Житие святого апостола (из семидесяти) Фаддея
День Двадцать первый (3 сентября)
Святой апостол Фаддей происходил
из города Эдеса1; родом он был еврей и в
совершенстве знал Священное Писание Ветхого Завета. Во дни святого
Иоанна Крестителя2 святой Фаддей пришел в
Иерусалим; услышав здесь проповедь Предтечи Господня и увидав ангельскую
жизнь его, Фаддей весьма изумился и принял крещение от Иоанна Предтечи.
Вскоре после того святой Фаддей увидел Господа нашего Иисуса Христа,
пребывавшего во плоти и обитавшего среди людей, услышал также учение Его
и увидел дивные чудеса, совершенные Господом нашим Иисусом Христом, и
последовал за Ним. Святой Фаддей был принят Господом и причтен к сонму
семидесяти апостолов (меньших), о которых сказано в Евангелии: избрал
Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два предлицом Своим
во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк 10:1).
В числе сих-то семидесяти апостолов был воспоминаемый ныне святой
апостол Фаддей. Отправляя сих апостолов на проповедь Евангелия, Господь
сказал им:
- Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы,
чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите - Я посылаю вас, как агнцев
среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге
не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И
если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам
возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть:
ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в
дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам
предложат. И исцеляете находящихся в нем больных, и говорите им:
приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не
примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от
вашего города, отрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам
Царствие Божие... Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня
отвергается;
а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня (Лк 10:2-16).
Семьдесят учеников отправились на проповедь Евангелия с великою
радостью и проповедовали слово Господне. Потом возвратились ко Господу и
возвестили Ему, что и бесы повиновались им ради имени Его.
После вольного страдания, смерти, тридневного
воскресения и вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые
апостолы разошлись для проповеди Евангелия по всей вселенной; Святой
апостол Фаддей был послан Господом для проповеди Евангелия в город Эдес;
ибо Господь наш Иисус Христос еще до вольного страдания Своего обещал
прислать сюда одного из числа Своих святых апостолов. Правителем города
сего был князь Авгарь, и вот сему-то Авгарю Господь и обещал прислать
Своего апостола.
Сей Авгарь был одержим неисцельною болезнью - проказою. Услыхав о
дивных чудесах, творимых Господом Иисусом Христом, Авгарь весьма пожелал
видеть Его, слышать Его учение и исцелиться силою Его от своей тяжкой
болезни. Но не дерзая надеяться на то, что Господь Иисус Христос придет
к нему Сам, Авгарь послал к Господу некоего искусного иконописца и
поручил
тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и по совершению
возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему,
тогда пошлю к Тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив
тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную".
Князь Авгарь, получив сие послание и увидя нерукотворенный образ
Господа нашего Иисуса Христа, преисполнился великой радости. Облобызав с
любовью послание и поклонившись образу Христову, Авгарь вскоре же
получил значительное облегчение от своей болезни, потому что лишь только
незначительная часть проказы осталась на лице его.
Для окончательного же уврачевания Авгаря от болезни и был послан
Господом, согласно Его обещанию, святой апостол Фаддей, который исцелил
Авгаря уже вполне, не только телом, но и душою, как об этом и будет
сказано ниже.
Когда святой апостол Фаддей пришел в город Эдес, то не открылся
сразу князю Авгарю, а вошел сначала в дом одного знакомого ему еврея, по
имени Товия. Пребывая у сего еврея, святой Фаддей чудесно творил
многоразличные исцеления силою Христовою, исцеляя всевозможные болезни
возложением рук и призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа.
Весть о святом Фаддее вскоре же распространилась по всему городу, и
жители города того начали приносить к святому апостолу многих больных;
видя быстрое исцеление их, все весьма дивились.
Спустя некоторое время было донесено князю Авгарю, что неизвестный
муж, пришедший из Иерусалима, творит многие чудеса именем Христовым.
Тотчас же Авгарь вспомнил об обещании Христовом прислать к нему
одного из учеников Своих и подумал про себя: не тот ли пришел, кого
обещал прислать Господь. Потом приказал позвать Товию
и сказал ему:
- Я слышал, что в доме твоем обитает какой-то муж, пришедший из
Иерусалима; говорят, что муж этот исцеляет болезни именем Иисуса Христа.
Товия отвечал:
- Да, действительно так; совершенно верно сказал ты, господин, что
тот муж, который проживает у меня, творит много чудес именем Господа
Иисуса Христа.
Тогда князь сказал:
- Приведи его ко мне.
Товия отправился к святому Фаддею и сказал ему:
- Меня призывал к себе князь города сего и приказал мне привести
тебя к нему, чтобы ты исцелил его от болезни, которою он страдает.
Святой Фаддей отвечал:
- Воистину я послан к нему.
На другой день рано утром оба отправились к князю; между тем у
князя уже собрались все вельможи и советники.
Когда святой апостол Фаддей входил во двери княжеских палат, князь
посмотрел на него и заметил, что лицо апостола осиявалось каким-то
необычным светом. Авгарь пришел в ужас, встал с своего места и
поклонился до земли апостолу Христову.
Между тем все, бывшие там, весьма изумились сему поступку князя,
недоумевая, ради чего князь поклонился простому человеку, так как не
видали того дивного сияния, которое исходило от лица апостола Христова.
Потом князь спросил святого Фаддея:
- Ты ли ученик Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который обещал
послать мне одного из Своих учеников, дабы совершенно исцелить меня от
недуга моего и даровать мне, равно как и всем близким моим, жизнь
вечную?
Апостол Христов отвечал:
- Так как ты явил великое упование ко Господу моему Иисусу Христу, то я
и послан Им к тебе; и если вера твоя увеличится еще более, то будет
исполнено все, чего ты ни пожелаешь по вере твоей.
Авгарь отвечал:
- Я столь горячо веровал в Него (Господа Иисуса), что намеревался
собрать войско и идти войной на иудеев, распявших Господа, дабы
отомстить им за их жестокость и злобу и дабы окончательно истребить их;
но мне воспрепятствовали в этом власти римские, коим подчинена страна
наша.
Святой Фаддей сказал:
- Господь и Бог наш Иисус Христос совершенно не нуждался в помощи
человеческой во время Своего страдания от завистливых и жестокосердых
иудеев; ибо Он Сам мог, если бы пожелал, явить легионы ангелов; но,
исполняя волю Отца, Господь наш пострадал ради спасения мира; исполнив
же волю Отца Своего, Он восшел к Нему на небеса со славою и воссел
одесную Его; Господь наш не нуждается в том, чтобы кто-либо отомстил за
Него врагам Его, ибо Сам имеет власть над всеми; Он Сам будет некогда
судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам
его.
Святой апостол Фаддей говорил князю Авгарю и всем тем, кто был
вместе с ним, многое и другое о Господе нашем Иисусе Христе; потом,
доведя его до полнейшей веры в Господа, крестил его.
Тотчас же после крещения Авгарь получил исцеление от проказы. Следует
заметить, что после первого исцеления4 у
Авгаря еще оставалось лицо в проказе, а сначала он был поражен проказою
по всему телу своему. Когда принесено было к нему письмо (послание)
Христово и нерукотворенный образ пресвятого Лица Христова, тогда впервые
Авгарь был исцелен - его тело очистилось от проказы, и только небольшая
часть его тела, по Божию усмотрению, именно лицо, оставалось еще
неисцеленным до прибытия апостола.
Вместе с тем произошло и другое исцеление не тела только, но и души
после прибытия апостола по святом крещении; ибо из святой купели князь
Авгарь вышел совершенно здравым.
И не только князь Авгарь крестился после проповеди апостола; крестились
все, проживавшие в доме его, также крестились и все те, кто видел
чудеса, совершенные апостолом, а также и те, кто был исцелен апостолом
от болезней. После того святой апостол Фаддей приказал князю собрать
всех горожан, дабы и они могли слышать слово Божие.
Утром следующего дня собрался весь народ. Апостол Христов, став на
высоком месте, начал благовествовать всему народу об едином Боге,
сотворившем небо и землю и все, видимое и невидимое всемогущею силою
Своею; святой апостол Фаддей поведал народу и о том, как Господь наш
Иисус Христос сошел с небес на землю, неизреченно воплотившись ради
спасения людей, как Он пострадал волею, воскрес, вознесся на небеса и
приготовил для добродетельных вечную награду на небесах, для злых же
нескончаемые муки в аде. Поведал святой апостол и о всех прочих тайнах
Божия домостроительства в подробных речах.
Весь народ, слушавший апостола, явил веру словам его, так как видел
и чудеса, совершенные апостолом: все видели исцеленным князя своего и
многих других, одержимых ранее различными болезнями; все начали
прославлять Господа и стали просить крещения у апостола.
Таким образом город Эдес был просвещен святою верою во имя Господа
нашего Иисуса Христа и святым крещением; после сего здесь начали
строиться храмы, и были поставлены
пресвитеры руковозложением апостольским.
Князь Авгарь весьма желал отблагодарить апостола Христова чем-либо
за свое чудесное исцеление, посему он предлагал ему много золота, но
святой не принял ничего, сказав:
- Если мы оставили свое собственное, то как пожелаем получить и
приобрести что-либо от других?
После того как святой апостол Фаддей утвердил в Эдесе святую веру и
благочестие и направил все ко благу, он отправился в Месопотамию5;
здесь он просветил многих, обратив ко Христу, и создал храмы; святой
апостол прошел по многим сирийским городам, подвизаясь во благовестии
имени Христова. Потом пришел в финикийский город Бейрут6;
проповедав здесь имя Христово и крестив многих, святой апостол Фаддей
почил здесь с миром о Господе7.
Следует заметить, что воспоминаемый ныне святой апостол Фаддей есть
иное лицо от святого апостола Иуды Фаддея, называемого Леввеем, апостола
из двенадцати, память коего празднуется в девятнадцатый день месяца июня
(под сим числом можно читать и житие его)8.
В Прологе под нынешним числом над синаксарем воспоминаемому ныне святому
апостолу Фаддею
есть такая надпись: "Память святого апостола Фаддея, что и Леввей".
Однако следует заметить, что прозвище "Леввей" должно усвоят не сему
святому Фаддею, но иному, апостолу из двенадцати, как об этом
упоминается и в Евангелии Матфея (10:3).
Более подробно говорит об этом Никифор Каллист9,
древний греческий церковный историк, в 40-й главе второй книги своей
Истории. Именно Никифор Каллист говорит следующее: "Святой Иуда, не
Искариот, но иной, коему усвоялось два наименования: Фаддей и Леввей,
сын Иосифа, брат Иакова, сверженного с крыши храма10,
первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и
Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских
странах, потом прибыл во Едес, город Авгаря, где ранее благовествовал
имя Христово иной Фаддей, апостол из семидесяти, и здесь восполнил все
то, что не было окончено тем Фаддеем"11.
Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует
(из числа двенадцати апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого
ныне, из числа семидесяти апостолов) только Фаддеем, а не Леввеем.
Следует заметить также, что и святой апостол евангелист Матфей
называется у некоторых евангелистов Леввеем12.
Примечания
1 Эдес, нынешняя Урфа, город на севере Месопотамии,
на р. Ефрате, с 137 г. до Р. X. главный город вновь образованного
Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. X. Эдес был
превращен римлянами в восточную колонию. В Эдесе в IV в. св. Ефремом
Сириным была основана богословская школа, в V в. склонившаяся к
несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель
Эдесской школы пресвитер Ива. В 614 г. Эдес был покорен арабскими
калифами; в 1098 г. им овладел граф Балдуин, сделавший его главным
городом княжества эдесского; в 1144 г. он был покорен турками и с этого
времени переходил из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпал
под власть Турции.
2 Иоанн - пророк, Предтеча и Креститель Господа
нашего Иисуса Христа, величайший из ветхозаветных пророков, стоявший на
рубеже заветов Ветхого и Нового. Память его празднуется св. Церковью 24
июня (рождество), 29 августа (усекновение главы), 24 февраля (1-е и 2-е
обретение главы), 25 мая (3-е обретение главы) и в др. дни.
3 Более подробно об этом можно читать выше, под
16-м числом сего же месяца.
4 См. выше повествование о перенесении
нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, под 16-м числом
сего же месяца.
5 Месопотамия - каменистая и песчаная страна,
находившаяся между реками Тигром и Ефратом и простиравшаяся от Армении
на севере до Персидского залива на юге.
6 Бейрут - главный город азиатско-турецкого
вилайета Сирии и важнейший торговый пункт сирийского прибережья между
Сайдой (Сидон) и Тарабулом (Триполис). В древности Бейрут был
финикийской гаванью в носил название Беритос. Египетский король Тутмозис
II завоевал этот город, а Антиох III отнял его у Птолемеев. В 140 г. до
Р. X. Бейрут был разрушен сирийцем Диотосом Трифоном, но при императоре
Августе был снова восстановлен Агриппой и обращен в колонию для римских
ветеранов. При позднейших императорах Бейрут славился своей высшей
школой риторики, поэтики и в особенности права.
7 Кончина св. апостола Фаддея последовала ок. 44 г.
- Есть известие о посольстве Нарсеса, царя Ассирийского, к Авгарю, князю
Эдесскому, с просьбою или прислать к нему святого апостола Фаддея, или
написать ему (Нарсесу) о чудесах, сотворенных сим апостолом. В ответ на
эту просьбу Нарсеса Авгарь сообщил ему о чудесах апостола Фаддея.
8 Апостол (из двенадцати) Иуда (память коего
празднуется 19 июня) называется Леввеем и Фаддеем. Наименования эти
усвоены святому апостолу Иуде не без причины, а именно: слово "Леввей"
значит "сердечен". По отношению к апостолу Иуде это название будет
означать, что он, Иуда, после обделанных им по неведенью прегрешений
против Господа - после маловерия своего (ср. Ин 7:5) - вполне уверился в
том, что Иисус есть истинный Мессия - Христос Бог, и соединился с Ним
всем сердцем своим. Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит
"хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил
Евангелие многим народам. О жизни и деятельности святого апостола Иуды
нам известно очень немногое. Апостол Иуда понес многие благовестнические
Вскоре же после вознесения Господня апостол Иуда, как и все вообще
апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия и был с
благовестием в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее и других странах.
9 Никифор Каллист - известнейший церковный историк
XIV в., монах Софийского монастыря в Константинополе. Его "Церковная
История" (в 18 книгах) доведена до кончины византийского императора Фоки
(ок. 611 г.).
10 Св. апостол Иаков, брат Господень, сын
праведного Иосифа Обручника и брат Иуды, Симона (или Симеона) и Иосии
(или Иосифа). По церковному преданию он сопутствовал своему отцу и
Пресвятой Деве во Египет и отличался строгим исполнением закона, почему
и прозван был "праведным". Уверовав в Иисуса Христа как Сына Божия уже
после Его крестной смерти, он удостоился узреть Его по воскресении (Гал
1:18-19). Св. апостол Иаков был Самим Господом поставлен во епископа
Иерусалимского; он был, по выражению апостола Павла, столпом Церкви (Гал
2:9); ап. Иаков председательствовал на Иерусалимском апостольском соборе
среди иудеев; скончался мученически (ок. 63 г.) во дни праздника
Пятидесятницы, будучи низвергнут за всенародное исповедание имени
Христова с крыши храма; перед кончиной он молился за своих убийц. Память
св. апостола Иакова совершается 23 октября, 4 января (в соборе 70-ти
апостолов) и в неделю по Рождестве Христове. На месте кончины св.
апостола Иакова в Иерусалиме построен монастырь его имени. Св. апостол
Иаков написал соборное послание, поставленное первым среди других
соборных посланий. Церковное предание приписывает ему составление первой
литургии, сокращенной впоследствии св. Василием Великим и Иоанном
Златоустом.
11 Есть известие, что святой апостол Иуда
проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал свое соборное
послание. Поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство,
что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали
благодать Божью в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской
дозволяли себе всякие греховные дела. В этом послании
содержится частью учение догматическое: о таинстве Св. Троицы, о
воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем
Страшном Суде; содержится также и нравственное учение: увещание избегать
нечистоты греховной, плотской, хулы, гордости, непослушания и прочих
пороков; апостол увещает всех быть постоянными в обязанностях и
должностях своих - в вере, молитве, в любви, увещает пещись об обращении
заблуждших и сохранять себя от еретиков.
12 Более подробно об этом можно читать в
повествовании о житии св. апостола и евангелиста Матфея, под 16 числом
ноября месяца.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать первый день (03.09), С. 22.
Жития святых, С. 9434 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 975)]
|