Содержание : Жития
святых Димитрия Ростовского
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
Жития святых Димитрия Ростовского
День Двадцать девятый (13 марта)
Память преподобного отца нашего Кассиана Римлянина
Преподобный Кассиан происходил из Рима1
и был сын знатных и славных родителей. С ранней юности своей он
проявлял любовь к наукам и книгам Священного Писания. Отличаясь
прилежанием и ясностью ума, он сначала изучил философию и
астрономию; а потом перешел к благоговейному изучению Священного
Писания и прекрасно изучил его, так что по своим познаниям он
был одним из выдающихся людей своего времени. Кроме того, он
соблюдал девство, отличался душевной чистотой, благонравием и
другими добродетелями. Оставив свое отечество, он пришел в
Царьград к святому Иоанну Златоусту2.
Приобретя от него еще новые знания и научившись добродетельной
жизни, он удалился в скит. В одном из бывших там
монастырей святой Кассиан принял на себя иночество, всецело
предав себя послушанию и всем монастырским трудам, приучая себя
к тяжелой, требующей поста и других подвигов, иноческой жизни.
Эти подвиги возбудили в нем желание новых, высших, и он ушел в
пустынное место, чтобы там вести безмолвную жизнь. Немало
времени подвизался так святой Кассиан, научаясь понимать
искушения и изнуряя себя великими трудами. Желая получить от
других святых отцов большую пользу для себя, он вышел из своего
места, где соблюдал полное безмолвие, и посетил все монастыри в
Египте, Фиваиде, на Нитрийской горе, в Азии, в Понте и
Каппадокии. Ознакомившись, благодаря путешествию с житиями
многих великих отцов, и изучив различные образы иноческих
подвигов, святой Кассиан основал два монастыря в Массилии,
мужской и женский. Кроме сего, он написал несколько книг
поучительных слов, исполненных назидательными предостережениями
премудрости и пользы, так что всякий читающий их со вниманием и
прилежанием может почерпнуть немалую пользу для своей души и
узнать, каково было житие и рассуждение святого составителя этих
душеполезных книг3.
Преподобный Кассиан писал еще против Нестория о воплощении Божия
Слова от Пречистой Девы Богородицы4;
православно прославляя Богоматерь, святой угодил родившемуся от
Нее Богу. Пожив много лет среди таких трудов и подвигов и оказав
своими писаниями инокам великую пользу, святой Кассиан отошел в
вечные обители5.
Примечания
1 См. выше, с. 488.
2 Память его 13 ноября и 30 января.
3 Преподобный Кассиан - наставник в подвижнической
жизни. В первой из 12 книг "О постановлениях киновий" он говорит
о внешнем виде монаха, т.е. об одеянии, во второй - о чине
нощных псалмов и молитв, в третьей - о чине дневных молитв и
псалмов, в четвертой - о чине отвержения от мира. В 24
собеседованиях с отцами заключаются беседы пустынных отцов о
различных духовных предметах. В 13 собеседовании рассуждает о
благодати.
4 Несторий - ересиарх родом из сирийского города
Кесарии Германикийской на Евфрате; ни происхождение его, ни год
рождения неизвестны, по свидетельству его главного противника,
святого Кирилла Александрийского, "он вышел из грязи и
происхождение его было постыдно". Сделавшись патриархом
Константинопольским, он заявил себя вначале ревностным гонителем
ересей, но потом сам неожиданно оказался еретиком. Он начал
заявлять в церкви, что
Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как
она родила не Бога, а только человека Иисуса, который был только
обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек чрез
наитие Святого Духа стал Христом, т.е. помазанником, и Слово
Божие пребывало с ним в особом только нравственном соединении.
На III Вселенском Соборе (431 г.) ересь Нестория была осуждена,
а сам он был сослан сначала в монастырь Евирения (близ Антиохии),
а затем в отдаленный Египетский оазис Ибис, где чрез несколько
лет и умер.
5 Святой Кассиан скончался в 435 г. 23 июля. День
памяти преп. Кассиана - 29 февраля, бывает только в високос.
Когда же февраль месяц имеет 28 дней, тогда служба святого
Кассиана поется на повечерии.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать девятый день (13.03), С. 8.
Жития святых, С. 2720 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 570)]
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
.....Поскольку Никола воспринимается как привратник рая, постольку
противостоящий ему в народном сознании св. Касьян может пониматься,
напротив, как привратник ада. См. о Касьяне: Мендельсон, 1&97, с. J;
Снещрев, 1*831— 1834, IV, с. 18; Лооритс, 1954, с. 137, 154. Об
отношении между Николой и Касьяном см. вообще: Лооритс, 1954;
Назаревский, 1963. |