людям
воли Зевса, считался также богом, предсказаний и оракула.
5 Кончина св. мученика последовала ок. 295 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Одиннадцатый день (24.05), С. 102.
Жития святых, С. 5525 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 141)]
|