День Пятнадцатый (28 июля) Страдание святых
мучеников Кирика и Иулитты
В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая
женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей,
по имени Иулитта, верой христианка; недолгое время поживши в законном
супружестве1, она овдовела, родивши мальчика.
Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый
Диоклитиан2, держа скипетр римского царства,
воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах;
комит Дометиан был поставлен Диоклитианом начальником Ликаонской страны;
он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию
христианской крови. Придя в Иконию, Дометиан начал яростно мучить
верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства.
Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим
благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо
боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа.
Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой,
родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение,
ради любви Христовой, и, взяв сына своего Кирика, которому было три года,
и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в
странствование, помня сказанное в писании: "не имеем здесь постоянного
града, но ищем Будущего" (Евр 13:14).
Пришла она в Селевкию3, как странница и
нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же
гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство,
пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса
Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: дайте место гневу, т.е.
бегите от гнева4, и еще: Когда же будут
гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23), - ушла из Селевкии
и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.
Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс5
мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили
начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на
открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе
рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее
страдание и кончину. И приведена была мученица перед начальником, имея
на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об
имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса
Христа и назвала себя христианкой: "Мое имя, - говорила она, -
происхождение и отечество - это небесное Царство Христа моего!"
Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и
бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на
это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери.
Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем,
взяв его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало,
гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова,
но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника,
не даваясь ни гладить, ни целовать себя скверными устами; ребенок все
смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:
- Я христианин! Пусти меня к матери!
Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда
начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок,
сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням
и ударяясь головой об острые углы, все то место покрыло своей кровью и
отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался
мученичеством святой отрок Кирик.
Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как
бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого
не говорила, кроме сих слов: "Я христианка и не принесу жертвы бесам!"
Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела перед
судилищем свое любимое дитя, окровавленное и мертвое; исполнившись
радости, Иулитта сказала: "Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына
моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя
Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей". После этого
начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а
потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда
таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал: "Пощади себя,
Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от
мук и не погибнуть лютой смертью, как сын твой". Мученица отвечала: "Не
поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, - я поклоняюсь Господу моему
Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный все
сотворил (Кол 1:12-16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним
сподобиться Царства небесного".
Увидев непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник
осудил ее на усечение мечом. Взяли ее слуги и повели из города на то
место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу
брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы,
а затем, преклонивши колена, молилась: "Благодарю Тебя, Господи Боже мой
Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его
пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со
святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить
благодать перед Тобой быть причтенной к мудрым девам (Мф 25:1-13).
вшедши в Твой нетленный чертог,
чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального
Отца и соприсносущного Духа во веки. Аминь".
После такой молитвы святой Иулитты палач, поострив меч, ударил им в
выю и отсек честную голову, оставив тело на том месте без погребения на
съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из
города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые
две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнеся
далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней
Константина Великого6, первого христианского
царя, во время которого воссияла истина, и Церковь Божия, по благодати
Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным
христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников
Кирика и Иулитты, и рассказала об их страданиях. Святые мощи их были
вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими
больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых
мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и
Святым Духом славимого во веки7. Аминь.
В тот же день преставление святого
равноапостольного великого князя Киевского Владимира (1015 г.), во
святом крещении Василия.
В тот же день отмечается память святого мученика Авудима,
пострадавшего при Диоклитиане.
Примечания
1 Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри
Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда
Икония была главою городов Ликаонских. В истории христианской Церкви
Икония замечательна посещениями ее св. ап. Павла во время его
миссионерских путешествий (Деян 13, 51; 14, 1-3; 2 Тим 3:11).
Впоследствии здесь была епископия, и с 461 г. епископы иконийские
именовались митрополитами Ликаонской провинции.
2 В царствование Диоклитиана (284 - 306 гг.) было издано
четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим,
указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с
тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих
должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее
по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан
второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других
духовных лиц заключать в темницы, таким образом указ касается одних
только
духовных лиц, последних обвинили перед императором как зачинщиков
восстания в Сирии и Армении, к несчастию для христиан начавшегося вслед
за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ:
всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к
принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в 304 г.
был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось
повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более
всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311г.,
когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной
религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти
после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.
3 Селевкия - город Сирии, на берегу Средиземного моря;
по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300
г. до Р. Х.; здесь ап. Павел во время первого своего путешествия
остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян 13:4); в VI в. по
Р. Х. город был разрушен.
4 Собственно этот текст из посланий к Римлянам (12:19)
имеет иное значение: "Не мстите за себя возлюбленные, - говорит апостол,
- но дайте место гневу Божию".
5 Тарс, город малоазийской области Киликии, замечателен
тем, что здесь родился св. апостол Павел (Деян 22:3); здесь же он
готовился к благовестию Христову и отсюда был вызван ап. Варнавою для
проповеди Евангельской (Деян 9:11, 30, 11, 25). Поэтому в Тарсе рано
возникло христианство (Деян 15:23, 41).
6 Император с 324 по 337 г.
7 Страдание свв. муч. Кирика и Иулитты относится ко
времени около 305 г. В Константинополе был монастырь Кирика и недалеко
от Иерихона в Иудее храм, как свидетельствует Иоанн Мосх. По
свидетельству русских паломников XII - XV вв. мощи Кирика были в Софии
Константинопольской. Аматор, епископ оксерский (388 - 418 гг.) принес
часть их в Оксер, где Антиохия.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.07), С. 10.
Жития святых, С. 8179 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 710)]
|