Житие и страдание святого апостола Иакова, брата Господня по плоти

Спонсор странички :

 

Житие и страдание святого апостола Иакова, брата Господня по плоти


  Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял ни масла, ни елея, один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, - словом отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленях у него загрубела наподобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2. О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.
   Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя Себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился любовию к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:
- Потом явился Иакову, также всем Апостолам (1 Кор 15:7)3.
   Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным - и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала - Василий Великий, а затем - Иоанн Златоуст5. Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих иудеев и еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленям Израилевым, - источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам6. Все не только верующие7, но даже и не верные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых8 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли9, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни желая услышать его поучение, другие - коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания10. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
   Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук евреев11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима.
   Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:
   - Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, - как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя - стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздниках собралось - ты сам видишь - много людей, как из евреев, так и из других народов.
   После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:
   - О праведник! Тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, доследуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?
   На сие святой ответил громким голосом:
   - Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную   Вышнего и снова приидет на облаках небесных, судить живых и мертвых.
   Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:
   - Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!
   Фарисеи же и книжники сказали:
   - Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.
   И вот в злобе и ярости они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.
   - И праведник прельстился, - кричали они.
   Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:
   - Господи! Отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.
   Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:
   - Остановитесь, что вы делаете? Праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.
   В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.
   Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцом и Святым Духом - честь и слава во веки веков12. Аминь.
 

   Примечания

   1 Память св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26 декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:17). Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей, явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30 апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9 октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшего" (Мк 15:40).

   2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т.е. лицом посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты в святости жизни, какая должна принадлежать всему народу израильскому, как народу богоизбранному и
потому священному.

   3 Предание всему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, а теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам.

   4 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви - матери христианских церквей, когда ему было 34 г. от рождения, согласно предызбранию его в назначению к сему служению Самого Христа.

   5 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола.

   6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 г. по Р. Х. к христианам из иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие пополнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтении за литургией, а и за другами молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).

   7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самыми апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 г. по Р. Х. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян 15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первый из них Иакова (Гал 2:10), - и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян 21:18-19).

   8 "Святое святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и притом только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровию над очистилищем для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Ааронова прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом через Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделения храма - святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась надвое, сверху донизу.

   9 По-гречески: o'blias - защита или оплот народа и правда.

   10 Анания - первосвященник Еврейский, сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов - и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян 23:2. 14-15; 24. 1-9); но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания иудеев против римлян.

   11 Фест, по прозванию Порций, - римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 г. по Р.Х.; он заботился о восстановлении порядка в Палестине, употребляя для сего и строгость, и правосудие.

   12 Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 г. по Р.Х. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на иудеев, что следовавшие за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника B IX веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидинский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 г. в приделе Халкопратийского храма, а глава - в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству не которых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать третий день (05.11), С. 21. Жития святых, С. 12146 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 471)]
 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz