День Тридцатый (12 июня) Житие преподобного
отца нашего Исаакия исповедника
Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста
Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина1,
многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода
христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего,
противник святой веры, по своему коварству внес смущение в
Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному
императору Валенту2 защищать ересь
Ариеву3 и способствовать ее
распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на
правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них
не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в
хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение
это
продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и
великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились
ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и
сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время
было так, как во времена апостольские, когда царь Ирод поднял
руки на некоторых из принадлежащих к церкви (Деян 12:1).
Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего,
монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на
защиту неповинной Сусанны (Дан 13). Сей блаженный Исаакий первоначально
подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии-пророку4
и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на
Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал
распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел
в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии;
слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и
благодать небесная осиявала его. Увидав своими очами великие беды, какие
терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил
Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и
явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить. Бог, услышавший
некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся
в беде (Исх 14) услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого
царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю,
собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою
власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать
воинов и царю Валенту, дабы выйти на брань с врагами; но здесь случилось
с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским,
врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно
пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (1 Цар 28:17-22).
В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими,
блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:
- Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит
пути твоему.
Но царь не отвечал ему, презирая его, как простеца и безумца; не
придав значения словам его, он продолжал путь свой.
На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:
- Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для
тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром
в добром здравии.
Царь, внимая словам его "возвратишься домой с миром в добром
здравии", хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным и уже
начал советоваться об этом с вельможами своими. Но
один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал
царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя. Побранив
старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в
дальнейший путь.
И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за
узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и
увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.
Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло
терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он
уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото
царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в
дальнейший путь.
Святой же Исаакий, будучи брошен в болото, был охраняем десницею
Божией и не потерпел здесь никакого вреда: его не уязвило терние и не
затянуло болото; он лежал среди терния как на мягкой постели среди
цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три
светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и
поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.
Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал ангелов
Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение
Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял
всех, боявшихся Его и уповающих на Него.
Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий
встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился
на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и
удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:
- Вот ты хотел погубить меня в тернии и в болоте; но Господь
сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из
той пропасти. Послушай же меня, царь!
Открой храмы для правоверных, тогда ты победишь врагов и
возвратишься обратно со славою; но если не послушаешь меня, то не
возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.
Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но
несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и
удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим,
Сатурнину и Виктору, и приказал им содержать его в узах. При этом он
сказал им:
- Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я
возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.
Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого
воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахаава,
царя израильского) (3 Цар 22) и громогласно воззвал к Валенту:
- Если возвратишься в мире, то знай что не Господь говорил чрез
меня (3 Цар 22:28); говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань,
не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой
сгоришь на огне.
Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший
путь, святой же был отведен в узы.
Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по
попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия;
многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и,
не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же
преследовали греков и посекли воинов греческих как траву; они настигали
уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим,
военачальником арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия.
Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома;
так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае
вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией,
потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав,
что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли
до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник. После
того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось
навстречу римскому императору Грациану5, который шел на помощь
грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам
Феодосия, называемого Великим6. Феодосий,
собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с
торжеством возвратился в Константинополь.
Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели
Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию,
содержавшемуся в узах и сказали ему:
- Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с
поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.
Но святой отвечал им:
- Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его;
ибо, как я сказал, он сожжен.
Слышавшие это пришли в великий страх; и действительно в скором времени
пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был
освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.
Когда в город вошел с торжеством Феодосии, упомянутые выше
вельможи, Сатурнин и Виктор, возвестили ему все о преподобном Исааке -
сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового
мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему,
почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и
о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во
благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал
святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя,
чему верующие весьма радовались.
Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за все, намеревался идти в
пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили
преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и
споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан;
святой соизволил исполнить просьбу их.
В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый
из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине
спора их, святой сказал, обратившись к ним:
- Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить
смирение мое, то, говорю вам, - я у того пребуду все дни жизни моей, кто
первый построит дом мне.
И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника
Божия.
Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для
жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику
Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор
выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин
опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться
в келию, построенную для него. Но преподобный продолжал подвизаться в
обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по
несколько дней, не желая огорчать его отказом.
Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие
подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен
большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И
был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем
и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером
добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным,
так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то
снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие
богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти.
Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой
Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честногомужа, проводившего
жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та
впоследствии начала называться Далматскою.
Потрудившись во многих богоугодных делах, преподобный Исаакий
отошел ко Господу на вечный покой7; на погребение его
собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого
первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой
Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас
Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому
воссылается слава вечно. Аминь.
Примечания
1 См. житие его под 21 мая.
2 Валент царствовал с 364 по 378 г.
3 Об ереси Ариевой см. ниже в дополнит, статье о I Всел.
Соборе.
4 Память его празднуется св. Церковью 20 июля.
5 Император Грациан царствовал с 375 по 383 г.
6 Феодосий Великий управлял восточною половиною Римской
империи с 379 по 395 г.; западною - с 393 по 395 г.
7 Кончина святого Исаакия последовала в к. V в. Мощи его
были положены первоначально в храме св. Стефана, находившемся по
соседству с монастырем Далматским; потом перенесены в храм всех святых.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Тридцатый день (12.06), С. 12. Жития
святых, С. 6260 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 285)]
|