Память преподобного отца нашего Иакова
исповедника
Когда нечестивый греческий царь Лев Армянин2
возобновил иконоборную ересь3, проклятую святыми отцами
на VII Вселенском Соборе, и замучил многих за благоговейное почитание
святых икон, тогда пострадал и этот преподобный Иаков Исповедник,
сведения о котором мы имеем от преподобного Феодора Студита4.
Блаженный Иаков был из числа его учеников. После изгнания преподобного
Феодора за святые иконы, многие из его учеников были взяты на мучения;
блаженный Иаков тоже был захвачен и предан всевозможным терзаниям. Когда
же нечестивый Лев Армянин был убит, святой Иаков, как и прочие
исповедники Христовы, был освобожден из заключения и, прибывши еле живым
в свой Студийский монастырь, что в Царьграде, вскоре скончался и
достойным образом был погребен. Об его смерти блаженный Ипатий,
исполнявший обязанность игумена вместо своего наставника святого
Феодора, уведомил письмом последнего, который уже возвращался из
заточения и временно пребывал в Крискентовой обители.
Преподобный Феодор в ответ ему написал следующее:
"Не без сердечной болезни, но и не без душевной радости, сын мой, мы
получили от тебя известие о кончине возлюбленного нашего брата, Христова
исповедника Иакова. Мы сожалеем о нем, как о сыне, и притом о таком
сыне, коего я сам по грехам моим не достоин называться сыном. Мы
радуемся о достижении им вечной жизни, уготованной ему Господом. Не
только радуемся мы, для кого он, как святой член, служит превосходным
украшением, но о нем радуется и вся церковь. Подумай, за какого человека
ты его принимал? Не за исповедника ли, не за мученика ли, не за святого
ли? Он мужественно боролся против чувственных побуждений, целомудренно
сохраняя тело от похотей, и, употребляя при этом самую простую пищу, он
тело подчинял разумной душе. Святой Иаков так мало спал, что для тех,
кто его видел, казалось удивительным, как он еще оставался здоровым. Он
подолгу, насколько позволяло ему время, любил возноситься мыслями к
Богу, и в этом богомыслии он углублялся до восхищения ума. Когда же он
приходил в себя, все это вызывало в нем Божественную любовь. Пусть
кто-нибудь не подумает, что я в угоду слушающим говорю неправду - у меня
есть свидетели: Бог и наставник святого Иакова - Иоанн, который
рассказывал мне о нем то, чего я сам иногда не знал. Все это было
простым способом приучить себя к постнической жизни; что же касается
того, сколько времени он проводил в подвигах исповедничества и сколь
велики были эти подвиги - это было на виду и у ангелов, и у людей. О
твердое и дорогое сердце! Свой подвиг он совершил без боязни, подобно
Божьему воину. Слуги мучителей всю его кожу покрыли ранами, изранили
также плечи и грудь, выпустили кровь, раздробили тело и оставили его
брошенным на земле. Он не испустил ни одного нетерпеливого звука, но до
конца переносил угодные Богу мучения во имя Сына Его Христа, Бога
нашего; ибо страдать за святую Его икону значит страдать за Него Самого.
Пусть кроткие услышат и возвеселятся, пусть радуются мучениколюбцы, а
диавол пусть устыдится и пусть рассыплется полчище иконоборцев! Потому
что, кроме сего святого Иакова, они измучили, убили, уморили голодом и
причинили иные тому подобные мучения многим другим исповедникам Христа,
как нашим, так и не нашим (больше нашим, так как мы представляем собою
одно тело по отношению к Иисусу Христу, Который есть глава всех). Ввиду
того, что от нестерпимых этих ран святой Иаков был расслаблен всеми
членами, его тело, охваченное самыми тяжкими болезнями, было отдано на
врачебное попечение. Каждый день готовясь к смерти, он с благодарением и
смирением окончил свою жизнь. Ты пишешь, что он предсказал свою смерть,
- это было от страдальческих его подвигов. Ты прибавил еще о том, что на
его погребении присутствовало много народу, в том числе людей очень
знатного рода, - все это произошло по непостижимой воле Божией, потому
что к человеку незнаменитому (но не по духу) не стеклось бы такое
множество людей, если бы то не угодно было Господу. Святой Иаков ушел на
небеса и присоединился к своим сострадальцам; таким образом, увеличилось
число исповедников и мучеников; поэтому небо веселится и радуется душе
Иакова, молитвами которого мы, братья, спасемся. Он получил дар,
достойный его трудов. Счастливы и истинно благочестивы те, которые
сошлись на его достойное погребение; они - истинные мучениколюбцы,
участь коих пусть будет одинаковой с участию того, кого они почтили. О
его честных мощах, если будет угодно Богу, позабочусь, как я писал в
правилах. Целуйте друг друга святым лобзанием; письмо же это прочтите
всем братьям. Вас целует господин архиепископ патриарх Никифор5,
протопресвитер, иконом6 и прочие братья. Да будет с вами Господь.
Аминь".
Вот письмо святого Феодора Студита, из которого видны жизнь и
страдания этого преподобного Христова исповедника Иакова, коего
молитвами да удостоит Господь и нас навеки участи Своих святых. Аминь.
Примечания
1 Писидия - провинция на юге Малой Азии, первоначально
составлявшая одно целое с Памфилией и отделившаяся от последней лишь при
Константине Великом (306-337 гг.). Писидия представляла собою суровую,
гористую область, местами, впрочем, плодородную. Жители Писидии были
пираты и занимались грабежом. Теперь Писидия населена диким и разбойным
племенем караманов. Из городов Писидии особенно замечательна в церковной
истории Антиохия, где проповедовал Евангелие св. Апостол Павел (Деян
13:14-50).
2 Лев V Армянин, греческий император, царствовал с 813
по 820 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать четвертый день (06.04), С.
11. Жития святых, С. 3576 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С.
751)]
3 Иконоборческая ересь или иконоборство - ересь VIII
века, состоявшая в непризнании, непочитании и гонении святых икон.
Самыми ревностными защитниками иконоборчества были императоры Лев
Исаврянин (717-741 гг.) и Константин Копроним (741-775 гг). Эта ересь
осуждена на VII Вселенском Соборе, бывшем в 787 г. в городе Никее при
патриархе Тарасии и императрице Ирине.
4 Св. Феодор Студит - настоятель Студийского монастыря в
Константинополе. Св. Феодор много потерпел за иконопочитание. После св.
Феодора осталось много сочинений, писем, канонов и стихир церковных.
Кроме того, св. Феодор сделал значительные дополнения к церковному
уставу, который по имени Студийского монастыря, называется "Студийским"
(в отличие от "Иерусалимского", составленного св. Саввою Освященным).
5 Св. Никифор, патриарх Константинопольский, занимал
патриарший престол с 806 по 815 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать четвертый день (06.04), С.
12. Жития святых, С. 3577 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С.
751)]
|