Память святого пророка Михея
Святой Михей, первый пророк
этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во
дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали
Ахав с Иезавелью, а над иудеями в Иерусалиме - Иосафат. В это время
потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно
называлось царством Иудейским, - в состав его входили колена Иудово и
Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым,
и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей
этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено
Ефремове, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей.
Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и
святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство,
или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не
смел его убить: царя удерживали боязнь
наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что
сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем, пророк, уступая
несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах:
он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не
возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева.
В эти дни между домом царя
израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались
родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего
первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовью, Иосафат из
Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя
Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы
отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но
царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну
вместе с Ахавом, сказал:
- Как ты, так и я, как твой
народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим
Господа-Бога: будет ли для нас благополучна эта война?
И тотчас Ахав собрал своих
нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих
лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава
надеждой на успех, говоря:
- Иди, - Бог предаст в твои руки
не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя.
Но царь иудейский Иосафат, как
человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет
ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому
Иосафат, сказал Ахаву:
- Нет ли здесь хотя одного такого
пророка Господня, которого бы мы вопросили, и он ответил бы нам правду?
Ахав отвечал:
- Есть один муж, который может
вопросить Господа и открыть нам истину, - это Михей, сын Иемвлая, но я
ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло.
- Не говори так, - возразил
Иосафат Ахаву, - но призови, послушай его и не гневайся на его
обличения.
И тотчас Ахав послал за пророком
Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же
царя сидели во всем своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые
пророки прорицали пред ними. Причем
глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву:
- Так говорит Господь: этими рогами ты
уничтожишь и истребишь Сирию.
Точно так же и остальные
лжепророки говорили:
- Иди в Рамоф Галаадский и
победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки.
Между тем посол, отправленный к
пророку Михею, сказал ему:
- Вот все пророки предсказывают
царю доброе; прошу тебя, говори и ты тоже с ними, чтобы твои слова не
расходились с их словами.
- Жив Господь! - отвечал пророк
Михей. - И что скажет мне Сам Господь-Бог мой, то именно я и скажу царю.
И вот, придя, святой Михей стал
пред израильским царем Ахавом, который спросил его:
- Послушай, Михей, - идти ли мне
в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться?
Пророк, не тотчас отвечая на
вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал:
- Идите - будет вам успех, и они
преданы будут в руки ваши.
Ахав, видя, что пророк говорит не
с дерзновением, обратился к нему:
- Усиленно заклинаю тебя: скажи
мне истину как пред Господом.
Тогда святой Михей сказал с
дерзновением:
- Я видел всех сынов Израиля,
рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.
Этими словами пророк
предсказывал, что войско израильское на войне лишится своего пастыря,
т.е. царя: он будет убит, и все, как овцы волками, будут разогнаны
ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю Иосафату:
- Не говорил ли я тебе, что он не
пророчествует о мне доброго, а только худое?
Святой Михей продолжал:
- Так выслушайте слово Господне:
я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное
стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы
Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И
один (из предстоящих) говорил так, другой говорил иначе. И выступил один
дух и стал пред лицом Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему
Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков
его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай
так. Знай царь, - говорил пророк,
- что дух лжи в устах пророков твоих, и Господь изрек о тебе недоброе.
Во время этих слов пророка
подошел лжепророк Седекия и ударил по щеке святого Михея, проговорив:
- Какой Дух Господень сказал тебе
все это?
- Вот ты увидишь это, - отвечал
святой Михей, - в тот день, когда из страха пред ассириянами будешь
бегать из комнаты в комнату, чтобы скрыться хотя в доме своем.
Переполненный гневом, Ахав велел
взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить "хлебом
печальным" и поить "водою печальною", т.е. давать ему хлеба и воды в
таком малом количестве, чтобы пророк только не умер от голода и жажды, а
остался жив до возвращения царя, который хотел предать его мучениям.
Царь так и сказал:
- Держите его, пока я не
возвращусь в мире.
Святой Михей отвечал царю:
- Если ты возвратишься в мире, то
не Господь говорил через меня.
Затем святой Михей обратился к
народу и громко сказал:
- Слушайте это, все люди!
Святой пророк был посажен в
темницу, находившуюся в столице царства израильского - Самарии. Царь же
Ахав отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству святого
Михея;
об этом подробно сообщается в 3 Цар 22 и 2 Пар 18. По смерти Ахава
воцарился сын его Охозия.
О кончине святого пророка Михея
ничего не говорится в святом Писании; лишь в прологе сообщается, что он
будто бы он был убит Иорамом, сыном Ахавовым; но уже раньше замечено,
что Иорам был зять, а не сын Ахава. Однако весьма вероятно, что святой
пророк Михей умер мученическою смертью от кого-либо из мучителей: ибо
жена Ахава Иезавель, оставшаяся после мужа вдовою, и сын его Охозия,
принявший после отца царство, и зять, царь иерусалимский Иорам, - все
они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава.
Память пророка Михея в Великой Минеи-Четии и в Киевских месяцесловных
святцах полагается в пятый день месяца января. И в Минеи-Четии о нем
говорится, что за обличение беззакония он был убит и брошен в пропасть:
ближние святого Михея извлекли его честное тело оттуда и предали
погребению в своей земле, близ гроба одного странствовавшего пророка.
По прошествии 150-ти лет, быть может и более, по первом пророке Михее,
явился24 другой святой пророк того же
имени, память которого и совершается ныне. Он
происходил из колена Иудова; родиной его было местечко Морасфи близ
города Елевферполя; отсюда святой пророк получил и свое прозвание
Морасфитянин. Он пророчествовал в Иерусалиме во дни царей иудейских
Иоафама, Ахаза и Езекии; в это же время жил и святой пророк Исаия.
Святой Михей обличал своих единоплеменников, что они, уклонившись в
идолопоклонство, забыли истинного Бога и усвоили нечестивые обычаи
язычников. С сердечным сокрушением говорил им пророк, обращаясь от лица
Божия:
- Люди Мои, что Я сделал вам? Чем
оскорбил вас? Чем досадил вам? Отвечайте мне. Или за то, что Я вывел вас
из земли египетской и избавил от рабства, вы оставили Меня и признали
своими богами языческих идолов?
Обличая также притеснения,
неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и
старейшинами убогим и нищим, святой Михей говорил: "Слушайте, главы дома
Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать
все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо
притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них
кожу, истолкли их кости и раздробили тело,
точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же
это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все
прямое, созидающее Сион кровью и Иерусалим - неправдою!"
Так пророк обличал грешных и,
видя их неисправление, оплакивал погибель их, взывая со стенаниями.
"Горе мне! Ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по
уборке винограда: ни одной ягоды для еды (так нет угождающих Богу!).
Увы, душа моя! Не стало милосердых на земле, нет праведных между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует
подарков, и судья судит за взятки".
Оплакивая при обличении нечестивых их нераскаянность, пророк
предсказывал грядущий на них гнев Божий: он постигнет сначала столицу
израильского царства Самарию, так как здесь началось идолопоклонство и
нарушение закона Божия, и языческое нечестие; затем подобному же
наказанию подвергнется Иерусалим, - правосудие Божие судило придти в
разорение Самарии от ассириян, а Иерусалиму - от халдеев. И снова рыдал
пророк говоря: "Увы, увы мне!
Посещение Божие наступает!"
Но между подобными печальными
предсказаниями пророк Божий возвестил и радостное, что Пастырь и
Спаситель душ наших, Господь Иисус Христос родится в Вифлееме:
"И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя
произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле" (гл. 5, ст.
2).
Остальные предсказания сего
святого пророка Божия изложены в пророческой книге его имени.
Как, по совершении своего
пророческого служения, окончил свою жизнь святой Михей, мы не имеем
определенных сведений, но не думается, что он умер мученическою смертью.
В книге святого пророка Иеремии сообщается, что когда священники вместе
с ложными пророками и множеством народа хотел убить святого Иеремию, то
некоторые из старейшин защищали его, говоря собранию: "Михей
Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал
всему народу иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан,
как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего -
лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь
Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? И
Господь отменил бедствие, которое изрек на них, а мы хотим
сделать большое зло душам нашим".
Из этих слов можем видеть, что
святой пророк Михей не был убит, но, по окончании своей богоугодной
жизни, в мире почил. Он умер и был погребен на своей родине - Морасфе.
По прошествии очень многих лет его честные мощи вместе с мощами пророка
Аввакума были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению
Божию Зевину, епископу Елевферопольскому. За все сие да будет Богу
нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь.
-------
В тот же день память преподобного
Аркадия, ученика Ефрема Новоторжского.
В тот же день память святого
мученика Маркелла, епископа Апамийского, сожженного ок. 389 г.
идолопоклонниками за разрушение языческого храма.
Примечания:
24 В VIII
в. до Р. X.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четырнадцатый день (27.08), С. 62.
Жития святых, С. 9197 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 927)]
|