Перенесение мощей святого великомученика
Феодора Стратилата (21 июня)
19
Святой великомученик Феодор пострадал за имя
Христово при нечестивом императоре римском Ликинии20,
в городе Гераклее21, где святой был
воеводою; временем его мученической кончины было восьмое февраля; ныне
же празднуется перенесение честных мощей его из города Гераклеи в его
отечественный город Евхаиты22 согласно его
распоряжению, ибо своему слуге Уару, взиравшему на страдания мученика и
записывавшему их, святой Феодор дал такое завещание:
"Тело мое похорони в Евхаитах, в имении моих родителей".
Все, желающие получить более подробные сведения об этом святом,
могут прочитать подробное описание страданий его, помещенное под восьмым
числом февраля месяца. Здесь же мы напомним лишь о дивном чуде, бывшем
от иконы его. Об этом чуде свидетельствуют Анастасий Синаит23
и Иоанн Дамаскин24. Чудо же было такое.
В четырех тысячах шагов от Дамаска25
находится место, называемое Карсата; здесь стояла церковь, построенная в
честь святого великомученика Феодора Стратилата. Когда сарацины
завладели этим местом и поселились здесь, то многие из них входили в эту
церковь и всячески ее оскверняли; так, например, загоняли в церковь свой
скот, входили в ту церковь со своими женами и детьми и совершали здесь
мерзкие греховные плотские дела. На одной из стен той церкви находилось
изображение святого великомученика Феодора, нарисованное красками.
Однажды, когда собрались в этой церкви многие сарацины и разговаривали
между собой, один из них, взад лук и стрелу, наметив, выстрелил в образ
святого; стрела вонзилась в правое плечо святого, и тотчас от образа
истекла кровь как от живого человека. Увидав столь великое чудо,
сарацины весьма изумились, однако не вышли из церкви, но продолжали
обитать в ней и совершать здесь нечистые дел а, по своему обычаю. Всего
проживало в этой церкви двадцать сарацин, причем каждый из них имел жену
и детей; все они в скором же времени после чудесного происшествия
погибли, будучи внезапно поражены горькой смертью; те же из сарацин,
которые обитали вне церкви, пребыли в то время здравыми и невредимыми.
Анастасий Синаит говорит об этом образе святого, что он сам его видел и
что на образе был знак от крови, истекшей из язвы.
Это чудо сотворил Господь нечестивым сарацинам для устрашения, а
нам, верным, для напоминания того, что мы должны почитать святые иконы,
ибо при них бывает и через них действует чудесная благодать Бога нашего.
Примечания
19 Стратилат с греч. воин, воевода, такое
наименование усвояется св. Феодору за то, что он, будучи воеводой
земного царя, показал себя истинным воином Христовым, "предобрым
воеводой Царя небесного", как воспевает ему св. Церковь в тропаре.
20 Ликиний управлял восточной половиной Римской империи
с 307 по 324 г. - Мученический подвиг св. Феодора относится к 319 г.
21 Гераклея находилась в Понте, северной провинции
Малой Азии.
22 Город Евхаиты находился с северной части Малой Азии,
недалеко от Гераклеи; ныне - местечко Марсиван.
23 Анастасий Синаит - патриарх антиохийский; управлял
патриаршею кафедрою с 561 по 572 г., потом с 596 по 601 г. - См. житие
его под 20 числом апреля месяца.
24 Иоанн Дамаскин - знаменитейший церковный баснописец
и богослов VIII в. Написал много высокоумилительных церковных
песнопений; ему принадлежат каноны на Пасху, на Рождество Христово, на
Богоявление и множество
песнопений на дни памяти святых. Весьма обширны также его богословские
сочинения. Важнейшее из них "Источник знания", состоящий из трех частей:
1) "Диалектики"; 2) "Книги о ересях" и 3) "Точного изложении
православной веры". Им написано, между прочим,"Три слова против
порицающих иконы". В одном из этих слов (именно - в третьем) св. Иоанн
Дамаскин и повествует о нижезалагаемом чуде от иконы св. великомученика
Феодора Стратилата. - См. житие Иоанна Дамаскина под 4 числом декабря
месяца.
25 Дамаск - древнейший сирийский город, упоминаемый в
Библии уже в истории Авраама (Быт 14:15); был расположен к
северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине,
находившейся у восточной подошвы Анти-Ливана. В истории Христианской
церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла
(Деян 9:1-22). В 634 году покорен арабами, с 1516 г. присоединен к
Турецкой империи.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Восьмой день (21.06), С. 22. Жития
святых, С. 6550 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 370)]
|