Память святого пророка Михея

Спонсор странички : avroramodels.info/sochu - случайные знакоства для мужчин

 

Память святого пророка Михея

   Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над иудеями в Иерусалиме - Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, - в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым, и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремове, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем, пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева.
   В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовью, Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с   Ахавом, сказал:
   - Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа-Бога: будет ли для нас благополучна эта война?
   И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:
   - Иди, - Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя.
   Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому Иосафат, сказал Ахаву:
   - Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили, и он ответил бы нам правду?
Ахав отвечал:
   - Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, - это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло.
   - Не говори так, - возразил Иосафат Ахаву, - но призови, послушай его и не гневайся на его обличения.
   И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всем своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними.   Причем глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву:
   - Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию.
   Точно так же и остальные лжепророки говорили:
   - Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки.
   Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему:
   - Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты тоже с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами.
   - Жив Господь! - отвечал пророк Михей. - И что скажет мне Сам Господь-Бог мой, то именно я и скажу царю.
   И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его:
   - Послушай, Михей, - идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться?
   Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал:
   - Идите - будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.
   Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему:
   - Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом.
   Тогда святой Михей сказал с дерзновением:
   - Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.
   Этими словами пророк предсказывал, что войско израильское на войне лишится своего пастыря, т.е. царя: он будет убит, и все, как овцы волками, будут разогнаны ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю Иосафату:
   - Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?
   Святой Михей продолжал:
   - Так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один (из предстоящих) говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух и стал пред лицом Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай так. Знай царь,    - говорил пророк, - что дух лжи в устах пророков твоих, и Господь изрек о тебе недоброе.
   Во время этих слов пророка подошел лжепророк Седекия и ударил по щеке святого Михея, проговорив:
   - Какой Дух Господень сказал тебе все это?
   - Вот ты увидишь это, - отвечал святой Михей, - в тот день, когда из страха пред ассириянами будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы скрыться хотя в доме своем.
   Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить "хлебом печальным" и поить "водою печальною", т.е. давать ему хлеба и воды в таком малом количестве, чтобы пророк только не умер от голода и жажды, а остался жив до возвращения царя, который хотел предать его мучениям. Царь так и сказал:
   - Держите его, пока я не возвращусь в мире.
   Святой Михей отвечал царю:
   - Если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня.
   Затем святой Михей обратился к народу и громко сказал:
   - Слушайте это, все люди!
   Святой пророк был посажен в темницу, находившуюся в столице царства израильского - Самарии. Царь же Ахав отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству святого Михея;
об этом подробно сообщается в 3 Цар 22 и 2 Пар 18. По смерти Ахава воцарился сын его Охозия.
   О кончине святого пророка Михея ничего не говорится в святом Писании; лишь в прологе сообщается, что он будто бы он был убит Иорамом, сыном Ахавовым; но уже раньше замечено, что Иорам был зять, а не сын Ахава. Однако весьма вероятно, что святой пророк Михей умер мученическою смертью от кого-либо из мучителей: ибо жена Ахава Иезавель, оставшаяся после мужа вдовою, и сын его Охозия, принявший после отца царство, и зять, царь иерусалимский Иорам, - все они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава. Память пророка Михея в Великой Минеи-Четии и в Киевских месяцесловных святцах полагается в пятый день месяца января. И в Минеи-Четии о нем говорится, что за обличение беззакония он был убит и брошен в пропасть: ближние святого Михея извлекли его честное тело оттуда и предали погребению в своей земле, близ гроба одного странствовавшего пророка.
По прошествии 150-ти лет, быть может и более, по первом пророке Михее, явился24 другой святой пророк того же имени, память которого и совершается ныне. Он происходил из колена Иудова; родиной его было местечко Морасфи близ города Елевферполя; отсюда святой пророк получил и свое прозвание Морасфитянин. Он пророчествовал в Иерусалиме во дни царей иудейских Иоафама, Ахаза и Езекии; в это же время жил и святой пророк Исаия. Святой Михей обличал своих единоплеменников, что они, уклонившись в идолопоклонство, забыли истинного Бога и усвоили нечестивые обычаи язычников. С сердечным сокрушением говорил им пророк, обращаясь от лица Божия:
   - Люди Мои, что Я сделал вам? Чем оскорбил вас? Чем досадил вам? Отвечайте мне. Или за то, что Я вывел вас из земли египетской и избавил от рабства, вы оставили Меня и признали своими богами языческих идолов?
   Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, святой Михей говорил: "Слушайте, главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающее Сион кровью и Иерусалим - неправдою!"
   Так пророк обличал грешных и, видя их неисправление, оплакивал погибель их, взывая со стенаниями. "Горе мне! Ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды (так нет угождающих Богу!). Увы, душа моя! Не стало милосердых на земле, нет праведных между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки".
Оплакивая при обличении нечестивых их нераскаянность, пророк предсказывал грядущий на них гнев Божий: он постигнет сначала столицу израильского царства Самарию, так как здесь началось идолопоклонство и нарушение закона Божия, и языческое нечестие; затем подобному же наказанию подвергнется Иерусалим, - правосудие Божие судило придти в разорение Самарии от ассириян, а Иерусалиму - от халдеев. И снова рыдал пророк говоря: "Увы, увы мне!
   Посещение Божие наступает!"
   Но между подобными печальными предсказаниями пророк Божий возвестил и радостное, что Пастырь и Спаситель душ наших, Господь Иисус Христос родится в Вифлееме:
"И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле" (гл. 5, ст. 2).
   Остальные предсказания сего святого пророка Божия изложены в пророческой книге его имени.
   Как, по совершении своего пророческого служения, окончил свою жизнь святой Михей, мы не имеем определенных сведений, но не думается, что он умер мученическою смертью. В книге святого пророка Иеремии сообщается, что когда священники вместе с ложными пророками и множеством народа хотел убить святого Иеремию, то некоторые из старейшин защищали его, говоря собранию: "Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал всему народу иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего - лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них, а мы хотим сделать большое зло душам нашим".
   Из этих слов можем видеть, что святой пророк Михей не был убит, но, по окончании своей богоугодной жизни, в мире почил. Он умер и был погребен на своей родине - Морасфе. По прошествии очень многих лет его честные мощи вместе с мощами пророка Аввакума были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению Божию Зевину, епископу Елевферопольскому. За все сие да будет Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь.

-------

   В тот же день память преподобного Аркадия, ученика Ефрема Новоторжского.
   В тот же день память святого мученика Маркелла, епископа Апамийского, сожженного ок. 389 г. идолопоклонниками за разрушение языческого храма.
 

Примечания:

   24 В VIII в. до Р. X.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четырнадцатый день (27.08), С. 62. Жития святых, С. 9197 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 927)]

 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русскогp;    

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру