День Одиннадцатый (24 апреля)
Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского
В царствование императора Домициана1
открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям
были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались
царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда
явилось множество верных, безбоязненно исповедывавших слово Божие, и
открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя.
В это время был заточен на остров Патмос2 и
великий апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание
христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына
Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему
Господь и повелел написать семи ангелам, т.е. епископам семи
малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь
вспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее
повествование. Антипа, - сказал Господь Своему ученику, - знаю твои
дела, и что ты живешь там, где престол сатаны (Откр 2:13). Ибо святой
Антипа был епископом Пергамской церкви3. Из
этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был
Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны.
Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния,
как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной пещи, по написанному:
яко злато в горниле искушено (Прем 3:6). Там и закон природы не
соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и
сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным,
кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и
беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в
вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы
переменив естество человеческое на ангельское, крепко и безбоязненно
стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в
народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры
прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых
эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел
пребывать в Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим
жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не
обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан.
Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схватив его,
повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные
жертвы. И сказал ему правитель:
- Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и
других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни
одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги
оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его,
так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в
христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы
боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас
попечения и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не
отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочетание, то по
римскому закону подвергнешься достойному наказанию.
Святой Антипа ответил на это:
- Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному
и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы
следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых
вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят,
смертным человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и
заступников, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое
заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и
признают себя побежденными от одного человека, то каким образом могут
избавить от беды весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие
во внимание, вы должны хотя теперь отстать от пагубного своего
заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род
человеческий. Сей Христос в окончании веков воистину придет судить всех
и воздать каждому по делам его или муку, или почесть.
После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить
святому Антипе:
- Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и
пренебрегли богопочитание древнее, которое мы из начала приняли от
предков наших и которое от них по наследству дошло до нас. Не хорошо
отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового, и
благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью
времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать
Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми волхвованиями
смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак,
подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем
во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя
достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.
На это святой Антипа ответил:
- Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду
настолько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши глубокой старости и
приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и
бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак, не
прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении божественных книг.
Ибо сначала не было ни одного из богов ваших; они явились впоследствии и
никакого добра не сделали и пользы от них нам никакой не произошло; но
как сами они были гнусные и негодные, то так же и для других сделались
виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние
недобрые установления, то следует подражать и Каину-братоубийце. Почему
вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились
кровосмешения с своими сестрами, за что они и были все истреблены
потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их древности, то
уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если
не покаетесь.
После сих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму
Артемиды4, где находился медный вол;
раскалив сего вола, они бросили в него святого мученика. Он же сотворив
крестное знамение, молился Богу, взывая: "Боже, явивший нам сокровенную
от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам
недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния
Твои, - за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня
чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за
имя святое Твое. Прими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне
обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, - и не только
меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками
милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь".
Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в
раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух
в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и взошел на небо, украшенный
славным мученическим венцем. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и
с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро,
исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со
Отцем и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
Примечания
1 Римский император Домициан царствовал с 81 по 96 г.
2 Патмос - бесплодный, скалистый остров в Эгейском море,
на юго-западе от Ефеса, между Самосом и Наксосом.
3 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной
части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он
славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также
изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента
(кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской
империи.
4 Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у
греков, олицетворяла луну и считалась покровительницею лесов и охоты.
Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Одиннадцатый день (24.04), С. 11.
Жития святых, С. 4268 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 925)]
|