Энциклопедический словарь Брокгауза
и Ефрона.
Лука — св. евангелист, по преданию один из 70-ти учеников И.
Христа. Самое имя его — от римского Lucanus или Lucilius — указывает на его
языческое происхождение: он был одним из первых образованных язычников,
принявших благовестие Христа. По своему занятию он был врач («возлюбленным
врачем» называет его в посл. к Колос., IV, 14 ап. Павел, пользовавшийся его
помощью во время своих болезней). О жизни его известно немного. По свидетельству
Евсевия («Церк. Ист.», 3, 4), Иеронима(«Dе Vir. illnstr.» 7) и других, он
обыкновенно жил в Антиохии Сирийской, там узнал ап. Павла и, сделавшись
преданным его последователем и сотрудником, сопровождал его в путешествиях и,
между прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь
подробно и красноречиво описанное им кораблекрушение. Древность единогласно
приписывала ему два творения: Евангелие и Деяния апостольские. В обоих этих
творениях обнаруживается искусная рука историка, который, при необычайной
точности и сжатости повествования, умел давать картинное и притом прагматически
мотивированное повествование. Евангелие его цитируется уже у древних писателей —
Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается в послании
церкви вьеннской и лионской (Евс., 5, 2), а затем книга эта цитируется у св.
Иринея, Климента Адександрийского, Тертуллиана и других. В виду отсутствия в
обеих книгах ясных указаний на разрушение Иерусалима, многие полагают, что они
написаны еще до этого события; Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели
относят их к более позднему времени. Критика, в лице главных представителей
тюбингенской школы, пыталась подвергнуть сомнению подлинность и историческую
достоверность как Евангелия, так и собенно Деяний, в которых многое объявлялось
неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики основывалось
главным образом на отрицании всего сверхъестественного, и ее доводы скоро
потеряли значение, особенно когда, благодаря новейшим исследованиям и раскопкам
на месте городов, описываемых Л. в качестве спутника ап. Павла, подтвердились
многие исторические и бытовые указания, которые раньше считались недостоверными
и противоречащими древним свидетельствам. Эрнст Курциус, в реферате, напеч. в «Sitzungsberichte
der Berliner Academie der Wissenschaften» за 1893 г. разбирая повествование о
пребывании ап. Павла в Афинах, признал это повествование вполне историческим
(см. этот реферат в «Христ. Чтении» за 1894 г., в переводе и с примеч. проф. А.
П. Лопухина). Английский проф. Рамсэй, в своем посмертном сочинении: «St. Paul
the traveller and Roman Citizen» (Лонд., 1895), на основании собственных
историко-археологических исследований и раскопок, пришел к выводу, что Л. —
историк не только поразительно точный в своих показаниях, но и замечательно
сведующий; Рамсэй прямо ставит его рядом с Фукидидом.
Литература. Из древних комментариев на св. Л. особенно известны беседы Евсевия,
Кирилла Адександрийского, Евф. Зигабена, Феофилакта. Главн. новейшие труды —
Де-Ветте, Мейера, Годе (один из лучших коммент.), Фаррара и др. Книга Деяний
превосходно изложена в книги Фаррара: «Жизнь и труды св. ап. Павла» (русск.
перев. А. Лопухина) и в новом сочинении аббата Вигуру, «Le nouveau Test. et les
nouvelles decouvertes» (пер. в приложении из «Библейской истории Нов. Звета при
свете новых исслед. и открытий», А. П. Лопухина, 1895). См. Schleiermacher, «Ueber
die Schriften des Lukas» (1817); James Smith, «Dissertation on the Life and
Writings of St. Luke» (в «Voyage and Shipwreck of St. Paul», 1848); Scholten, «Paul.
evangelium etc.» (1881); К. Schmidt, «Die Glaubwurdigkeit der Apostelgeschichte».
А. Л.
Сказание о десной руке святого
Иоанна Предтечи, крестившей Господа
После усекновения беззаконным царем Иродом главы святого Иоанна Предтечи,
Крестителя Господня, его честное тело погребено было его учениками близ могилы
пророка Елиссея в знаменитом самарийском городе Севастии. Когда же святой
евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие страны и города, пришел в
Севастию, имея в виду отправиться отсюда в свой отечественный город - Антиохию,
то сему апостолу пришло в голову взять с собою и отнести в Антиохию тело святого
Предтечи, Иоанна Крестителя. Оно было нетленно и цело, но взять его было нельзя,
потому что жители Севастии очень чтили мощи Крестителя и бережно их хранили.
Посему святой евангелист Лука мог отделить от святого тела Предтечи только
правую руку, крестившую Владыку нашего Господа Иисуса Христа; ее то он и принес
с собою в свой город Антиохию, как некое драгоценное сокровище, которым он хотел
возблагодарить Антиохию за свое воспитание, полученное им в этом городе. С того
времени святая рука Крестителя в великом благоговении была хранима антиохийскими
христианами, ибо от нее совершалось немало чудес. По прошествии долгого времени,
на царском престоле воссел Юлиан Отступник4, который явно отрекся от Христа и
кланялся идолам. Он стал преследовать Церковь Божию так же, как и языческие
императоры, преследовавшие христиан раньше его, и не только гнал и умерщвлял
живых христиан, но восстал с яростью и против умерших: останки святых,
пострадавших за святую веру, он вынимал из гробов и сожигал, а храмы Божии и
всякие святыни обращал в пепел. Однажды он явился и в Антиохию, частью для того
чтобы принести там гнусные жертвы своему мерзкому богу, Аполлону, идол которого
находился близ города, в местности, именовавшейся Дафне, частью для того, чтобы
преследовать христиан и сжечь те святыни их, какие ему удалось бы найти,
Христиане антиохийские, услышав о его прибытии, поспешили сокрыть святую руку
Крестителя в одной городской башне, называвшейся Гония, чтобы гонитель не
причинил ей бесчестия и не сжег бы ее. Юлиан, явившись в Антиохию и причинив
здесь много зла христианам, стал отыскивать руку Крестителя, а когда его поиски
оказались напрасными, то послал приказ в Палестинский город Севастию о том,
чтобы все тело Крестителя, находившееся там, за исключением головы и руки, а
равно и гробница с храмом Крестителя были преданы разрушению и огню, что и было
исполнено, как сообщают историки Никифор и Кедрин6. Впрочем блаженный Симеон
Метафраст сообщает, что сожжено было не Крестителево тело, а чье-то другое, ибо
патриарх Иерусалимский, узнав заблаговеременно о приказе Юлиана, тайно взял из
гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он
положил кости одного мертвеца, и эти последние были сожжены, по словам
Метафраста, вместо мощей Крестителя, с гробом его и храмом.
Когда беззаконный тот царь погиб, и истинная вера снова воссияла в мире, то и
рука святого Предтечи была вынута из башни, в коей скрыта была, как бы
светильник из-под спуда. Снова христиане стали воздавать ей почитание и снова
стали совершаться от нее чудеса, как и прежде. Из этих чудес сообщим о
следующем.
В пределах Антиохийских гнездился великий и страшный змей, которого обоготворяли
и которому как богу ежегодно приносили жертвы. В эту жертву обыкновенно
назначаема была особо избиравшаяся непорочная девица, которая и отдавалась на
съедение змею в присутствии всего народа, смотревшего на это зрелище с особых
мест, построенных невдалеке от пещеры, где жил змей. Змей же выползал из пещеры
и производил всеобщий ужас своим страшным видом, шипением и широко отверстою
пастью, а потом хватал представленную ему жертву и, терзая ее своими губами,
пожирал. Для такой жертвы дочери антиохийских граждан были назначаемы по жребию.
В один год жребий этот пал на дочь одного антиохийского христианина. Христианин
этот молил со слезами Христа Бога и Его святого Крестителя об избавлении его
дочери от лютой смерти. Когда наступал день того гнусного праздника, отец с
воплями и рыданиями вопиял к Богу и призывал на помощь святого Иоанна
Крестителя. В это время он пришел к храму Иоанна Крестителя, где хранилась рука
Крестителя, и усердно просил ключаря, чтобы тот отпер ему храм и пустил его
поклониться той честной и святой руке. Сие же делал он с тайной целью, для
достижения которой он положил за пазуху несколько золотых монет. Когда он стал
совершать поклоны пред ковчегом, в котором была хранима та святая рука, то как
бы нечаянно просыпал из-за пазухи золотые монеты. Ключарь, который любил деньги,
бросился подбирать монеты, а в это самое время христианин тот, лобызая святую
руку Крестителя, тайно откусил зубами один сустав малого перста, спрятал его и,
помолившись вышел, неся с собою сустав пальца. Когда настал тот день, в который
девица должна была неповинно подвергнуться смерти, и когда народ собрался к
полночному часу на позорище, туда явился и отец, ведя дочь на съедение змею, и в
душе вознося к Богу молитвы о спасении. И вот выполз из своей пещеры страшный
змей, шипящий, с разинутою пастью, и стал подползать к приготовленной для него
жертве - девице, чтобы пожрать ее. Но отец не отступал от дочери, призывая на
помощь Всевидящего Спасителя Христа Бога и Его Крестителя. Когда змей подполз
совсем близко и еще шире раскрыл свою пасть, отец девицы бросил сустав
священного перста Крестителя прямо в середину гортани змея, и змей тотчас же
издох. Девица спасена была таким образом от лютой смерти, отец же ее со слезами
радости громким голосом воссылал благодарение Спасителю Богу и Его святому
Крестителю, разъясняя всему народу, какое великое чудо совершил Господь Бог.
Народ, присутствовавший на позорище, видя змея мертвым, а девицу - живою и
восхваляющею вместе с отцом Бога, сначала весьма удивился и ужасался при виде
столь славного чуда, а потом, обрадовавшись, стал прославлять едиными устами
Единого Истинного, Живущего на небе и Призирающего на смиренных Бога. И началось
празднование и торжество великое в Антиохии, ибо множество язычников
присоединилось к христианам, уверовав во Христа Бога. На том же месте, где
совершилось то великое чудо, создана была церковь, великая и прекрасная, во имя
святого Иоанна Крестителя. Рассказывают, что в этой церкви в день праздника
Воздвижения честного Креста Господня архиерей воздвигал и честную руку
Крестителя, причем она иногда держалась прямо, иногда же сгибалась: первое
указывало на большой урожай хлеба и всяких плодов и овощей, а последнее служило
предзнаменованием неурожая и голода.
Когда по Божию попущению, арабы завладели Антиохией и всеми ее пределами, то
великое сокровище - честнейшая рука св. великого Иоанна Крестителя оказалась как
бы в плену. Благочестивые цари христианские немало стараний приложили к тому,
чтобы взять из под власти арабов пречестную руку Предтечи и иметь ее в своем
царствующем городе, но им долго не удавалось достигнуть этой цели, и они не
могли ничего сделать ни золотом, ни иными какими-либо способами. Но в правление
багрянородных братьев Константина и Романа этот дар, более ценный, чем все
сокровища земные, получен был следующим образом.
Одному антиохийскому диакону, по имени Иову, внушено было Самим Богом вынести
святую руку Крестителя из-под державы арабской в страну, где сияла благочестивая
вера Христова. Так как святая рука та лежала в прекраснейшем храме Антиохии,
посвященном имени св. Апостола Петра, то Иов стал служить при этой церкви и
вошел в дружбу с церковным сосудохранителем, чтобы ему было удобнее исполнить
то, что он замыслил. Он много раз покушался склонить сосудохранителя на
задуманное им дело, но тот никак не хотел согласиться на это. Тогда Иов однажды
устроил большой пир, на который позвал сосудохранителя. Он усердно угощал
последнего, и когда тот, выпив много вина, тут же заснул, Иов пошел тайно в
церковь и, открыв ковчег, взял руку Крестителя и спрятал ее у себя.
Сосудохранитель, проснувшись поутру, не заметил пропажи. Между тем Иов, ни мало
немедля, ушел с честною рукою из Антиохии и поспешил к пределам христианского
царства, боясь, как бы антиохийским христианам и варварскому правительству не
сделалось известным похищение святой руки и как бы за ним не послана была
погоня. Однако под охраною Божией, будучи защищен молитвами св. Крестителя, он
вскоре достиг христианских владений. Прибыв в Халкидон9, он открыл, что
хранилось у него, и показывал это сокровище, принесенное им из Антиохии,
христианам. Тотчас было донесено об этом благочестивым царям, и они, услышав
таковую весть, превышавшую их надежды, исполнились неизреченной радости и
немедленно послали в Халкидон свой царский корабль. На этом корабле находились
святейший патриарх и некоторые наиболее почтенные сенаторы, которые должны были
встретить принесенную руку Крестителя и с почетом отнести ее в столичный город.
Когда из Халкидона возвращался корабль со святою рукою, которую держал сам
патриарх, то цари и весь народ вышли на берег, встречая как бы самого святого
Крестителя, невидимо приходившего с неба, и воздавали ему почтение поклонением,
псалмами и песнопениями, возжжением свечей и каждением. С благоговением
приложившись к честной руке, цари положили ее в своей дворцовой церкви. Это
перенесение св. руки Крестителя совершалось в навечерие св. Богоявления, пред
освящением воды. И отпразднован был этот праздник, а вслед за ним собор
крестителя с великим веселием, в честь высшего между пророками святого Иоанна
Крестителя и во славу Самого в Троице Бога, от всех славимого и поклоняемого во
веки. Аминь.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Седьмой день (20.01), С. 12. Жития святых,
С. 448 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 93-94)]
День Восемнадцатый (31 октября)
Житие святого апостола и евангелиста Луки
Святой евангелист Лука родился в сирийском городе Антиохии. Родители его не
принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя
Лука, сокращенное из латинского слова "Лукан", а в особенности одно место из
послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от
"сущих от обрезания", т.е. иудеев (Кол 4:10-15). В своих писаниях Лука однако
обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями;
посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял
иудейскую веру. Кроме того, на, родине своей, славившейся цветущим состоянием
наук и искусств. Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания
апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство3;
предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно также,
что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний
гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.
Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи
по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в
Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного
учения (Мф 4:24-26; Лк 4:37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую
почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия
в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления
и власть творить чудеса, стал ходить "пред лицом" Господа Иисуса Христа,
проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю.
В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и
овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем
Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе
прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "издалека" и со скорбию взирал на Распятого
(Лк 23:49) Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в
самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и
беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем
Евангелии. Скорбя о смерти своего учителя и недоумевая относительно Его
воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником
Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус6, и по дороге в сие селение удостоился
стать спутником Того, Кто есть "путь, истина и жизнь" (Ин 14:6). Оба ученика
шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с
ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, "в ином образе" (Мк
16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому
устроению Божию, "глаза их были удержаны" (Лк 24:16), так что они не могли
узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев,
ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.
- О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? - спросил их
Господь.
На сие Клеопа сказал:
- Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о
происшедшем в нем в эти дни?
- О чем? - спросил снова Иисус.
- Что было с Иисусом Назарянином, - сказали они в ответ, - Который был пророк,
сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его
первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы
надеялись было, - продолжали свою речь ученики, - что Он есть Тот, Который
должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это
произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и
не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов,
которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так,
как и женщины говорили, но Его не видели.
Тогда Господь сказал им:
- О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали
пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?
И, начав от ?оисея, Христос Господь из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем
во всем Писании.
Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так
как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее,
то они стали просить Его остаться с ними.
- Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, - говорили они Ему.
И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег с
ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им.
Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему
вероятию, сие действие Господь и прежде совершал перед учениками, а кроме того,
они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его
руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:
- Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда
изъяснял нам Писание (Лк 24:17-32)?
Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа
тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных
в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им,
что Христос воскрес и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же с
своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону.
Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем, происшедшем с ними
на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время
сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший Господь,
преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые
думали, что видят перед собою только призрак своего умершего Учителя, Господь
показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука
здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в
Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк 24:18-49).
После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время вместе с другими
Апостолами в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою
родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с
проповедию город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна
Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину,
но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке
взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою
некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим
бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости
антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и
сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних
писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во
время второго апостольского путешествия святого Павла. В это время святой Лука
вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для
утверждения и устроения Церкви в македонском городе Филиппах; святой Лука с
этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения
христианства в Македонии.
Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова
посетил Филиппы, Лука, по его поручению, и по избранию всех верующих, ходил в
Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины. Собрав
милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая
по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в
Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в палестинском
городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и
тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом
Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности
потерять даже жизнь.
Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком,
Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой
столице древнего мира. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу
Деяний святых апостолов16. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего
Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая
во внимание все то, что предали "с самого начала очевидцы и служители Слова" (Лк
1:2). Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное
святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний апостольских написана была,
как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла. После
двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив
Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в сие
время точно также сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон
воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой
раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую
Церковь, и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он
был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему
учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это
время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на
заклание. "Я уже становлюсь жертвою, - писал апостол Павел своему ученику
Тимофею, - и время моего отшествия настало: старайся прийти ко мне скорее. Ибо
Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент - в
Галатию, Тит - в Далматию. Один Лука со мною".
Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в
Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное
предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в
Македонии, - в которой он и прежде трудился несколько лет, - а также и в
соседней с Македонией Ахаии.
Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет
и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он
пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте, - в Фиваиде, -
многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископы
некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и
проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил
здесь, - преимущественно в области Беотии, - церкви, рукополагал священников и
диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю
- апостолу Павлу, - святой Лука "подвигом добрым подвизался, течение свое
совершил и веру сохранил". Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою
смертию, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве.
Честное тело его было погребено в Фивах, - главном городе Беотии, - где его
святые мощи, подававшие множество исцелений, пребывали до второй половины
четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи -
Константинополь.
О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по
тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось
здесь над страдавшими глазного болезнию24. Сын равноапостольного Константина
Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело
святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи
святого Луки в столицу, и тот с великим торжеством совершил сие перенесение.
Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое
чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою
болезнию. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и
теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить
святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у
него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он
прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до
храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом,
вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были
источником чудес и с особенною любовию были чествуемы православными христианами.
Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя
благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ
Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа
нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и
принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала:
"Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут!"
Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных
апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу -
писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение
святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы.
Аминь.
В тетраморфах символ святого Луки Бык.
|