День Двадцать четвертый (7 июля) Синаксарь
на рождество святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня
Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел
воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую
утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение
денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику,
надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: Идет за
мной Сильнейший меня (Мк 1:7).
И вот, когда исполнилось святой Елисавете время родить, она родила
сына в старости своей, от заматеревшей утробы, как в древнейшие времена
родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева
рождает Христа, заматеревшая во днях своих рождает Предтечу Христова,
чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состаревшей, поверили и
преестественному рождению от небрачной Девицы и сказали себе:
"всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и
нетленную Деву соделать чистой Материю". Потому-то чудесному рождению
Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало
быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого
чуда! увидев матерь, заматерелую во днях своих, люди становились более
способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына: сделавшись
свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они
приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том
и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое
естество, чин рождения препобедил естества суставы1.
Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники,
соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею,
потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у Нее "поношение
бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела
Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя Елисавета родит тебе сына,
и многие о рождении его возрадуются (Лк 1:13-14). Тогда радовались как
сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии
Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения
Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого, -
самым событием рождение Предтечи таинственно подвигнут был на радость, и
они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся
чаемого Мессии.
В восьмой день по рождении Предтечи пришли священники и
родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца;
при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца
не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родив пророка-сына, святая
Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому
предвидению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым
повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, -
ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык,
и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который
благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн.
Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном
- пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней
Матери Божией, когда говорила: И откуда это мне, что пришла Матерь
Господа моего ко мне? (Лк 1:43).
Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию,
как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал:
Иоанн имя ему (Лк 1:63). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его
разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все
дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, -
изумлялись и тому, что состаревшаяся родила младенца, и тому, что
немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому,
что немой по написании имени стал говорить и написанное рукой произнес
языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые после
написания Захариею этого имени отверзлись для прославления Бога. Слушая
речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всем
виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах
священного города Хеврона2, в котором был
дом Захарии.
Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был
священническому
племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8 часов пути и
был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним
градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен;
при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано
в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее
родственнице Елисавете: Встав же Мария из Назарета Галилейского во дни
сил, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в
Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк 1:39-40).
Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова,
посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные
события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях
много дивились и с недоумением думали: что будет младенец сей (Лк 1:66)?
И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем
действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о
чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему,
говоря в себе: что будет младенец сей! Когда же родился Господь наш
Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы3 и
расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в
Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, -
вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного,
и стал размышлять: "Не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь
злобой, он задумал убить и его, и с этой целью нарочито послал убийц в
Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.
Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль,
бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в
недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в
Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно
отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария
находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего).
Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его
защитить ее с отроком. И когда с высоты гор она увидела приближающихся
воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:
- Гора Божия! Приими матерь с чадом!
И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном
внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не
найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками.
Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему:
"Отдай мне сына твоего". Святой Захария ответил:
- Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время
сын мой, - того не знаю.
Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать
ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины,
свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с
яростью говорили священнику Божию:
- Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам
тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.
Захария на это мужественно ответил:
- Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу.
И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с
яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф 23:35).
Пролитая кровь его, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как
камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.
Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в
расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них
пещера; вблизи Нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная
плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево
преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
По прошествии сорока дней после убиения Захарии, святая Елисавета
преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был
ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего
израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна,
да предыдет он перед лицем Господним духом и силой Илииной, и уготовит
путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За все сие да славится
Христос, Бог и Спас наш, со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
Примечания
1 Выражение взято из Богородичного догматика.
2 Хеврон (называемый теперь у арабов Ель-Халиль) -
город, расположенный на юге Палестины, один из самых древнейших городов
Азии. Он был известен как древний город еще во времена Авраама и, по
известию Флавия (историк иудейский, живший в начале Хрис. эры), около
его времени ему считалось уже 2300 лет. Город издавна считался у евреев
священным, так как в нем находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и
Реввеки, Иакова и Лии. Во дни Константина Великого над погребальной
пещерой Авраама была воздвигнута церковь, которая обращена мусульманами
в мечеть. Самый город лежит на высоте в тысячу футов выше Иерусалима, в
глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами. Вся долина и
склоны гор заняты садами - масличными, фиговыми, абрикосовыми,
гранатовыми и виноградными. В настоящее время город имеет до 10 000
жителей, которые занимаются здесь выделыванием стекла, хлебопашеством,
разведением фруктовых садов и виноделием.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать четвертый день (07.07), С.
24. Жития святых, С. 7255 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С.
515)]
|