День Тридцатый (12 января)
Страдание святой мученицы
Анисии девицы
В царствование нечестивого императора Максимиана1 жила в славном городе
Солуни2 одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских
родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она
возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более
истинами веры и благочестия, нежели молоком. Когда миновали ее
младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители
тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом, Анисия
быстро и легко усвоила все и являла на деле достойные плоды учения.
Исполненная Духа Божия, она обладала воистину ангельским нравом, лицо же
ее светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из
дому и, скрывая в горнице
свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:
- О обманчивая жизнь юности, погубляющая одних и погубляемая другими!
Хороша старость, но, увы мне! Скорбью исполняет меня долгота времени,
ибо долгие годы придется дожидаться ее, долгие годы отделяют меня от
неба!
И Анисия никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя
колена и проливая на землю обильные слезы. Когда родители ее отошли ко
Господу и она сделалась наследницей отцовского имущества, то стала
размышлять, что бы ей сделать со своим богатством. Ибо родителями ее
были собраны великие сокровища серебра и золота, обширные имения,
громадные стада, бесчисленное множество рабов и рабынь, многоценные
шелковые и златотканные одежды, золотая утварь, украшенная жемчугом и
драгоценными камнями и сияющая великолепием. Увидев все это, святая
Анисия сказала:
- Как спастись посреди стольких богатств земных? Как наступить на главу
древнего змия - диавола и преодолеть его силу? Но я знаю, что сделать: я
употреблю против
змия змеиную же хитрость. Как сам он ежегодно обновляется, совлекая с
себя свою
ветхую кожу, так и я избавлюсь от своих богатств. Ибо они наносят
сильный вред употребляющим их во зло и поражают неисцелимым ядом всех
собирающих их, скупых же и немилостивых связывают своими оковами и
сетями. Обладание поместьями приучает к гневу и накопляет богатства
обманом и неправедной мерой, многоценные одежды научают тщеславной
поступи и вовлекают в грех; золотые цепи и ожерелья заставляют горделиво
поднимать голову, ибо желают, чтобы люди их видели и восхваляли. Итак,
вот как я с ними поступлю: буду их естественною госпожою, прежде чем они
получат неестественное господство надо мною. Стану воистину госпожою их
и расточу их во благо, уклоняясь вместе с тем и от порождаемых ими
искушений. Я найду для них крепкую охрану, вложу их, как в сокровищницу,
в дома вдовиц, сирот и нищих. И верен поручитель мой, Господь, Который
воздаст мне не вдвойне только, но сторицею, и соделает меня участницей
вечной жизни. Раздам все, чтобы все получить в целости, умноженным во
сто крат, и, раздав, возьму крест Христов. Ибо тогда мне легко будет
последовать Христу, оставив на земле земное, чтобы пожить с ангелами на
небесах. Лучше избежать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни
непреходящей и подвигов духовных. Переменю временное на вечное: почту
нетленный брак, пребуду в целомудрии и сохраню для Создателя чистым свое
тело. Ныне надобно творить куплю, пока есть торжище. Гонение и
преследование пусть исходатайствуют мне награду на небесах. Мучители и
муки пусть откроют мне доступ к райским утехам; раны же и темница пусть
введут меня в чертог Христов; ибо не одни только мужи получают воздания,
но и жены сподобляются венцов.
Так говорила она в себе и молилась со слезами: - Господи, Иисусе Христе!
Свете мой! Источниче бессмертия! Корень нетления, неизреченно зачатый в
девственной утробе, и по рождестве сохранивший нетленной Пречистую Твою
Матерь! Благий Господи, соделай, чтобы и я вошла в лик девственниц и не
была отлучена от чертога Твоего! Включи меня в число мудрых дев (Мф
25:1-12) и сподоби встретить Тебя с неугасимым светильником, да буду
причастницей славы Твоей, непорочно совершив свой подвиг!
Помолившись так, святая Анисия тотчас же продала все свое имущество и
притом не по той цене, какую оно стоило, и не так, как бывает
обыкновенно при рыночных продажах и куплях. Ибо она говорила покупщику:
- Знай, что продаваемые вещи принадлежат нищим и убогим. Поэтому назначь
справедливую цену, чтобы получить вместе также и некое воздаяние, ибо
праведен Господь и любит правду и воздает по правде.
Когда было продано все имущество, она стала раздавать вырученные деньги
нищим и страждущим в заключении. Входя сама во все темницы, святая не
только подавала все нужное, но и служила собственноручно узникам, в
особенности тем, кои после многих мучений и ран не могли послужить себе
сами. Таковых она лечила, помазуя мазями и перевязывая их раны, утешала
скорбевших, посещала лежавших на одре болезни и помогала им от своих
богатств, обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную
помощь всем нищим и больным, лежащим на гноище, каких только находила.
При этом она говорила себе:
- Не буду я искать утех и наслаждений в богатствах, которые в день суда
не сравняются даже с каплей воды.
Когда же Анисия истратила все до последней монеты, ничего не оставив для
себя, то она затворилась в некоей горнице и собственноручным трудом
стала добывать необходимую для тела пищу, в поте лица своего
вкушая хлеб свой, следуя словам апостола: "если кто не хочет трудиться,
тот и не ешь" (2 Сол 3:10), ибо христианам подобает питаться от труда
рук своих. Подвизаясь в молитвах и посте, Анисия жила подобно
бесплотной. Привыкнув к подвигам и суровой жизни, она дни проводила в
трудах и чтении божественных книг, а ночи в псалмопении и молитвах.
Ложем ей служила земля, вместо мягкой постели у нее была единственная
тростниковая подстилка, вместо теплых одеял - худые рубища; спала она
очень мало, ибо говорила себе:
- Не безопасно мне спать, когда враг мой бодрствует.
При этом святая проливала обильные слезы, и воздыхания ее были
многочисленнее слов, исходивших из ее уст. В такой степени объята была
она Божественной любовью, что когда преклоняла колена на молитву, то ей
казалось, что она припадает к ногам Спасителя и лобызает их, и волосами
своими отирает прах с ног Господних3. Эта мысль порождала в ней
источники слез, подобно тому, как некогда плакала та, которая слезами
омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла их (Лк 7:36-50); и было
у нее непрестанное желание освободиться от уз тела и жить со Христом4. И
она, молясь,
ударяла себя в грудь и говорила:
- Всемогущий Господи, Боже, Отче Единородного Сына Твоего Иисуса Христа,
Господа и Бога и Спасителя нашего, сидящий на престоле славы Твоей! Ты,
Которому служат тысячи тысяч архангелов и Которому предстоят тьмы тем5
повинующихся повелению Его престолов, господств, начал и властей,
Которого хвалят херувимы и непрестанно славословят серафимы6, восклицая трисвятую песнь! Ты, погрузивший в адские бездны возмутившихся против
Тебя духов и связавший нерушимыми оковами лишившегося Твоей благодати
змия, низвергший престол его на землю, лишивший его небесного служения и
блаженной жизни, и позором креста поправший его гордыню! Ты, пославший
нам из непорочных недр Твоих Бога Слова, предвечного Спасителя душ
наших, рожденного от Духа Свята и Марии Девы, и Им взыскавший погибшее,
утвердивший немощное, и исцеливший сокрушенное! Тебя призываю всем
сердцем моим, смиренная и грешная раба Твоя. Ты, ведающий помышление
каждого человека, возжегший в сердце моем горячую любовь к Тебе, приди и
спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и к Тебе
прилепляюсь всей крепостью моею. Господи Боже Сыне, приими
молитву мою, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смиренным. Не
презри меня, о Иисусе Христе, за которую был Ты пригвожден ко кресту,
ударяем по ланитам, и за которую испил желчь с уксусом, вкусил горькую
смерть, в третий же день воскрес из мертвых и вознесся на небеса и
седишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня из числа рабынь
Твоих, но сподоби меня христианской кончины, по образу святого креста
Твоего! Соделай меня участницей страданий Твоих, да буду достойна
явиться перед лице Твое. Соблюди меня верной Тебе! Пригвозди страхом
твоим плоть мою; и судов Твоих убоюсь (Пс 118:120), отврати очи мои,
чтобы не видеть суеты (Пс 118:37), но отверзи их, молю Тебя, да
откроются очи мои, и увижу чудеса Твои (Пс 118:18). Тебе предана я от
чрева матери моей, Ты Господь мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня
(Пс 26:10). Ты же, Господи, воспринял меня. Правыми соделай пути мои, да
не исполнится стыда раба Твоя, но сотвори со мною знамение во благо (Пс
85:17) и исполни прошение мое, ибо пред тобою все желание мое, и
вздыхание мое от тебя не утаится (Пс 37:10). И еще молюсь Тебе, Боже
Отче, помоги мне, да не обрящется греха на мне, рабе Твоей; ибо Тебе
приношу себя в жертву.
Прими же меня, как всесожжение овец и тельцов и как тьмы тучных агнцев,
да будет жертва моя благоугодной пред Тобою. И сподоби меня последовать
Агнцу Твоему непорочному, Иисусу Христу, с Которым да будет Тебе, со
Святым Духом, слава, честь и сила вовеки веков, аминь.
Помолившись так, святая Анисия встала и осенила себя крестным знамением.
Все сие видел лукавый враг рода человеческого и не мог вынести ее
ангельской и небесной жизни. Он узрел ее уже пребывающей духом на
небесах и всем сердцем желающей пострадать за Христа и скрежетал зубами
своими на нее и покушался поколебать и опрокинуть ее горницу: но, видя
ее повсюду огражденной крестным знамением, он отбегал, как бы гонимый
невидимыми ударами. Однако иногда ему удавалось внушить святой леность и
уныние, но она немедленно сокрушала его коварство, ограждаясь, как
стеной, непрестанной молитвой. И враг истины скорбел и говорил себе:
- Увы мне окаянному! Ангелов совлек я за собою с небес, многих сильных
покорил я, а ныне юноши и отроковицы смеются надо мною. Они любят смерть
больше жизни и увенчанные ею текут к небесам и оставляют мне мир сей
пустым. Утешала меня кровь убиваемых мучеников, но их
вера и подвиги и проповедь их изменили целые города и народы. Храмы мои
разрушаются, прорицалища умолкают, жертвенники ниспровергаются, жрецы,
веселившиеся раньше, приходят в уныние. На погибель мою, всюду
водружается крест и царство мое приходит в упадок, ибо радостные в муках
страшны в гробах: они жгут меня, бьют и прогоняют отовсюду, а то, что
было мною изобретено против них, обратилось на еще горшую беду мою. Но я
знаю, что сделать с ними: я нашел одну новую хитрость.
И тотчас же враг выдумывает следующее: желая похоронить в пыли забвения
славу святых мучеников, дабы не помнили о них последующие поколения,
сделать безвестными их подвиги и лишить описания, завистник устроил так,
чтобы христиане избивались повсюду без суда и испытания, уже не царями и
военачальниками, но самыми простыми и последними людьми. Всезлобный враг
не разумел, что Бог требует не слов, а только доброго произволения.
Погубив великое множество христиан, Максимиан, по диавольскому наущению,
притворился как бы изнемогшим. Вдоволь насытившись кровью неповинных, он
уподобился кровожадному зверю, который, когда уже
пресытится мясом и более не хочет есть, то кажется как бы кротким и
пренебрегает мимоходящими животными, так и этот нечестивый мучитель,
получив отвращение к убийству, притворился кротким. Он говорил:
- Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами.
Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо
эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои
исповедуют ту же христианскую веру, и память их будет праздноваться
затем вовеки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закопали, как
животных, без допроса и записей, так чтобы и смерть их была безвестной и
память о них заглохла в молчании?
Приняв такое решение, нечестивый царь тотчас же издал повсюду повеление,
чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни
суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа
ежедневно и во всех странах и городах и селах, на площадях и дорогах.
Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин,
тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножом и
разрубал мечом или другим каким-либо случившимся орудием, убивал камнем
или палкой, как зверя, так что исполнились слова
Писания: Ради Тебя умертвляют нас всякий день, считают на за овец,
обреченных на заклание (Пс 43:23).
В это жестокое для христиан время, святая Анисия, горящая в сердце
желанием умереть за Христа, вышла однажды из своей горницы, побуждаемая
духом, и намеревалась идти ко храму Господню. Входя в так называемые
Касантриотийские ворота, она услышала шум в народе. Нечестивые
праздновали в этот день праздник солнца и приносили свои нечистые
жертвы. И вот, один из царских воинов, шедший навстречу, увидев
прекрасную деву, святую Анисию, остановил ее, наущаемый самим диаволом,
и сказал:
- Остановись, девица, и скажи мне, куда ты идешь?
Видя его бесстыдство и дерзость и полагая, что это вражье искушение, она
на глазах его оградила себя крестным знамением. Но воин не устыдился
целомудренного молчания девы, а почитая его за бесчестие для себя и
выражения презрения, подобно зверю схватил ее, как волк хватает овцу,
ибо воистину он был лютее зверя, и грозным голосом спросил ее: кто она и
откуда идет? Желая освободиться от его рук и дерзких, устремленных на
нее взглядов, агница Христова
попыталась избавиться от него кротким ответом и сказала:
- Я - раба Христова и иду в церковь.
Но бесстыдный воин, побуждаемый бывшим в нем бесом, возразил ей:
- Не пущу тебя, но поведу тебя в то место, где приносят жертвы богам
нашим, ибо сегодня мы почитаем празднеством солнце.
Говоря это, он пытался насильно снять покров, бывший на голове ее, желая
совершенно открыть ее лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не
позволяла открыть себе главу, но плюнула ему в лицо и произнесла:
- Да запретит тебе, диавол, Господь мой Иисус Христос!
Тогда воин, не вынося имени Христова, обнажил бывший при нем меч и,
ударив ее в бок, пронзил насквозь. Святая дева упала на землю и вместе с
излившеюся кровью предала свою святую душу в руце Христа Бога своего,
Которого любила и умереть за Которого усердно желала во все дни своей
жизни. Видевшие это прохожие обступили ее уже мертвую и лежавшую в
крови, и одни оплакивали ее юные лета и жестокую кончину, другие же
роптали на безбожного царя, издавшего такой суровый закон, чтобы губить
невинных людей. Некоторые из верующих взяли
ее честные мощи и, соответственно убрав их, погребли в двух верстах от
врат Касантриотийских, с левой стороны от народного пути. Впоследствии
над местом погребения Анисии был выстроен молитвенный дом. Произошло это
в те времена, когда на земле владычествовал Максимиан, в бесконечное
царствование над верующими Господа нашего Иисуса Христа, Которому со
Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Примечания
1 Император Максимиан царствовал с 284 по 305 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Тридцатый день (12.01), С. 29. Жития
святых, С. 15462 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 1118)]
2 Салун или Фессалоника - весьма значительный древний
город Македонии, лежавший в глубине большого Солунского или Ферлийского
залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под
именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный
город в Европейской Турции, с весьма многочисленным населением.
3 Служба св. Анисии, 2-я стихира на
"Господи воззови".
4 Подобно святому Апостолу Павлу, желавшему
разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23).
5 Тьма - десять тысяч; иногда значит - бесчисленное
множество.
6 Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы,
власти, начала, архангелы и ангелы - чины ангельские, которых Святая
Церковь считает всего 9.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Тридцатый день (12.01), С. 29. Жития
святых, С. 15462 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 1118)]
|