Содержание:
Журнал "Наука и жизнь" № 8
2010 год
Журнал
"Наука и жизнь" № 8 2010 год
«САМОВАРНОЕ ЦАРСТВО» В КАСИМОВЕ
Кандидат филологических наук Ирина ГРАЧЁВА.
Фото автора.
В рязанском городке Касимове
на Оке (о нём журнал «Наука и жизнь» рассказывал в № 9 за 2002 год)
появилась новая достопримечательность — музей «Русский самовар». Это
третий такого рода музей в стране — после тульского и недавно открытого
в Городце на Волге. Но по разнообразию, ценности и количеству
выставленных экспонатов музей в Касимове уже успешно соперничает со
знаменитым тульским.
Пьётся чай — чудится рай. Русская
пословица «Да там самоваров — гора!» — с
гордостью говорят касимовцы о своём музее. Переступив его порог,
неожиданно убеждаешься, что эти слова вовсе не метафорическое
преувеличение. В углу зала высится сияющая пирамида самоваров, и каждый
по-своему уникален. Перед ней застываешь, забыв о времени, заворожённо
любуешься изяществом отделки, бесконечными вариациями форм ручек и
краников. А у входа, словно в почётном
карауле, застыла шеренга самоваров, выстроенных по ранжиру — от больших
до самых маленьких. И такие они бравые и молодцеватые, что невольно
хочется сказать им: «Здорово, братцы! По порядку рассчитайсь!»
«Самоварная гора» встречает
посетителей, входящих в музей. Сколько разнообразных форм и декоративных
деталей накопил за время существования этот ещё недавно такой обыденный
и необходимый в быту предмет!
Своим рождением касимовский Музей
самоваров обязан собирательской увлечённости коллекционера Михаила
Петровича Силкова, превратившего несколько небольших экспозиционных
залов в настоящее «самоварное царство», приводящее посетителей
одновременно в состояние ошеломления и восторга.
Собрал всё это «самоварное царство»
житель Касимова Михаил Петрович Силков.
Любовь к самоварам у хозяина
музея, можно сказать, генетическая: он родом из
Тулы, города, прозванного в XIX веке «самоварной столицей». Судьба
забросила его в Касимов, где он прожил более 35 лет. Силков рассказывал,
как однажды, ещё в доперестроечные времена, когда к касимовской пристани
каждый день причаливали несколько экскурсионных речных теплоходов,
плывущих по Оке, он случайно услышал на улице разговор туристов: такой
самобытный городок этот Касимов, но очень уж скуден местный
краеведческий музей, мало в нём интересного, завлекательного для
избалованной столичной публики.
Предшественники самовара:
самовар-кухня (слева) и сбитенник (справа, в центре снимка).
Тогда-то у Михаила Петровича и
зародилась мечта создать в Касимове что-нибудь яркое, запоминающееся. А
что было отличительной чертой быта некогда богатого купеческого города?
Конечно же — самовар. И два года назад музей «Русский самовар»,
обосновавшийся на Соборной площади Касимова, недалеко от Вознесенского
храма, наконец открылся для посетителей. Войдём в него и мы.
Вначале знакомимся с «предками» самовара —
сбитенниками и походными «кухнями». Сбитенник — это грубоватый
переносной кувшин с впаянной в него трубой для углей и поддувалом. В
старину уличные разносчики потчевали из него продрогших в осеннюю
непогоду или зимние холода горожан горячим, веселящим и греющим кровь и
душу сбитнем — напитком из трав, мёда и пряностей. По улицам разносились
бойкие призывные кличи сбитенщиков: «Сбитень хорош
— от ковша не оторвёшь!», «Не пей пива кружку, купи сбитня на
полушку!», «Пей хоть весь за пятак, а веселье —
за так!»
«Кухня» — большой походный котёл-братина с перегородками внутри. В
некоем роде — реализация на кустарном уровне сказочной мечты о
скатерти-самобранке или волшебном горшочке. «Кухня», разделённая на три
части, одновременно выдавала щи, кашу и какой-нибудь «взвар».
Нагревалась она, как и сбитенник, при помощи помещённой внутрь полой
трубы для чурочек или угля.
«Бравы ребятушки!» Это лишь часть
длинной шеренги самоваров, выстроенных по ранжиру.
В касимовском собрании можно увидеть
и старинную «кухню»-братину XVII века, и более поздние варианты, когда
из её соединения со сбитенником получилась «кухня»-самовар. Для удобства
перевозки её ножки нередко делали съёмными, а на отсеке для чая появился
краник. Сейчас вряд ли кто-нибудь притронулся бы к чаю, вскипячённому
под одной крышкой с гречневой кашей и бараньими щами. Получалось по
пословице: «За вкус — не берусь, а горячо будет». Но наши предки были
неприхотливы, считая, что в дороге всякое варево во здравие.
Удивительное самоварное существо на
лапках и с нарядной гравировкой.
Пришедший вслед за этими
приспособлениями самовар стал поистине одним из главных символов русской
бытовой культуры. Поэт П. А. Вяземский в заграничных поездках тосковал
по самовару и, радушно встреченный в доме русского посла в Германии,
сетовал:
Где ж самовар родной, семейный наш очаг,
Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ? В нём
льются и кипят всех наших дней преданья,
В нём русской старины живут воспоминанья...
Бульотки служили для подогрева в
дороге на спиртовой горелке бульона. Справа — керамическое изделие
фабрики в Мейсене (Германия).
Однако насчёт «старины» Вяземский, написавший стихотворение «Самовар» в
1838 году, несколько заблуждался. Если с чаем Россия познакомилась во
второй половине XVII века, то самовары вошли в домашний обиход наших предков почти через столетие. Их
«родиной» исследователи считают уральские заводы. Первое упоминание о «самоваре
медном, лужёном» найдено в таможенных книгах Екатеринбурга за 1740 год.
Самовар в виде паровоза. За ним —
массивный самовар «Жёлудь».
Заводчики Демидовы проявили интерес к этому весьма полезному изобретению
человечества. Видимо, с их лёгкой руки в Туле начало развиваться «самоварное
дело». И в 1778 году там открылась первая самоварная фабрика, которая
размещалась в небольшом деревянном флигеле на подворье купца Назара
Лисицына, и на ней сначала трудились всего несколько рабочих.
Производство стало распространяться и по другим городам, где подобные
изделия именовали по-разному: «водогрей», «самогрей», «самогар» и «самокипень».
Но для провинции даже на рубеже XVIII—XIX веков самовар оставался почти
экзотической редкостью, доступной лишь состоятельным людям.
Фарфоровый самовар «Ночные бабочки».
Роль крышки в нём выполняет чайник, уходящий в глубь самовара.
Профессор Петербургской духовной академии Д. И. Ростиславов, родившийся
в начале XIX века в рязанской глубинке, вспоминал, как его отец,
небогатый священник села Палищи, затерявшегося в мещерских лесах,
однажды раззадорился и, пожертвовав семейными накоплениями, привёз в дом
самовар. Это стало сенсацией для всего прихода, так как
в округе самовары имелись лишь в двух помещичьих усадьбах. К священнику
сошлись все родичи и знакомые посмотреть на медное диво. Ростиславов
рассказывал: «Не говорю уже о нас, детях, которые первоначально даже с
некоторою робостью смотрели на этот горячий и шумливый прибор, но и
взрослые люди <...> удивлялись и не понимали, отчего он так скоро
нагревает воду». Мещане и чиновники чаще «заводили медный чайник,
который кипятили на тагане на шестке печи. В деревнях же иногда при-
бегали к горшку и чугуну», причём «для сытости» засыпали в чай толокно
или гречневую крупу. Само чаепитие вначале воспринималось как особенный
и потому не часто повторяющийся ритуал, дозволяемый лишь по праздникам и
порой — в субботу, после бани. Любопытный материал дают описи
купеческого имущества, сохранившиеся в рязанских архивах. В конце XVIII
века у небогатого купца из Касимова С. И. Кислова было в наличии лишь
два чайника. В начале XIX века медный самовар с трубой — как большая
домашняя ценность — отмечен среди имущества купца второй гильдии Ф. И.
Семизорова из соседнего города Елатьмы. А в его посудном шкафу нашлось
всё для роскошного чаепития: дюжина фарфоровых чашек с блюдцами,
тринадцать хрустальных стаканов с позолотою, два чайника и даже
серебряная чайная сеточка. Кстати, известный французский писатель А.
Дюма, побывав в России, писал: «В России мужчины пьют чай из стаканов, а
женщины из чашек, откуда идёт это разделение, я не знаю».
Самовар-ваза. Работа братьев
Шемариных. Тула. XIX век. Рядом — яйцеварка, нагревающаяся спиртовкой.
К середине XIX века самовар снискал
такую популярность у россиян, что жизнь без него представлялась
немыслимой. Московский бытописатель И. Т. Кокорев рассказывал: «Из
москвичей редко найдёте бедняка, у которого не было бы самовара. Иной
бьётся, как рыба об лёд, в тесной каморке его нет ни одного
неизломанного стула (хотя их всего-то пара), а ярко вычищенный самовар
красуется на самом видном месте, составляя, может быть, единственную
ценную вещь, какою владеет хозяин». Ради её приобретения отдавали
последнее. Недаром народ сложил шутливую припевку:
Самовары, самовары,
Самовары медны,
Из-за вас-то,
самовары,
Люди стали бедны.
Впрочем, самовар нередко покупали как
раз в надежде на будущую экономию в домашнем хозяйстве, чтобы лишний раз
не топить печь или плиту для нагрева воды.
Перед самоваром с
трубой в виде шара и самоваром «Ваза» стоит самоварчик «Эгоист». XIX
век.
Перед праздниками самовар чистили с благоговейным старанием, наравне с
окладами икон. Им гордились, его передавали по наследству. К шуму
закипающего самовара прислушивались, словно к пророчеству оракула: его
дружелюбное воркование сулило благополучие и семейный лад; если он
свистел, это воспринималось как некое предупреждение, но если начинал
басовито гудеть и тяжело вздыхать — жди беды.
Самовар служил непременным атрибутом гостеприимства: не пригласить
вошедшего в дом к самовару считалось верхом неприличия. Чай разливала
непременно сама хозяйка дома. Но если в семье была дочь на выданье, то
при гостях к самовару сажали её — и обратить на неё внимание
потенциальных женихов, и продемонстрировать ее приветливость и умение управляться с домашними обязанностями.
Так что порой самовар выступал и удачливым сватом. А в простонародье
существовало поверье: за самоваром, мол, нельзя ссориться, браниться или
вообще выказывать дурное расположение духа. Обидится желтопузый,
пыхтящий домашний божок на бранное слово — и уйдут из дома мир и
довольство. Да и сама застольная обстановка располагала к благодушию. И.
Т. Кокорев делился своими наблюдениями: в каком бы настроении ни сел
человек к самовару, но выпьет он чашку-другую под его ласковое
мурлыканье — «и вот мало-помалу во всём существе, по всем жилкам и
суставчикам разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится
жить на свете, легко и весело на сердце; ни забота, ни печаль не смеют
подступить к тебе в эти блаженные минуты...»
Этот пышно украшенный самовар, названный «Голуби мира»,
по легенде, предназначался в подарок Л. И. Брежневу, но не успел его
порадовать. На заднем плане — старинный самовар-банка.
Без самовара не обходились ни
званые вечера в дворянских гостиных, ни купеческие деловые переговоры.
Француз Т. Готье, посетивший знаменитую Нижегородскую ярмарку, писал: «Местом
для деловых свиданий служат чайные. <...> Самовар свистит, выбрасывая
струи пара, <...> купцы с окладистыми бородами в синих кафтанах сидят
перед азиатами в чёрных каракулевых шапках, пьют из блюдец горячий, как
кипяток, чай вприкуску, разговаривают с совершенным безразличием, как
будто бы в этих безучастных, на первый взгляд, беседах не идёт речь об
огромных прибылях». В касимовском музее можно увидеть и расхожие
самовары, сделанные безвестными кустарями для нужд непритязательного
простонародья, и эксклюзивные изделия знаменитых фирм. Тут и самовар,
принадлежавший семейству графов Бобринских, с фамильным гербом и большие
трактирные самовары, которые называли ещё «артельными» или «ведерными»,
вмещавшими от двух вёдер воды и более. Рядом с ними изящной игрушкой
кажется самоварчик на одну-две чашки — такие называли «эгоист» или «отрада
холостяка». Огромный покупательский спрос и конкуренция мастеров
породили множество различных самоварных форм: «банка», «рюмка», «жёлудь»,
«дуля», «ваза» и т.д. Затейливые «вазы» в разных вариантах особо любило
купечество; «кратеры», напоминающие древнегреческие сосуды, более
импонировали светским вкусам. Шарообразные са- мовары в народе почему-то
именовали «персидскими» и уверяли, что чай в них получается особенный.
Форма и декор самовара во многом зависели от веяния моды, как и фасоны
одежды. Поэтому знаток самоваров может проследить по ним сменяющие друг
друга культурно-исторические периоды. Неизменное восхищение вызывает у
посетителей забавный самовар-«паровозик». Он нагревался от спиртовки и,
когда закипала вода, оповещал о том свистом. На его тендере закреплена
ажурная сахарница. Продвигая «паровозик» по столу, гостям предоставляли
возможность наливать чай и подслащивать его по собственному вкусу.
Есть
в музейной коллекции и редкостный фаянсовый самовар в стиле модерн под
названием «Ночные бабочки» с глубоко посаженным чайником вместо крышки.
Есть и самовары-кофейники, и детские игрушечные самоварчики, но
действующие, как настоящие. Нередко в самоварный «комплект» помимо
конфорочных чайников входили и подсвечники — для любителей просматривать
за вечерним чаем газеты и журналы.
•
Своё знакомство с музеем «Русский
самовар» при желании можно закончить традиционным русским чаепитием.
Многое в новом музее лишь в стадии становления. Коллекция непрестанно
пополняется, и главным героям «самоварного царства» уже становится
тесновато в их сияющем мирке. А для непременной их «свиты» — подносов,
чайников, сахарниц, чашек — вовсе нет места.
С какой увлечённостью
рассказывают хранители музея о своём собрании! Слушая их, убеждаешься,
что в этих изделиях в полной мере выразилась и та «русская душа»,
которая не терпит скучного однообразия штампов, а жаждет простора для
неистощимой художественной фантазии и, тонко чувствуя красоту и гармонию,
способна превратить нелёгкое ремесло в высокое искусство. |