Житие и страдание святого апостола Иакова,
брата Господня по плоти
Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена
Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он
строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял ни
масла, ни елея, один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не
пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду
водой; не посещал он и бани, - словом отвергал все, что доставляло телу
удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все
ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от
частых земных поклонов кожа на коленях у него загрубела наподобие
верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2.
О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание.
Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены,
он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу,
родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа
воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса
Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью,
почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову
также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос
воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и
Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому
Иосифу, отцу своему.
Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ
о царствии Божием, являя Себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в
Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился
любовию к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И
Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного
Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других
апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол
Павел, говоря:
- Потом явился Иакову, также всем Апостолам (1 Кор 15:7)3.
Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова
праведным - и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была
вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4.
Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин
Божественной литургии, который затем сократили, ради немощи
человеческой, сначала - Василий Великий, а затем - Иоанн Златоуст5.
Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих иудеев и еллинов своим
учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также
соборное послание к двенадцати коленям Израилевым, - источник воистину
богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь
Христова, поучаясь вере и добрым делам6. Все
не только верующие7, но даже и не верные
относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его
добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили
во Святая Святых8 для совершения службы, не
препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его
непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать
его Обли или Офли9, что значит: "ограда,
утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не
только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь,
падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ
любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали
в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много
народа собиралось к нему: одни желая услышать его поучение, другие -
коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался
Анания10. Видя, что весь народ внимательно
слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с
книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и,
затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И
сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей
от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить
его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось
отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук евреев11
и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали
из Рима.
Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой
просьбой к Иакову:
- Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи,
на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение;
убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их
отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе,
- как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну
только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не
прельщался Распятым Иисусом; молим тебя - стань на высокой кровле храма,
чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздниках собралось
- ты сам видишь - много людей, как из евреев, так и из других народов.
После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:
- О праведник! Тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается,
доследуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам
ты о Христе?
На сие святой ответил громким голосом:
- Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно
потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из
мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышнего и снова
приидет на облаках небесных, судить живых и мертвых.
Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма
возрадовался, и все в один голос воскликнули:
- Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!
Фарисеи же и книжники сказали:
- Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе,
ибо народ пришел еще в большее смущение.
И вот в злобе и ярости они свергли с кровли храма Иакова на страх
всем, чтобы не верил народ словам святого.
- И праведник прельстился, - кричали они.
Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник
стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:
- Господи! Отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.
Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему
раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:
- Остановитесь, что вы делаете? Праведник молится за вас, а вы
побиваете его камнями.
В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на
святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на
землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.
Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие
горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом
Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со
Отцом и Святым Духом - честь и слава во веки веков12.
Аминь.
Примечания
1 Память св. праведного Иосифа, обрученника
Пресвятой Девы Марии совершается 26 декабря. Согласно с ясными
свидетельствами Писания (Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:17). Церковь, вопреки
мнению некоторых толкователей, явно отличает святого апостола Иакова,
брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова
Зеведеева, память которого празднуется 30 апреля, и Иакова Алфеева,
память которого совершается 9 октября. Иаков, брат Господень по плоти,
именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом
апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил
наименование Иаковлева и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также
под именем Иакова "малого" или "меньшего" (Мк 15:40).
2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем,
т.е. лицом посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого
воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения
волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты в святости
жизни, какая должна принадлежать всему народу израильскому, как народу
богоизбранному и
потому священному.
3 Предание всему прибавляет, что в продолжение
страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине
Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не
воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его
Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в
первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, а теперь еще
ее показывают благочестивым поклонникам.
4 По словам древних писателей, ближайших ко времени
апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.),
по вознесении Спасителя апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и
предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св.
Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви - матери
христианских церквей, когда ему было 34 г. от рождения, согласно
предызбранию его в назначению к сему служению Самого Христа.
5 Божественная литургия, составленная св. апостолом
Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти
сего апостола.
6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59
г. по Р. Х. к христианам из иудеев, живших в рассеянии, во время гонения
на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие
пополнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из
различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему,
может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За
богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова
прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтении за
литургией, а и за другами молитвословиями (напр. во время елеосвящения,
на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве
паремии).
7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову
верующих, во главе с самыми апостолами, особенно сильно выразилось на
апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 г. по Р. Х. для
решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать
к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков
председательствовал на сем соборе и после долгих споров и рассуждений,
после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об
успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения
своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по
поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников,
а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от
блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят
себе" (Деян 15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова
принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св.
Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить
чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову,
которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первый из них
Иакова (Гал 2:10), - и те признали в нем великое достоинство учителя
языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову
и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим,
то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как
столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о
том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян 21:18-19).
8 "Святое святых" представляло собою внутреннюю,
самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь
первосвященник, и притом только раз в год, в день очищения, поставлял
свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровию над очистилищем
для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом
Ааронова прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными
Богом через Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился
только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая
Святое Святых от следующего отделения храма - святилища, во время
крестной смерти Иисуса Христа разодралась надвое, сверху донизу.
9 По-гречески: o'blias - защита или оплот народа и
правда.
10 Анания - первосвященник Еврейский, сын Неведея,
получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был
упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и
несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания,
Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов - и утопавших
в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи
виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо
судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян 23:2. 14-15; 24.
1-9); но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем
Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания
иудеев против римлян.
11 Фест, по прозванию Порций, - римский правитель
Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 г. по
Р.Х.; он заботился о восстановлении порядка в Палестине, употребляя для
сего и строгость, и правосудие.
12 Мученическая кончина апостола Иакова
последовала около 63 г. по Р.Х. Он скончался в престарелом возрасте. На
месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит
памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть
Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела
такое впечатление на иудеев, что следовавшие за нею бедствия войны и
разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего
праведника B IX веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж.
Георгий Никомидинский и впоследствии Византий написали многие песнопения
в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап.
Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 г. в
приделе Халкопратийского храма, а глава - в храме святых апостолов. В
настоящее время мощи его, по свидетельству не которых, находятся в Риме
в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье
сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом
Иерофеем в 1853 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать третий день (05.11), С. 21.
Жития святых, С. 12146 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 471)]
|