Житие святого священномученика Корнилия
сотника
Вкоре после страданий Господа нашего Иисуса Христа и по воскресении и
вознесении Его на небеса в Кесарии Палестинской поселился сотник по
имени Корнилий, родом из Италии Фракийской11.
Он хотя и пребывал во тьме неверия, однако уже совершал дела света и,
оставаясь еллином, был подобен христианину. Христа не знал он, но делами
милосердия бессознательно почитал Его. Живя посреди развращенного мира,
он был добродетелен, как свидетельствует о нем святой Лука в Деяниях: В
Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого
Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший
много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян 10:1-2)12.
Бог не презрел таковых его добродетелей и благоволил просветить его
светом веры и привести к познанию истины, дабы добрые дела его не
покрывались мраком неверия.
Однажды, молясь Богу в своем доме, этот богобоязненный муж,
увидел ангела Божьего, который возвестил ему, что его молитвы и
милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию13
за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он
тотчас послал с мольбой звать Петра. В то время, как посланные Корнилия
шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома, в шестом часу дня14,
помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот перед ним явилось
видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному
иноплеменнику, - ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались
ими. Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался
сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос
повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных,
зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда
не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:
- То, что Бог очистил, не признавай нечистым.
Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников.
Голод Петра знаменовал собой голод, описанный пророком
Амосом, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов
Господних (Ам 8:11)15. Такой голод был в
доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для
тела, так те - хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца,
знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами.
Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы
обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям
были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только
в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного; по
своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию - ядовитые
гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их
было велено заклать и есть - то есть острым мечом слова Божия умертвить
древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из
очищенных крещением душ и тел их жертву живую, Благоугодную Богу (Рим
12:1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение
крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то это
означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не
только за израильтян, но и за язычников.
Когда Петр размышлял об этом видении и пребывал в недоумении,
посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий
повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить
к Церкви Христовой; за ним должны были идти ко Христу ту и другие
язычники. Когда Петр вошел в дом, Корнилий, окруженный всеми своими
родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам
Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал: "Вы знаете, что
иудею непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение:
однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни
одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю
теперь, зачем вы призвали меня к себе?"
Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и
что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть
спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе
Христе, что Он был Бог во плоти, жил на земле с людьми, учил и направлял
их на путь, ведущий в Царство Небесное, и сотворил много знамений и
чудес, врачуя всякую болезнь и воскрешая мертвых словом. Далее Петр
поведал о том, как Христос добровольно пострадал и умер, а потом воскрес
для того, чтобы освободить человека от страданий и воскресить от смерти,
даровав ему жизнь вечную, - что Он будет судить живых и мертвых, что о
Нем свидетельствуют все пророки, и что всякий верующий во имя Его
получит прощение грехов. Когда Петр говорил это, Святой Дух, вселяя его
слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем
своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа нашего Иисуса
Христа и, по принятии крещения, оставил все и пошел за Петром, который
поставил его епископом. Проходя с Петром и другими проповедниками
различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда
Петр, вместе с Тимофеем и Корнилием, находился в городе Ефесе, им стало
известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии16,
и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. Они бросили
жребий, который пал на Корнилия, и тот, призвав на помощь Бога, поспешно
пошел в этот город. Там жил князь по имени Димитрий, философ, изучивший
эллинскую премудрость, который чрезвычайно ненавидел христианскую веру,
почитал же богов языческих и больше всего Аполлона и Дия17.
Узнав о прибытии в город Корнилия, князь тотчас призвал его к себе и
спросил, откуда и зачем он пришел сюда.
Корнилий отвечал:
- Я раб Бога Живого, пришел же сюда как посланный для того, чтобы
вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения, извести к свету истины и
бросить чистый луч познания в твою душу.
Тот же, не уразумевши ничего из слов Корнилия, разгневался и с
яростью сказал:
- Я спрашиваю тебя об одном, а ты мне говоришь о другом. Клянусь
богами, если ты не ответишь на каждый мой вопрос, то я не пощажу твоей
старости и не постыжусь седин твоих. Итак, скажи мне: кому ты служишь и
зачем ты пришел сюда?
Корнилий же сказал:
- Если хочешь узнать о моей службе, то узнай, что я - сотник; когда
я услышал о тебе, что ты и жена твоя и все жители твоей области впали в
великое заблуждение, то пришел избавить вас от демонского прельщения,
наставить на истинный путь и примирить с Единым Живым Богом, Который
сотворил небо и землю и все, что в них находится.
На это Димитрий сказал:
- Я вижу, что ты удручен старостью, и щажу тебя ввиду твоих
преклонных лет; перестань говорить ложь; приступи к богам нашим и
поклонись им. Если же не захочешь этого исполнить, то знай, что я предам
тебя тяжким мучениям и ни один бог, кроме моих богов, не избавит тебя из
рук моих.
- Бог мой, - ответил Корнилий, - может не только сохранить меня
целым и невредимым от всех зол и избавить от рук человеческих, но и
уничтожить твоих богов и сокрушить в прах их истуканы, а тебя, тщетно на
них надеющегося, привести к познанию Его! Я же бесам и бездушным их
изображениям никогда не поклонюсь. Ибо написано: боги, которые неба и
земли не сотворили, исчезнут (Иер 10:11). И еще Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи (Мф 4:10). Пришел же я сюда для того,
чтобы обратить вас к покаянию и освободить от сети диавола, который
уловил их в свою волю (2 Тим 2:26)18.
Князь тогда сказал:
- Я клялся богами моими, что не пощажу тебя, но предам тяжким
мучениям, если ты не принесешь жертву богам.
- Каким богам велишь ты принести жертву? - спросил Корнилий.
И сказал князь:
- Принеси жертву Аполлону и Дию.
Корнилий сказал тогда:
- Покажи мне тех богов твоих.
Князь обрадовался, думая, что он хочет поклониться, и повел его ко
храму Дия.
За ними шел народ, желая видеть, как Корнилий будет поклоняться
идолам. Дойдя до храма, все пошли туда - князь с Корнилием и прочие,
между которыми была и жена князя, по имени Еванфия, и сын его, названный
по имени отца своего Димитрианом. Войдя в идольский храм, Корнилий
обратился лицом к востоку19 и, преклонив
колена свои на землю, молился так: "Боже, потрясающий землю и
превращающий горы в бездны морские! Ты рукою Даниила сокрушил Ваала,
умертвил змия и, заградивши уста львов, сохранил невредимым раба Твоего
(Дан 14). И ныне ниспровергни этих идолов и дай познать людям Твою
сильную мышцу!"
Помолившись так, святой вышел из храма. Вместе с ним вышел князь
Димитрий и весь собравшийся здесь народ; Еванфия же с Димитрианом
оставалась внутри храма. И вот
внезапно сделалось землетрясение, храм с идолами упал, и боги, на
которых язычники надеялись, разбились в прах, жене же князя с сыном ее
выход был загражден упавшими стенами. Весь народ был в ужасе, видя
падение храма, князь же не знал, что жена и сын его были завалены
стенами.
Радуясь силе Бога Живого, Корнилий сказал князю:
- Где теперь, князь, твои великие боги?
Тот же, исполнившись ярости, сказал:
- Скажи нам, волшебник, какими чарами ты устроил падение храма и
богов наших?
И стал он советоваться со своими приближенными, какими муками
погубить Корнилия.
День уже склонялся к вечеру, и солнце стало заходить, поэтому
времени для мучения Корнилия не оставалось. Князь повелел связать ему
руки и ноги и в таком положении повесить его в темнице, чтобы он, вися
всю ночь, страдал до утра; утром же князь хотел жестоко его мучить и
умертвить. Когда святой был отведен в темницу и там по повелению
мучителя повешен со связанными руками и ногами, к князю прибежал один из
его рабов по имени Талефон и сказал:
- Господин! Моя госпожа и единственный сын твой погибли в храме,
обрушившемся от землетрясения.
Князь Димитрий, услыхав это, разорвал на себе одежды20
и горько зарыдал. Плакали с ним и старейшины города, иные же его
утешали. Но кто мог утешить в таком горе, какое он почувствовал в своем
сердце при получении вести о внезапной кончине жены и сына?
Тогда князь сказал своим приближенным:
- Пойдите, разметайте камни павшего храма, отыщите кости
возлюбленной супруги моей и моего милого сына и принесите их ко мне.
Сказав это, он снова горько зарыдал. В это время поспешно пришел к
нему начальник жрецов Варват и сказал:
- Я слышал голоса жены твоей и сына, которые из средины упавших
стен восклицали: "велик Бог христианский. Он сохранил нас живыми от
ужасной смерти через раба Своего Корнилия. Просите же этого святого
мужа, чтобы он вывел нас отсюда и чтобы мы здесь не погибли. Ибо мы
видим дивные чудеса его Бога и слышим голоса ангелов, которые поют:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2:14).
Услышав это от Варвата, князь быстро побежал со всеми своими
приближенными к рабу Божьему в темницу и нашел его там свободно ходящим:
ангел Господень разрешил его от уз. И припал князь к ногам Корнилия,
говоря:
- Велик, Корнилий, твой Бог, Который хранит мою супругу и моего
сына в упавшем храме. Итак, молю тебя, раб Бога Вышнего, приди и выведи
их оттуда: я со всеми моими приближенными верую во Христа Распятого,
Которого ты проповедуешь.
Святой Корнилий пошел с ними к упавшему идольскому храму и, возведя
на небо очи свои, сказал:
- Господи Боже призирает землю и она трясется (Пс 103), от лица
Твоего тают горы и высыхают бездны! Услышь, Господи, моления
заключенных, изведи из развалин Еванфию и не отврати лица от сына ее, но
внемли им ради имени Твоего.
Когда он молился так, внезапно открылось место, где между павшими
стенами была заключена Еванфия с сыном, и оба вышли оттуда невредимыми,
восхваляя Бога. Все же бывшие там и видевшие это преславное чудо
восклицали:
- Велик Бог христианский!
Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились
с ним и двести семьдесят семь других граждан. Святой же Корнилий прожил
в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец
человеческих и рассеивая семена благочестия. В скором времени он обратил
во Христу весь город, и одного уважаемого мужа по имени Евномия поставил
там пресвитером. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о
которой узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к
Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в
христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во
всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много
поучив их, он услышал голос с неба:
- Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе венец правды (2 Тим
4:8).
Услышав это, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена,
сказал:
- Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти веру, совершить
подвиг и победить супротивных. Благодарю Тебя за все! Но прошу Тебя,
Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним
милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в
исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли
пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.
И когда все сказали: "аминь", он предал с радостью дух свой в руки
Господа, призывавшего его на небеса.
Князь же Димитрий с супругой своею Еванфией, сыном Димитрианом21,
пресвитером Евномием и всеми верующими долго плакали над отцом и
учителем своим; зажегши свечи и воспевши надгробные песни, они погребли
тело его с честью близ упавшего храма Диева. И каждый день верующие,
приходя на его могилу, кадили ладаном и молились, и от гроба его болящим
подавалось много исцелений.
Прошло много лет - и все современники описанных событий отошли к
Господу, Последующим поколениям осталось неизвестным то место, где были
погребены мощи святого Корнилия, ибо вокруг его гробницы выросли терние
и густой кустарник, и никто не знал о хранившемся там драгоценном
сокровище. Однажды случилось быть на том месте епископу города Троады22,
Силуану; святой Корнилий явился ему ночью во сне и сказал: "Долгое время
я живу здесь, и никто не навестил меня".
Епископ же, пробудившись от сна, удивлялся виденному и недоумевал,
кто являлся ему. На следующую ночь святой снова явился ему и сказал: "Я
- сотник Корнилий, мощи же мои
лежат в терновнике, растущем около того места, где некогда стоял храм
Дия. Ты построй мне церковь близ места, принадлежавшего Димитрию: то
место зовется Пандохиум23, и на нем
погребены многие тела верных и святых братий".
Наутро епископ рассказал о видении своему клиру и отправился со
всеми к тому терновнику, который в видении ему показал святой.
Помолившись, они начали копать землю и скоро нашли ковчег, заключавший в
себе мощи святого Корнилия целые и нетленные, от которых исходило
необычайное благоухание. Все были очень обрадованы обретением такого
великого сокровища. Епископ же оставался в затруднении относительно
церкви, которую повелел ему построить святой, ибо у него не было столько
денег, сколько требовалось для построения церкви. Однако и в этом деле
святой Корнилий не замедлил помочь епископу. На следующую ночь он явился
одному благочестивому и очень богатому человеку по имени Евгений и
повелел ему дать епископу Силуану столько денег, сколько будет нужно для
построения церкви. Евгений же сообщил о своем видении епископу и дал ему
все нужное, после чего святой храм был построен и украшен со всяким
благолепием.
Когда наступило время перенесения честных мощей из терновника в
заново созданную церковь, собралось множество верующих с епископом
Силуаном и Евгением, имея в руках своих зажженные свечи. Едва епископ с
клиром начал петь "Трисвятое", как ковчег внезапно поднялся сам собой и
несен был невидимыми руками к церкви; из народа же никто не смел
прикоснуться к нему. Видя, что ковчег движется сам собой, все удивлялись
и ужасались, и едиными устами вопияли:
- Свят, Свят, Свят, Господь Савваоф, являющий нам силы и чудеса
Свои через раба Своего Корнилия!
Случилось там быть в то время и многим неверующим, которые, увидев это
чудо, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Когда же все дошли до
церкви и вошли в нее, то стали по обе стороны, желая видеть, как пойдет
ковчег с мощами и где станет. Он же, двигаясь прямо, стал близ алтаря,
по правую сторону. Епископ хотел поставить его внутри алтаря, но никто
не мог подвинуть ковчег с того места, на котором он стал сам. И
совершались многие чудеса в то время и впоследствии от святых и
чудотворных мощей угодника Божьего. По смерти епископа Силуана его место
занял Филосторгий, который убедил одного иконописца по имени Енкратий
расписать всю церковь священными изображениями и более всего
позаботиться о написании иконы самого святого Корнилия. Иконописец же,
начав писать икону святого Корнилия, никак не мог изобразить лица его и
несколько раз смывал все, что писал на иконе, чувствуя, что ему не
удается написать лик святого вполне благолепно. Наконец, он вышел из
себя, - произнесши хульные слова против святого, оставил его икону и,
намереваясь написать что-нибудь другое на церковной стене, поднялся на
лестницу, но, поскользнувшись, упал вниз и так расшибся, что лежал, как
мертвый. Бывшие в церкви взяли его, снесли в дом и положили на одре едва
живого и не способного вымолвить даже одно слово. Вокруг его рта видны
были черви, из которых одни вползали, другие выползали из его уст. Это
было наказанием ему за то, что он осмелился произнести своими устами
хульные слова против святого. Однако как Сам Господь, так и святые рабы
Его гневаются не до конца и не вечно негодуют. Ибо наутро тот, кто вывел
живыми жену и сына Димитрия из разрушившихся стен, явился и Енкратию и,
взяв его за руку, поднял его с одра, как бы от сна, и стал невидим.
Енкратий же, почувствовав себя здоровым, поспешил в церковь святого и,
припавши к честному ковчегу, в котором почивали целебные мощи Корнилия,
с плачем просил прощения за свой проступок и благодарил святого за то,
что тот помиловал его и исцелил от болезни, когда он уже был близок к
смерти. Двойную пользу получал тот иконописец от явления святого: он
исцелился от болезни и узнал, каков был лик святого. После этого он
изобразил на иконе святого Корнилия так, как видел его в явлении, и
прославлял Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого во веки.
Аминь.
Примечания
11 Область Римской империи, к
северо-востоку от Македонии. В настоящее время Фракия, под именем
Романии или Румелии, составляет провинцию европейской Турции.
12 Кесария - большой город в Палестине, при
Средиземном море, где пребывали римские прокураторы. Спира Италийская -
полк, составленный из природных римлян.
13 Иоппия (в переводе с еврейского значит:
красивая, возвышенная местность) - древнейший город финикийский, по
завоевании земли обетованной доставшийся колену Данову, лежит при
Средиземном море на высоком холме, на юге цветущей равнины Саронской, в
12 часах пути от Иерусалима. Город этот во все времена был весьма важным
портовым и торговым городом; ныне - Яффа, один из главнейших и наиболее
цветущих сирийских городов.
14 Иудеи обыкновенно удалялись для молитвы в
верхнюю горницу, устраивавшуюся на кровле дома (роль нашего мезонина).
Петр же оставался на самой кровле под открытым небом. Шестой час
соответствует нашему 12-му часу дня.
15 Т.е. стремление к слышанию истинного учения о
Боге и спасении.
16 Город в западной малоазийское провинции Мизии.
17 Об Аполлоне см. на с. 46; о Дии или Зевсе
(иначе Юпитере) см. на с. 71.
18 Т.е. избавитесь от диавола, который ловит
людей, как птиц, в свои сети.
19 Древние христиане молились, обращаясь к
востоку, откуда восходит солнце, которое было символом Солнца Правды -
Христа.
20 Древние разрывали свои одежды в знак печали.
21 Все трое пострадали за Христа и причислены к
лику святых: память их празднуется 11 сентября.
22 Троада - область древнего города Трои, в
западной малоазийское провинции Мизии. Епископ Троады Силуан скончался в
425 г.
23 Греческое название странноприимного дома.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Тринадцатый день (26.09), С. 31.
Жития святых, С. 10435 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 124)]
|