Житие и чудеса святого пророка Илии
Приступая к изложению жития святого, Илии, Боговидца и славного
ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога
людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца,
которому повиновались стихии, которого слушало небо, великого угодника
Божия, до сих пор пребывающего во плоти и имеющего придти на землю перед
вторым пришествием Христовым, - для более ясного и сильного
доказательства ревности его, которою он поревновал по Господе Боге, в
кратких словах предложим те события, которые случились прежде него.
Издревле избранные люди Божии, от двенадцати сыновей Израиля
размножившиеся в двенадцать племен, называемых коленами, составляли одно
царство, управляемое нераздельно и единовластно одним вождем, начиная от
Моисея и Иисуса Навина и прочих судей Израильских до царей Давида и
Соломона1. Когда же, по смерти Соломона, на
царство вступил сын его Ровоам и когда он в управлении царством, не
следуя, по молодости своей, советам опытных старцев, а слушая подобных
себе юношей, оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их
чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже нередко
отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него и избрали себе
в цари другого, по имени Иеровоам. Иеровоам прежде был рабом Соломона.
Однажды Соломон хотел предать его смерти за некоторую со стороны его
вину; но Иеровоам убежал в Египет, где и пробыл до смерти Соломона2.
По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран
царем коленами израильскими, отложившимися от Ровоама. Ровоам, сын
Соломонов, царствовал в Иерусалиме над двумя только коленами - Иудиным и
Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью
коленами израильскими, проживая в городе Сикиме3,
который им был восстановлен и возобновлен, так как до этого времени был
в разрушении. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы
царством Иудейским; а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову,
составили царство Израильское.
Но так как колена израилевы, хотя и разделились на два царства,
однако все вместе служили одному Богу, сотворившему небо и землю, ибо не
могли иметь ни другого храма, кроме иерусалимского, построенного
Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому во
всякое время из царства Израильского люди во множестве ходили в
Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя
это, Иеровоам, царь израильский, начал беспокоиться, говоря: "Если эти
люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят
опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют".
Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратить
израильтян от Иерусалима, чтобы они не ходили в Иерусалим. И надумал он
прежде всего отвратить их от Бога. "Невозможно, - сказал он, - оставить
им Иерусалим, если сначала они не оставят Бога". Зная же, что народ тот,
израильтяне, легко склонен к идолопоклонству и ко всякому нечистому
беззаконию, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную
хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как
древние Израильтяне, по выходе своем из Египта, изваяли себе в пустыне
золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога (Исх 32).
Созвав к себе весь народ Израильский и указывая собравшимся на тех двух
телиц, Иеровоам сказал: "Израиль! Это - боги твои, которые вывели тебя
из земли Египетской. Не ходите более в Иерусалим, а сим богам
поклоняйтесь".
И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле, а другую
в Дане4, построив для них прекрасные храмы,
установив в честь их празднества и многие жертвоприношения и назначив
для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего
соблазна грехолюбивых людей Иеровоам приказал, чтобы при тех вылитых из
золота телицообразньих идолах в дни установленных в честь их праздников
совершались всякие беззакония.
Так нечестивый царь ради временного царствования и сам отпал от
Бога, и все десять колен израилевых отвратил от Него. После этого царя и
другие цари израильские со всеми подданными своими держались того же
нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.
Премилосердый же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей,
но, по Своей благости, ищущий их обращения, посылал к израильтянам Своих
святых пророков, чтобы они обличали заблуждения их и увещевали их,
избавившись от диавольских сетей, возвратиться опять к благочестивому
почитанию истинного Бога. Между пророками, в разные времена посылаемыми
Богом к Израилю, был послан и великий из пророков, святой Илия, о жизни
которого и предстоит нам слово.
По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была
страна Галаадская, по ту сторону Иордана5,
пограничная Аравии; город же, в котором родился он, назывался Фесвит,
отчего Илия и прозван Фесвитянином6.
Происходил Илия из рода Ааронова, от отца по имени Саваха. Рождение Илии
было ознаменовано видением его отцу. В то самое время, когда мать Илии
рождала его, Савах увидел белообразных мужей, которые разговаривали с
младенцем, пеленали его огнем и кормили его, влагая в уста его пламень
огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и
рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый,
сказал Саваху: "Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что
младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь,
сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его
будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиля оружием и огнем".
Таково было при рождении Илии знамение и предсказание о нем,
указывающее на то, каким он будет, когда возмужает.
Воспитание и обучение свое Илия, как происходящий из
священнического рода, получил между священниками; с самых юных лет
предавши себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал,
как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Любя же
размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места,
где подолгу беседовал наедине с Богом в теплой к Нему молитве, пылая к
Нему, как серафим7, пламенною любовию. И сам
Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его. Илия сподоблялся
милостивой беседы с Богом и, вследствие своей равноангельской жизни,
приобрел к Нему великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он
получал, как обретший перед Ним благоволение. Слыша же и видя, с одной
стороны, совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей -
пребывающими в богопротивном нечестии, судей и старейшин - поступающими
не по правде, народ - служащим мерзостям идольским и коснеющим во всяких
духовных и телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящим сыновей
и дочерей своих в жертву бесам; а с другой, - ревностных чтителей
истинного Бога претерпевающими всяческие притеснения и гонения, даже до
смерти, - обо всем этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то
оплакивал погибель столь бесчисленного множества душ человеческих, то
сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал
душою о бесчестии, наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей,
и все более и более исполнялся ревностию о славе Божией. Прежде всего
Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог
требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных
сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия,
сильно возревновав о славе Божией и о спасении людей, просил Бога
наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от
нечестия. Но зная в то же время, что Господь, по Своему человеколюбию и
долготерпению, не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о
Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать
законопреступников, с той мыслью, что не обратятся ли они к покаянию,
когда будут наказаны человеком. И неотступно просил о сем Илия Бога,
пока не получил просимое от всещедрого Господа: премилостивый Господь,
как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне
Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего; но так как
Илия во всем был послушен Ему и никогда ничем не прогневал Его, то Он и
внимал прошениям и молитвам верного раба Своего, не опечаливая его
неисполнением их.
В то время в Израиле царствовал беззаконный царь Ахаав, имея
стольным городом своим Самарию (этот город был уже третьей столицей
царства Израильского: первою столицей был Сихем, в колене Ефремовом,
второй - Ферс, в колене Манасиином, третьей - Самария, опять в Ефремовом
колене). Ахаав женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала,
Иезавель, как язычница, принесла с собой в новое отечество свое идола
сидонского бога Ваала8. Ахаав же построил
для него в Самарии капище и поставил там жертвенник ему, сам поклонялся
Ваалу, как богу, и всех Израильтян принуждал кланяться сему идолу. Через
это он вскоре до крайности развил в своем царстве идолопоклонство, чем
более всех царей, царствовавших до него над Израилем, прогневал Господа
Бога Вышнего. И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия,
исполненный ревности по Боге, и обличал его в заблуждении, что он,
оставивши Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь
народ свой влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний,
святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя -
богопротивника и подданных его. Он сказал: "Жив Господь Бог всемогущий,
Бог Израилев, пред Которым я стою9, - если в
эти годы будет на землю роса или дождь, то не иначе, как только по моему
слову".
Сказавши это, Илия ушел от Ахаава, и, по слову пророка, небо заключилось
и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю.
Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо,
когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как
и прежде вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство10).
Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахаав, царь израильский, будучи
наказан, сознает свое заблуждение, обратится к Богу с покаянием, а
вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но
когда святой Илия увидал, что Ахаав, подобно Фараону, остается
ожесточенным, не только не думает оставить нечестие, но, наоборот, более
и более погружается в бездну зла, преследует и даже убивает людей,
благоугождающих Богу своею жизнию, то продолжил наказание на другой и на
третий год. В это время исполнилось слово первого Боговидца, святого
пророка Моисея, сказанное Израилю: "Будет небо над тобою медью, а земля
под тобою железом" (Втор 28:23); потому что при заключившемся небе,
земля не имела влаги11 и не давала никакого
плода.
Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла
сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли, плоды погибли, сады,
нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря, ни
сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли,
а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалась
безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое
наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны.
Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на
соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский
навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная. Но все сие
произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией
пророка Илии. Ибо премилосердый и человеколюбивый Господь, по безмерной
благости Своей, видя бедствие людей и гибель всяких животных, уже готов
был послать дождь на землю, но Он удержался от сего, чтобы исполнить
решение Илии и чтобы не оказались ложными слова пророка: "Жив Господь, -
от сего времени не упадет на землю дождь или роса, разве только по моему
слову". Сказавший это настолько был объят ревностью по Боге, что и себя
не щадил, ибо знал, что, когда истощится на земле запас пищи, и ему, как
и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо
предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных
грешников, враждующих против Бога.
Что же творит всеблагий Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое
уединенное место, далекое от жилищ человеческих, говоря: "Иди на восток
и скройся у потока Хорафа12, что против
Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить
тебя там" (3 Цар 17:3-4).
Сделал же сие Господь для того, чтобы избавить Илию от убиения его
Иезавелью, чтобы Илия не погиб от голода и чтобы посредством воронов и
Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к людям, страдающим и
погибающим от голода и жажды. Вороны в сравнении с другими птицами
обладают особенным свойством (Пс 146:9): они очень прожорливы и не имеют
никакого чувства жалости даже к птенцам своим, ибо ворон лишь только
выведет птенцов своих, покидает их в гнезде, улетая в другое место и
обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысл Божий, пекущийся о
каждой твари, спасает их от смерти: в рот к ним сами собой прилетают
мухи, которых птенцы и проглатывают. И всякий раз, когда вороны, по
повелению Божию, прилетая каждый день к пророку, приносили ему пищу -
утром хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии - этот внутренний в человеке
голос Божий - взывала к его сердцу: "Смотри, вороны, будучи по природе
дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся
о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же сам
человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и
птиц хочешь уморить голодом".
Так же, когда через некоторое время увидал пророк поток высохшим,
Бог сказал ему: "Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь,
чтобы и тебе самому не умереть от жажды". Но ревнитель Божий крепился -
напротив, он молил Бога, чтобы не было дождя до тех пор, пока будут
наказаны еще не наказанные и пока погибнут на земле все враги Божии.
Тогда опять Господь, премудро склоняя Своего раба к милосердию, послал
его в Сарепту Сидонскую13, находившуюся не
под властию царя израильского, к бедной вдове, чтобы он размыслил в
себе, какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в
супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и
в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного
пропитания. Пророк, пришедши к воротам этого города, увидал вдову,
несущую дрова, не более двух поленьев; ибо у ней в кадке была одна
только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим
голодом, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица же, поведавши ему о
своей крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для
себя и для своего сына из оставшейся у нее муки приготовить в последний
раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Человек Божий мог бы
этим умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от
голода; но великая ревность по Боге, побеждала все, и он не оказывал
никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и
показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога, по вере
своей, дар чудотворения, Илия сотворил так, что мука и масло в доме
вдовицы оставались неистощимы; и он был питаем вдовицей до тех пор, пока
прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвою,
соединенною с троекратным дуновением на умершего, как о том написано в
Слове Божием. Существует сказание об этом воскрешенном сыне вдовицы, что
имя ему было Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился
пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи
же поглощен в море китом и через три дня выброшен им, прообразовал собою
тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житии его14
подробно повествуется.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагий Бог, видя
создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода,
умилосердился и сказал рабу Своему Илии: "Пойди, явись Ахааву; я хочу
помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую
землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахаав уже склоняется к
покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всем, что ты прикажешь
ему".
Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию,
стольный город Израильского царства. У царя Ахаава был в то время
домоправителем некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный.
Он скрыл от убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух
пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к
себе этого домоправителя, царь Ахаав (еще до прихода к нему Илии) послал
его поискать при высохших потоках травы, чтобы было чем прокормить уже
немногих оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел
из города, то встретил святого пророка Илию, поклонился ему до земли и
сказал, что Ахаав тщательно искал его во всем царстве своем. Святой Илия
отвечал Авдию: "Поди, скажи господину своему: вот я, Илия, иду к нему".
Авдий отказывался, говоря: "Боюсь, как бы, когда я пойду от тебя, Дух
Господень не перенес тебя в другую страну, и я окажусь тогда лжецом
перед господином своим, и он, разгневавшись на меня, убьет меня". Илия
отвечал: "Жив Господь сил, перед Которым я предстою! Сегодня же я
покажусь Ахааву!"
Авдий воротился и сказал царю. Ахаав поспешил выйти навстречу
человеку Божию. Когда же он увидал Илию, то от затаенной в нем злобы к
пророку, не мог удержаться от жестокого слова и сказал Илии:
- Ты ли это, развращающий Израиля?
Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахааву:
- Не я развращаю Израиля, а ты и дом отца твоего, оставившие
Господа Бога своего и почитающие скверного Ваала.
После сего пророк Божий, как имеющий в себе силу помощи
Божественной, начал со властию приказывать царю, говоря:
- Немедленно пошли и собери ко мне на гору Кармил15
все десять колен израилевых, приведи четыреста пятьдесят бесстыдных
пророков Вааловых и четыреста пятьдесят нечестивых пророков, служащих
другим идолам на горах высоких и в рощах16,
питающихся от стола Иезавели; пусть они вступят в спор со мною о Боге, и
увидим, который есть Бог истинный.
Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал
бесчисленное множество народа и всех нечестивых пророков и жрецов созвал
на гору Кармил, и сам туда пришел.
Тогда ревнитель Божий Илия, ставши перед собравшимися, обратился к
царю и ко всему израильскому народу с такими словами:
- Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог,
выведший вас рукою крепкою из Египта, есть Бог, то почему не следуете
Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним.
Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий
израильтянин своею совестию был обличаем в заблуждении. Тогда Илия
продолжал:
- Вот что: чтобы вам ныне познать истинного Бога, делайте то, что я
буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле
остался пророком Господним; всех же других пророков вы убили; видите
также, сколь много здесь пророков Вааловых. И так, дайте нам двух
тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого жрецам Вааловым; но
огня не надо нам. На чью жертву с неба спадет огонь и
попалит ее, бог того и есть истинный Бог, и все должны поклониться Ему,
а не признающие Его, пусть будут преданы смерти.
Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и
сказал:
- Пусть будет так; слово твое хорошо.
Когда же в середину собрания были приведены тельцы, святой Илия
сказал нечестивым пророкам Вааловым:
- Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо
вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца,
огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу,
чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву.
Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли
тельца, построили жертвенник, положили на него достаточное количество
дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их на жертвенник
поверх дров, и начали молиться Ваалу своему, чтобы он послал огонь на
жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича:
- Послушай нас, Ваал, послушай!
Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг
жертвенника, но все напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними:
- Кричите громче, - говорил он, - чтобы бог ваш услыхал вас; должно
быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует,
или пирует, или уснул17; кричите как
можно громче, чтобы разбудить его.
Лжепророки громким голосом звали Ваала и, по обычаю своему, кололи
себя ножами, а другие били себя бичами до крови, перед наступлением
вечера святой Илия Фесвитянин сказал им:
- Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве.
Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал:
- Подойдите ко мне!
Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен
израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положив на
жертвенник дрова, разделил тельца на части, положил их на дрова, вокруг
жертвенника выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра,
лили воду, на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить;
повторили. Приказал в третий раз сделать то же, и сделали. Вода полилась
вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу,
обратя взор свой к небу, говоря:
- Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услыши ныне меня, раба
Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали,
что Ты един Бог Израилев, а я - раб Твой и Тебе принес жертву сию!
Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих
обратились к Тебе!
И упал от Господа с неба огонь18 и
уничтожил все сожигаемое: и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая
была во рву, - все истребил огонь. При виде этого весь народ пал лицом
на землю19, взывая:
- Воистину Господь есть Бог един, и нет другого Бога, кроме Него!
Илия сказал народу:
- Задержите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не убежал.
Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону,
впадающему своими водами в Великое море20.
Там он своими руками заколол их21 и
нечестивые трупы их бросил в воду, чтобы земля не осквернилась ими и
чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святой Илия велел
царю Ахааву скорее пить и есть и запрягать коней в колесницу, чтобы
отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который
омочит все. Когда Ахаав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил.
Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленами своими и
молился Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его, как
бы ключом, отверзлись небеса и выпал большой дождь,
который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил. Тогда Ахаав,
осознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой
же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе
Господа Бога своего.
Нечестивая царица, жена Ахаава, Иезавель, узнав обо всем
происшедшем, страшно разгневалась на Илию за погубление ее бесстыдных
пророков и, клянясь своими богами, послала сказать ему, что на
завтрашний день, в тот самый час, в который Илия убил пророков Ваала,
она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми
свойственными людям немощами, как и сказано о нем: "Илия был человек
подобный нам" (Иак 8:17). Из-за угроз Иезавели он бежал в Вирсавию22,
в царство Иудейское, и пошел в пустыню один. Пройдя пустынею один день
он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал
просить у Бога смерти себе, говоря: "Господи! Довольно для меня, что я
до сих пор жил на земле; возьми теперь душу мою; ужели я лучше отцов
моих?!" Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но
как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и
поношения пресвятого имени Господня: для него легче было умереть, чем
слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С
такою молитвою на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его
ангел Господень, говоря: "Встань, ешь и пей".
Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин
воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично
коснулся его, говоря: "Встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит далекий
путь".
Илия, вставши, еще поел, напился воды и, подкрепившись этою пищею,
шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива23,
где поселился в пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог,
Который явился ему в легком ветре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда
приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его
явления: сначала была сильная буря, разрушающая горы и разбивающая
скалы, потом шел огонь, но в огне не было Господа; после огня веяние
легкого ветра; тут и был Господь24. Когда
Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо свое плащом и, выйдя из
пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему:
- Что ты здесь делаешь, Илия?
Илия ответил:
- Ревнуя возревновал я о Тебе, Господе Вседержителе, ибо сыны
Израилевы оставили завет Твой, жертвенники Твои разрушили и пророков
Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь
израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов
Своих, которые не преклоняли колен своих перед Ваалом. Вместе с тем
Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахаава и
Иезавели и всего дома их, и повелел Илии предназначить на Израильское
царство некоторого достойного мужа, по имени Ииуя, который и имел
истребить весь род Ахаавов, а Елиссея - помазать во пророка25.
Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него. Угодник же Божий, по
повелению Господню, ушел от Хорива, по пути встретил Елиссея, сына
Сафатова, пашущим землю двенадцатью парами волов; возложив на него свой
плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и
приказал ему идти за собою. Елиссей же сказал Илии: "Умоляю тебя,
отпусти меня на короткое время проститься с отцом и матерью моими, и
тогда я пойду за тобою".
Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елиссей же, придя домой,
заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и
родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и всюду
следовал за ним, будучи для него слугой и его учеником.
В это время царь Ахаав, под влиянием своей нечестивой жены
Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое, следующее.
У одного израильтянина, по имени Навуфей, был виноградник близ
владения царя Ахаава в Самарии. Ахаав предложил Навуфею:
- Уступи мне твой виноградник, чтобы он служил для меня садом, ибо
он находится близ моего дворца. Тебе же я дам другой, много лучше этого;
а если тебе это не угодно будет, то деньгами заплачу тебе за твой
виноградник.
Навуфей отвечал:
- Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследие моих предков26.
Ахаав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом
Навуфея и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину печали
его, посмеялась над ним говоря:
- Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном
человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь
хлеб и подожди немного времени: я сама отдам тебе в руки виноградник
Навуфея.
Сказавши это, она написала от имени царя приказание старейшим
гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же
было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил
Бога и царя, и, представив лжесвидетелей, побили бы его за городом
камнями. И совершилось то несправедливое убийство по беззаконному
приказанию. После казни ни в чем неповинного Навуфея, Иезавель сказала
Ахааву:
- Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в
живых.
Ахаав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом
пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение27.
На пути встретил его, по повелению Божию, святой пророк Илия и сказал
ему:
- Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно
завладел его виноградником, то посему говорит Господь: на том самом
месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь; также и
жену твою Иезавель съедят псы, и весь дом твой будет истреблен.
Ахаав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды,
оделся во вретище и наложил на себя пост28.
И столь малое покаяние Ахаава перед Господом возымело такую силу, что
исполнение назначенного наказания всему дому его было отложено на время
после смерти Ахаава. Ибо Господь сказал Своему пророку Илии:
- Поскольку Ахаав смирился, то не наведу Я бед на дом его при его
жизни, но при сыне его.
После сего Ахаав прожил три года и был убит в сражении29.
С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь,
текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк
Божий. Также и все, что предсказано было об Иезавели и всем Ахаавовом
доме, исполнилось потом в свое время, уже по взятии святого Илии на небо
(4 Цар 9).
По смерти Ахаава вместо него воцарился сын его Охозия, который оказался
наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая свою
нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем
очень прогневал Бога Израилева. Однажды, вследствие неосторожности,
Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил
послов к ложному богу Ваалу, собственно же к бесу, который жил в идоле
Вааловом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому
бесу он и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от
болезни. Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по повелению Божию,
предстал им пророк Илия и сказал:
- Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала?
Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, - так говорит Господь: с
постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней.
Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь
спросил их:
- Каков видом человек, сказавший вам эти слова?
Они отвечали:
- Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным
поясом.
Царь сказал:
- Это Илия Фесвитянин.
И послал он старейшего пятидесятоначальника и с ним пятьдесят
человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию
на горе Кармиле, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе.
Увидав Илию сидящим на верху горы, пятидесятоначальник сказал ему:
- Человек Божий! Сойди сюда; царь приказывает тебе идти к нему.
Святой Илия отвечал пятидесятоначальнику:
- Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя
и пятьдесят мужей твоих.
И тотчас упал с неба огонь и пожег их. Царь послал другого
пятидесятоначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то
же: упавший с неба огонь попалил и их. Царь послал третьего
пятидесятоначальника с пятьюдесятью мужами. Этот пятидесятоначальник,
узнав, что случилось с посланными прежде него, пришел к святому Илии со
страхом и смирением и, павши на колена перед ним, умолял его, говоря:
- Человек Божий! Вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим
перед тобою; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе;
не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас.
И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он
не пощадил потому, что они приходили с гордостию и властию, хотели взять
его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии
идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде
говорил. Посему человек Божий, сошедши с горы, пошел с
пятидесятоначальником и с его людьми. Придя же к царю, Илия сказал
ему:
- Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни
твоей, как будто во Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за
это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.
И умер Охозия, по слову Божию, изреченному устами пророческими.
После Охозии вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не
имел сыновей. На сем Иораме прекратился род Ахаавов, будучи истреблен
гневом Божиим во дни святого пророка Елиссея, как о том пишется в житии
его30.
Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к
Себе Илию живым, во плоти, Илия и Елиссей шли из города Галгала в город
Вефиль. Зная по откровению Божию о приблизившемся взятии своем на небо,
Илия хотел оставить Елиссея в Галгале, смиренно скрывая от него
предстоящее свое от Бога прославление. Он сказал Елиссею: "Оставайся ты
здесь, ибо Господь послал меня в Вефиль". Елиссей же
святой, также, по откровению Божию, знавший о предстоящем совершиться,
отвечал:
- Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя, - и оба
пошли в Вефиль. Сыны пророческие31, жившие
в Вефиле, подойдя к
Елиссею наедине, сказали ему:
- Знаешь ли ты, что Господь возьмет от тебя господина твоего над
главою твоею?
Елиссей отвечал:
- Знаю и я, но молчите.
После этого Илия сказал Елиссею:
- Оставайся здесь, меня же Господь послал в Иерихон.
Елиссей ответил ему:
- Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя, - и пришли
оба в Иерихон. Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, подойдя к
Елиссею, сказали ему:
- Знаешь ли ты, что сегодня Господь возьмет от тебя господина
твоего над главою твоею?
Елиссей отвечал:
- Я узнал уже, молчите.
Святой Илия опять сказал Елиссею:
- Оставайся здесь, потому что Господь послал меня к Иордану.
Елиссей же сказал:
- Жив Господь и жива душа твоя, что я не отстану от тебя, - и пошли
вместе. Вслед за ними, в отдалении от них, пошли пятьдесят человек из
сынов пророческих; когда оба святые пророки дошли до Иордана, Илия взял
свой плащ, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась на обе
стороны, и они прошли оба через Иордан посуху. Перейдя Иордан, Илия
сказал Елисею:
- Проси у меня, что бы мне для тебя сделать, прежде нежели я буду
взят от тебя.
Елиссей отвечал:
- Прошу, чтобы духа, который в тебе, было во мне вдвое больше, чем
в тебе32.
Илия сказал:
- Трудного ты решился просить; но, впрочем, если увидишь, как я
буду от тебя взят, то будет по твоему; если же не увидишь, то не
получишь.
Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапно явилась колесница
и кони огненные33 и разлучили их друг от
друга, причем Илия в вихре был взят на небо. Елиссей же смотрел и
восклицал:
- Отче, отче! Колесница Израилева и конница его! (Этими словами он
как бы говорил: ты, отче, был всею силою для Израиля: твоею молитвою и
ревностию ты помогал Израильскому царству гораздо более, чем помогали
ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных.)
Елиссей уже более не видел Илии34.
Тогда он взялся за одежды свои и в скорби разодрал их. Вскоре упал к
ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елиссей остановился на
берегу Иордана и, разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел
посуху и стал наследником благодати, действовавшей в его учителе. Святой
же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотию на
небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его
видели три святых апостола во время преображения Господня на Фаворе (Лук
9:30.), и опять увидят его обыкновенные смертные люди перед вторым
пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он
пострадает тогда от меча антихристова (Апок 11:3-12.), и уже не только
как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем
теперь, чести и славы от праведного мздовоздаятеля Бога, в трех Лицах
Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне и
присно, и во веки веков. Аминь35.
Примечания
1 Господь избрал и отделил Авраама и его потомков
от прочих народов для сохранения и распространения между людьми истинной
веры в Бога. Палестина, которую Бог отдал Аврааму и его потомству,
наилучшим образом соответствовала назначению народа Божия. Она ограждена
с севера Ливанскими горами, с востока - Сирийско-Аравийскою пустынею, с
юга - каменистою Аравийскою пустынею, с запада - Средиземным морем.
Такою крепкою оградою народ Божий был отделен и защищен от влияния
язычников и мог служить Богу, беспрепятственно и свободно выполнять свое
назначение. Не менее соответствовала назначению народа Божия Палестина
своим положением на границе Азии, Африки и Европы, в середине между
древними народами (Иез 5:6). Народ Божий мог быть в общении со всеми
могущественными, образованными народами древности и сообщать им
откровения Божии. Когда настало время просвещения народов светом
Божественного учения, проповедникам его из Палестины открыты и близки
были пути ко всем народам мира.
2 Иеровоам происходил из колена Ефремова, был один
из надзирателей над рабочими при построении храма в Иерусалиме и был
очень любим Соломоном. Когда в земле Израильской явилось много
недовольных, которые восстали против Соломона за увеличение им налогов,
предводителем их явился Иеровоам. Узнав об этом, Соломон велел казнить
Иеровоама, но тот скрылся в Египет.
3 Сиким, или Сихем, находился в центре западной
части Палестины, впоследствии образовавшей Самарию.
4 Город Вефиль находился в южной части Самарии,
севернее Иерусалима, а город Дан на севере Галилеи.
5 В стране Заиорданской, в восточной половине
Палестины.
6 Город Фесвит, или Фесва, находился в восточной
части Галаадской страны, простиравшейся от горы Ермона до реки Арнона, -
на восток от Иордана, близ Галаадских гор.
7 Серафимы (с еврейск. - пламенные, огненные
существа) - ближайшие к Богу, самые высшие духовные существа, которые,
окружая престол Господа славы, неумолкаемо взывают: "Свят, свят, свят
Господь Саваоф (т.е. Господь воинств), вся земля полна славы Его" (Ис
6).
8 Ваал считался у хананейских народов главным
богом. Под именем Ваала они обоготворяли солнце, как источник
плодотворной силы в природе.
9 Слова: "Жив Господь Бог твой, жива душа твоя" -
равносильны нашей клятве: "Клянусь Богом!". Древние евреи, желая
заверить в истинности своих слов, употребляли обыкновенно именно эти
слова в качестве клятвы.
10 Побуждаемый гордостью Давид хотел сосчитать
свой народ. За такой грех Господь послал на его царство моровую язву, от
которой в три дня умерло 70 000 человек.
11 В Палестине, как и в других жарких странах,
дождь бывает только осенью и весною, зато росы очень обильно напаяют
землю. Они бывают так велики, особенно летом, что земля увлажняется ими,
как после сильного дождя.
12 В Сирии, близ Дамаска.
13 Город Сарепта находился на западе Финикии, на
берегу Средиземного моря, близ Сидона.
14 22 сентября.
15 Гора Кармил находится на северо-западе Самарии,
близ Средиземного моря. Илия избрал эту гору для собрания потому, что
она была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве.
16 Наравне с Ваалом почиталась Астарта, или Ашера.
Она была богинею неба (Иер 7:18), луны и богинею счастья, любви,
плодородия, войны и охоты. Изображалась с женскою головою, украшенною
лунным серпом или двумя рогами. Служение Ваалу совершалось на высотах, а
Астарте в долинах, в зеленых дубравах (рощах). Дубравами в честь Астарты
всегда были окружены капища Ваала, построенные на холмах и горах, и в
них, у подножия холмов, ставились жертвенники Астарты. Жрецы Астарты
имели название "дубравные". Ваал кроме своего значения, как бог солнца,
в разных местах назывался различными именами. Так у филистимлян он
назывался Ваал-Зевул, бог мух, потому что филистимляне, жившие на низком
берегу моря и страдавшие от множества мух и других насекомых, молились
ему об избавлении от мух. Он считался также целителем недугов и
прорицателем; Ваал-Вериф - бог клятв, договоров, союзов; Ваал-Фегор -
бог войны. Израильтяне легко увлекались служением идолам, потому что
служение истинному Богу требует добродетелей, молитвы, сокрушения о
грехах, постов, а служение идолам сопровождалось плясками, пиршествами,
пьянством и другими чувственными наслаждениями.
17 У евреев был обычай спать в самую жаркую пору
дня, с 10 или 11 часов дня до 3 пополудни.
18 Ниспадение огня с неба выражало, что Бог
милостиво принимает приносимую Ему жертву.
19 Евреи во время молитвы падали лицом ниц на
землю. Этим они выражали сознание своего падения перед Богом и
ничтожества своего перед величием Божиим, а также свое сокрушение о
грехах.
20 Поток Киссон протекал близ горы Кармила, на
севере от нее; впадал в Средиземное море, которое называлось "Великим"
морем.
21 По закону Моисееву должно было подвергать
смертной казни явных идолопоклонников, особенно тех, которые увлекали
других к идолопоклонству (Втор 13).
22 Город Вирсавия находился на юге Иудеи.
23 Гора Хорив находится в юго-западной части
Аравийского полуострова, на север от Чермного (Красного) моря, близ горы
Синая, несколько на северо-запад от нее.
24 Илия находил необходимым, чтобы погибли все
нечестивые люди. Господь не явился Илии ни в буре, ни в землетрясении,
ни в огне, но явился в тихом ветре, чтоб показать, что Он, хотя и мог бы
погубить нечестивых грозными явлениями природы, но за лучшее признает
управлять людьми с кротостию и долготерпением.
25 Из этого видно, что через помазание царей и
пророков сообщается им Дух Святой, Который недосягаемо возвышает их
перед прочими людьми и делает их представителями и орудиями власти
Божией над людьми.
26 Закон Моисеев запрещал продавать наследственные
владения (Чис 36:7).
27 Имение казненных за преступления против царя
поступало в пользу царя.
28 Древние для выражения скорби раздирали на себе
одежды свои, т.е. надрывали их спереди на груди, посыпали голову пеплом
или землею, надевали на себя вретище, т.е. жесткую, из войлочной
материи, узкую, без рукавов, одежду, которая походила на мешок,
постились, не мыли своего тела, не чистили и не меняли одежд, снимали с
себя всякие украшения, даже башмаки и сандалии (дощечки, прикрепляемые к
подошвам ремнями), и ходили босые, стригли волосы на голове и бороду. В
глубокой горести садились или ложились на землю в пыль и пепел,
закутывали подбородок, т.е. лицо ниже носа, в знак того, что не хотят
говорить, и даже закрывали все лицо и голову.
29 Во время войны с царем Сирийским Венададом.
30 14 июня.
31 Сынами пророческими у израильтян назывались
ученики пророков. Они составляли из себя школы, или общества,
воспитывавшиеся под непосредственным воздействием пророков. Ученики
пророческие занимались молитвою, назидательными беседами, благочестивыми
песнопениями и музыкою и возвышались иногда до божественного
вдохновения. "Пророчествовать", по священному писанию, не всегда значит
"предсказывать будущее" по откровению Божию; но это слово иногда
означает "вести под влиянием Духа Божия вдохновенные речи, говорить
назидательные, помазанные проповеди, толковать слово Божие (1 Кор
14:3-6), слагать молитвы и песнопения Богу, произносить и петь их под
звуки музыки". Все это и было целью и задачею пророческих школ. Такие
школы были в Раме, Вефиле, Иерихоне, Галгале и в других местах.
32 Пророк Елиссей видел, что даже пророк Илия,
обладавший великим нравственным духом и пророческим даром, не мог
обратить к истинному Богу закоснелых нечестивцев между
израильтянами; потому, ревнуя о славе Божией и сознавая свою немощь, он
и просил себе вдвойне пророческого и чудодейственного духа, который был
у Илии.
33 Сила Божия, взявшая Илию на небо, явилась в
виде огненной колесницы и огненных коней для того, чтобы
засвидетельствовать о пламенном духе и слове Илии, и чтобы прославить
его, как победоносного ревнителя славы Божией и охранителя израильтян, и
чтобы показать, что он восхищен туда, где обитают духи, горящие любовию
к Богу, как пламень огненный.
34 В 21 - и главе 2 кн. Паралипоменон о царе
Иораме, управлявшем Иудеею уже по взятии св. Илии, сообщается, что
"пришло к нему письмо от Илии пророка", в котором пророк обличил его
беззакония, предсказывал ему злую кончину.
35 Сведения о жизни св. пророка Илии изложены в 3
кн. Царств (главы 17, 18, 19, 21) и в четвертой (главы 1, 2, 3).
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцатый день (02.08), С. 43. Жития
святых, С. 8330 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 743)] |