Житие преподобного отца нашего Аврамия
Ростовского
Преподобный отец Аврамий был сын благочестивых родителей6.
С молодых лет он оставил родительский дом и мирскую суету, принял
иночество и посвятил себя Богу7. Покорив
плоть духу, он изнурял себя подвигами, очищал душу свою слезами и
сподобился благодати чудотворения. В его время в Ростове8
- не все еще приняли святое крещение и многие оставались язычниками:
Чудский конец города поклонялся каменному идолу Велесу9.
Обитавший в идоле нечестый дух наводил страх на всех, и христиане
боялись проходить вблизи идола. Преподобный Аврамий пылал ревностию
искоренить в Ростове остатки язычества. Он молил Господа Бога о
даровании ему силы и благодати Святого Духа сокрушить идола, но молитва
его долго не была услышана.
Однажды преподобный Аврамий, в скорби и недоумении, сидел вблизи идола.
И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Аврамий встает и
спешит к нему навстречу. После взаимного приветствия и благословения
преподобный спрашивает:
- Откуда идешь, отче, из какой ты страны?
- Я из Царьграда, отче, родом; в земле вашей пришлец и странник.
Скажи мне, отче, почему ты сидишь в печали близ этого идола Велеса?
- Я молю Господа Бога о том, чтобы мне дана была сила сокрушить
идола, - отвечал Аврамий, - но Господь презрел мои молитвы, и вот я сижу
в печали.
- Если хочешь, отче, получить желаемое, - сказал Аврамию старец, -
то иди в Царьград, разыщи дом Иоанна Богослова, войди в него, помолись
образу святого Иоанна Богослова, и не выйдешь тщетно, но получишь
желаемое.
Преподобный Аврамий опечалился по причине далекого пути, но старец
сказал: "Господь Бог сократит твой путь!"
Блаженный Аврамий, исполнившись Святого Духа, взял благословение у
старца и отправился в путь, забыв о его дальности.
Когда преподобный Аврамий, вышедши за город, перешел реку Ишну10,
ему встретился неизвестный человек, видом своим внушавший страх; почти
совсем без волос на голове, он был с большою круглою бородой, на лицо
его выражалось благоговение; он был прекрасен. В руке у него была
трость.
Блаженный Аврамий поклонился ему. Неизвестный сказал:
- Куда идешь, старец?
- Иду отыскивать дом Иоанна Богослова, - отвечал Аврамий.
Неизвестный сказал:
- Подойди, старец, возьми сию трость мою и возвратись назад,
приступи к идолу Велесу, ударь его тростию во имя Иоанна Богослова, - и
окаянный обратится в прах.
И с этими словами неизвестный стал невидим.
Блаженный Аврамия понял, что это был Иоанн Богослов.
Объятый страхом и радостью, Аврамий воротился назад,
беспрепятственно подошел к идолу, ударил его тростию во имя Иоанна
Богослова - и идол тотчас превратился в прах.
На том месте, где встретил Аврамий святого старца, он поставил церковь
во имя Иоанна Богослова11, а там где стоял
идол Велеса, преподобный, с благословения епископа, соорудил небольшую
церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней келии, собрал
иноков и учредил общежитие12.
Много зла потерпел преподобный Аврамий от неверовавших во Христа
язычников. Однажды они хотели даже разорить и сжечь построенную им
святыню, но Бог не попустил этого ради молитв и терпения преподобного.
Однако своим учением и терпением преподобный Аврамий в
непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все
от мала до велика и начали ходить на славословие Божие и на всенощное
бдение, даже женщины и дети. Преподобный Аврамий укреплял сердца их в
вере почитанием книжным и поучением духовным. Многие из детей оставляли
дома родителей, тайно приходили к преподобному и принимали монашество.
Так умножалась братия, которую преподобный поучал слову Божию.
Тогда преподобный Аврамий построил большую церковь, украсил ее, как
невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами и завел благолепное
пение.
Князья ростовские, относясь с великим уважением к отцу Аврамию,
предоставили особые преимущества основанному им монастырю: давали много
имения на монастырское строение и деревни на содержание иноков.
Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ,
посоветовавшись с князьями, возвел Аврамиев монастырь на степень
архимандритам, а преподобного Аврамия поставил в архимандриты.
С того времени Аврамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал
труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех,
отличаясь смирением и показывая нелицемерную любовь ко всякому
приходящему, равно к великому и малому.
Исконный ненавистник добра, диавол, не оставлял преподобного в
покое, вооружился на него и творил ему огорчения и днем и ночью. Но
огражденный Христовою благодатию и крестным знамением, Аврамий не
страшился.
Однажды, когда преподобный Аврамий в своей келии перед литургиею,
прочитав обычные молитвы ко святому причащению, хотел умыть руки перед
отходом в церковь, диавол вошел в умывальницу, желая причинить
преподобному неприятность. Уразумев присутствие нечистого духа в сосуде,
преподобный взял честный крест, положил поверх сосуда, оградил сосуд
крестным знамением и так оставил, долгое время не касаясь его. Бес,
палимый крестною силою, мучился и не мог выйти из сосуда.
У ростовских князей тогда был обычай ездить за город на охоту и на
обратном пути заходить в монастырь, чтобы помолиться в церкви и получить
благословение от преподобного Аврамия. Так случилось и теперь. По
обыкновению князья зашли в келию преподобного, но его там не случилось,
ибо у него был обычай ежедневно трудиться на братию: то он колол дрова
для монастырской пекарни, то мыл власяницы на братию, то носил воду в
поварню. Услышав о приходе князей, он поспешил в келию, чтобы
благословить их.
Между тем князья, находясь в келии в ожидании преподобного,
заметили сосуд, покрытый честным крестом, и недоумевали, чтобы это могло
значить. Один из князей дерзнул снять с сосуда крест, чтобы
благословиться им, - и бес тотчас вышел из сосуда, как дым черный и
злосмрадный, так что устрашил всех присутствовавших.
Когда преподобный приближался к келии, нечистый дух встретил его
при входе и стал поносить Аврамия и грозить ему:
- Как ты принудил меня силою невидимого Бога мучиться и сожигаться
силою крестною, так и я сотворю тебе пакость, в скором времени одолею
тебя: возведу на тебя клевету, предам тебя мукам и позору: ты будешь
посажен на пегой ослице без седла и обут в женские красные башмаки. И
многое другое потерпишь ты, как и я потерпел от тебя.
Преподобный оградился крестным знамением, и бес тотчас же исчез.
Когда Аврамий вошел в келию, князья стали спрашивать о происшедшем,
о злосмрадном дыме, вышедшем из накрытого крестом сосуда, но преподобный
ничего не сказал об этом, а только благословил князей с душеполезным
наставлением и отпустил с миром.
Спустя некоторое время, желая отомстить преподобному, бес принял
образ некоего воина, явился к великому князю во Владимир и стал
возводить на Аврамия тяжкие обвинения.
- Государь, я хочу поведать тебе великую тайну, - говорил бес, -
есть в твоей державе, в городе Ростове, некий монах Аврамий, волхв,
который, однако, с виду кажется смиренным и святым и прельщает людей. Он
нашел в земле великое хранилище, медный сосуд, наполненный золотом,
который по праву должен принадлежать твоей державе. Золотых сосудов,
найденных в этом хранилище, золотых поясов и цепей невозможно оценить и
невозможно исчислить серебра и иных драгоценностей. На эти сокровища он
построил великую церковь, а тебе не поведал.
Великий князь воспылал гневом на преподобного и послал за ним одного
лютого воина, приказав взять Аврамия, не говоря ему ни слова, и привести
в таком виде, в каком найдет его.
Все это произошло по внушению злого духа.
Когда посланный князем воин явился, преподобный, после соборной
молитвы, стоял на молитве келейной в одной власянице и без обуви. Воин
без всякой милости, не дав преподобному ни слова вымолвить, ни одеться,
ни обуться, взял его с собою на коня и погнал к городу Владимиру.
Hа другой стороне Ростовского озера попался им человек, пахавший на
пегой ослице и державший в руке красные женские башмаки. Воин посадил
преподобного на ослицу, обул его в женские башмаки и быстро доставил его
в таком позорном виде к великому князю.
Великий князь приказал поставить перед собою и воина-обвинителя.
Мнимый воин повторил те же слова против преподобного относительно
хранилища драгоценностей, что и прежде.
Преподобный, услышав это, воздел руки к небу и запретил духу
лукавому, говоря:
-Запрещаю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, скажи мне, кто
ты, такими словами оклеветавший меня?
Бес затрепетал и сказал:
- Я бес, искони ненавидящий добро в человеческом роде, особенно же
в иноках, боящихся Бога. Видишь, старец, что я прежде сказал тебе, то и
сделал - за то, что ты меня мучил в убогом твоем сосуде.
Сказавши это, бес мгновенно исчез.
Великий князь, видя диавольскую прелесть и поругание стоявшего
перед ним преподобного, объят был великим страхом, равно и все
окружавшие князя. И начал князь молить преподобного о
Прощении и говорил со слезами:
- Отче, я виновник твоего невольного прихода, я жестоко оскорбил
тебя. Прости мне, отче, все то, чем я тебя прогневал. Враг, отче,
помрачил мое сердце и возбудил во мне ярость против тебя и поверг меня
во грех.
Старец сказал:
- Господь простит тебя, государь, ибо это дело древнего врага
диавола, а потому, государь, не дивись сему: искони враждуя против
людей, он особенно привык причинять препятствия боящимся Бога.
Князь, видя смирение преподобного и тихие и кроткие слова его, как
будто старец не испытал никакого зла, еще более принялся ублажать его и
воздал ему великую честь.
На устроение монастыря князь пожаловал много домов, сел и рабов, сделал
Аврамиев монастырь своим монастырем и поставил его выше всех прочих
монастырей Ростовских и все это утвердил жалованными грамотами. После
всего этого князь отпустил преподобного с великой честию. Преподобный
Авраамий жил в своем монастыре в великом смирении, прилагая труды к
трудам, и с миром отошел ко Господу, Коего из млада возлюбил13.
Примечания
6 Жизнь преподобного Аврамия Ростовского
излагается здесь по древнейшему "житию", которое с сокращениями
пересказано в Прологе и с некоторыми позднейшими добавлениями в Великих
Минеях-Четьих митр. Макария. Древнее житие преп. Аврамия впоследствии
дважды дополнялось, главным образом в начальной части, где
рассказывается о жизни Аврамия до пришествия его в Ростов.
7 В первичном дополнении сообщается, что Аврамий
родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (ныне Костромской
губернии), отправился в Новгородские пределы для ознакомления с
иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в
Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении
говорится, что родители Аврамия, в Чухломе, были еще язычники. Аврамий
назывался сначала Иверик и до семнадцати лет лежал на одре болезни в
расслаблении и не мог ходить. Новгородские захожие купцы сообщили ему
первые начатки христианского учения. Иверик после глубокого размышления
уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в
Новгородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а
потом и пострижение в иноки с именем Аврамия.
8 Здесь разумеется древний Ростов, называвшийся
Ростовом Великим; теперь это уездный город Ярославской губернии на шоссе
и при железной дороге из Ярославля в Москву. Ростов стоит при озере,
которое называется Ростовское или Неро.
9 Под Чудским концом нужно разуметь часть города по
левую сторону дороги из Ярославля. Языческий бог древних русских славян
Велес иначе называется Волосом, который, по летописям, считался
покровителем скота.
10 Река Ишна пересекает дорогу из Ростова в Москву
при своем впадении в озеро Неро близ самого города Ростова, в четырех
верстах от того места, где стоял идол Велеса.
11 С тех пор до настоящего времени вблизи реки
Ишны существует храм во имя Иоанна Богослова. Существующая в настоящее
время церковь - деревянная, представляющая собою редкую древность - она
построена в 1687 г., на средства Аврамиева Богоявленского монастыря, за
которым село Богословское подтверждено было грамотою царя Феодора
Иоанновича в 1587 г. По учреждению монастырских штатов в XVIII веке,
Богословская церковь стала самостоятельною приходскою, но, по
малочисленности прихода, еще в 1804 г. приписана к соседней Юрьевской
слободе, причтом которой и совершается в ней богослужение раз в месяц.
12 Основанный преподобный Аврамием Богоявленский
монастырь существует и в настоящее время на том же месте, в одной версте
от Ростовского кремля, при въезде в Ростов от Ярославля, по левую
сторону дороги.
13 Преподобный Аврамий погребен был в основанном
им монастыре. Святые мощи его в настоящее время почивают открыто в
серебряной раке в приделе его имени при главном монастырском каменном
храме во имя Богоявления Господня, построенном по повелению и на
средства царя Ивана Васильевича Грозного и освященном в его присутствии
2 октября 1553 г. Царь Иван Васильевич не раз бывал в Ростове и
поклонялся тамошним святыням. В одно из посещений Аврамиева монастыря
еще до взятия Казани он взял хранившийся при гробнице Аврамия жезл,
которым преподобный сокрушил идола. Медный крест, служивший рукоятью
жезла, до сих пор хранится в отдельной киоте в арке при входе в придел
преп. Аврамия.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать девятый день (11.11), С.
57. Жития святых, С. 12323 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С.
506)]
|