Содержание:
Пропп В. Я. Русский героический эпос
Проф.
А. П. СКАФТЫМОВ. ПОЭТИКА И ГЕНЕЗИС БЫЛИН ОЧЕРКИ
Пропп В. Я. Русский
героический эпос
КОЗАРИН
Былина о Козарине лишь условно может быть отнесена к кругу былин о
сватовстве. Собственно сватовства в ней нет. Тем не менее действие и
этой былины основано на встрече с девушкой, с которой герой готов
вступить в брак. Брак этот все же оказывается невозможным, но уже по
совершенно иной причине, чем в тех песнях, которые мы рассмотрели выше:
встреченная героем девушка оказывается его сестрой.
Былина носит не столько героический, сколько полубалладный
характер, занимая промежуточное положение между былиной и балладой. В
соответствии с этим подвиги героя былины, богатыря Козарина, осложняются
тяжелой семейной драмой в доме его родителей.
Былина содержит явные следы отпечатков нескольких эпох. По своей
композиции она принадлежит к числу наиболее архаических в русском эпосе:
она основана на похищении женщины и ее спасении. Это, как мы знаем, один
из основных сюжетов древнейшего эпоса. В образе героя ее, Михаила
Козарина, также сохранены весьма древние черты. Но вместе с тем певцы,
унаследовав сюжет, внесли в него такие изменения, которые заставляют нас
видеть в этой былине по существу новое образование. Древний сюжет
приобретает русскую историческую окраску, он относится к Киевской Руси.
Былина отразила татарское нашествие, которое наложило на нее ярко
выраженную, характерную печать. Все это заставляет нас считать эту
былину в основном более поздней, чем рассмотренные нами песни. Балладный
характер былина также должна была получить сравнительно поздно, как и
вообще баллада — более поздний жанр, чем эпос.*
Географическое распространение этой былины не совсем обычно: она
совершенно неизвестна в онежском крае; ее нет в классических сборниках
Рыбникова и Гильфердинга. Впрочем, в советское время она была обнаружена
в пудожском крае с перенесением действия на
Алешу, что в данной былине
вообще встречается довольно часто. Наибольшее число раз она записана на
Пинеге (11 записей Григорьева). Весьма популярна она на Белом море.
Единичные записи были сделаны на Печоре, а также у донских казаков. Из
Сибири известны три записи. Всего опубликовано до 40 записей.1
По нашим данным, сюжет этой былины весьма древний, докиевский. С
образованием киевского цикла он, однако, не был притянут к Киеву по
причинам, которые станут ясны после ознакомления с песней. Герой ее,
Михаил Козарин, не принадлежит к числу киевских богатырей. Город, в
котором он рождается, или вовсе не указан, или это какой-нибудь
фантастический город вроде города «Флоринского» (Григ. 56), это город
Голицын или даже Чернигов, который, однако, в данном случае превратился
в Чернилов.
Почему сюжет этой былины, несомненно возникший задолго до образования
Киевской Руси, не был притянут к киевскому циклу? Ответ нам даст анализ
содержания: потому что предметом подвигов героя является добыча женщины.
Исследователи, утверждавшие собственно киевский и военный характер
этой былины, ошибались (Якуб). Тем более ошибались те, кто утверждал,
что ради повышения интереса в повествование была введена женщина (Всев.
Миллер). Военная былина — самое высокое и самое драгоценное достояние
русского эпоса, и такие былины не требуют «повышения интереса», как мы в
этом убедимся, когда изучим собственно военные былины. Дело обстоит как
раз наоборот. Ради повышения интереса и придачи ему значительности в
старинный сюжет о похищении женщины вносятся мотивы воинского характера.
Но они еще не настолько значительны, чтобы песня приобрела военный
характер по существу и могла бы быть притянута к киевскому циклу.
Единственная запись, где песня начинается и кончается пиром у Владимира,
— запись из сборника Кирши Данилова. По этой причине Всев. Миллер
считает ее «основной», а все остальные записи показывают «потускнение
традиции». Но приурочение здесь, как мы увидим, чисто внешнее. Сходный
случай имеется в одном беломорском варианте. Здесь Козарин заменен
Алешей.
Алеша — исконный
киевский герой. Он выражает желание жениться, причем высказывает это
желание почти в тех же словах, в каких это желание в былине о Дунае
выражает Владимир.
Уж как все, князь, у тебя в Киеве поженены,
Только я один да холостой живу.
(Марк. 64)
Владимир вполне одобряет это решение. Характерно, однако, что
Алеша-Козарин отпрашивается к своим родителям. Он отправляется на
подвиги не из Киева, а из родительского дома. Для осуществления своей
цели он берет у Владимира на некоторое время «вольную».
Ты дозволь-ка мне-ка, князь, да дай-ка волюшку,
Мне-ка дай-ка съездить на свою-ту родину,
Повидаться мне с отцом и с матерью.
(Марк. 64)
Благословения он просит у родителей, а не у Владимира. К ним же, а не к
Владимиру, он привозит освобожденную им девушку.
Как жил Алешенька да у родителей
Как полгодика да поры-времени,
Потом поехал в красный Киев-град,
Ко князю ко Владимиру.
(Там же)
Таким образом
Алеша, исконный киевский герой (что мы увидим позднее), на время
совершения этого подвига в роли Козарина временно разъединяется с Киевом
и киевской средой. Народ явно отклоняет киевский характер песни, и даже
в тех случаях, когда действие перенесено на киевского героя
Алешу, тот
на время его приключения разлучается с Киевом. Если какой-либо сюжет
присоединяется к киевскому циклу, то это явление не только формального,
но прежде всего идейного порядка. Данный сюжет не мог быть присоединен к
киевскому циклу по причинам идеологического характера, и те
исследователи, которые утверждают киевский характер его, ошибаются.
Былина о Козарине имеет двух героев: богатыря Козарина и
освобожденную им девушку. Оба героя равно дороги и интересны народу. Они
брат и сестра. Соответственно мы имеем два разных начала. Одни певцы
начинают с брата, другие — с сестры. В первом случае действие начинается
с выезда Козарина. Он выезжает из дома. Неожиданно для себя он видит
шатер с плененной девушкой. Девушка оказывается его сестрой. Сестра
выступает на сцену только в тот момент, когда Козарин ее находит.
В других случаях песня начинается с похищения девушки, и певцы
следят за судьбой похищенной, а не за ее спасителем. Неожиданно для нее
появляется брат и освобождает ее. Здесь Козарин впервые появляется на
сцену в момент встречи с сестрой.
Наконец, есть и такие случаи, когда с самого начала фигурируют и
брат и сестра, но развитие таких начал не отличается от указанных. В
большинстве случаев Козарин и здесь уезжает, из дому и неожиданно
наезжает на шатер, в котором находит похищенную в его отсутствие сестру.
Этот случай, по существу, сводится к первому (Марк. 16; Милл. 69, Григ.
III, 24). Реже похищение сестры происходит в присутствии Козарина, и он
отправляется ее искать (Григ. III, 43).
Все эти случаи, однако, не представляют разных версий сюжета, —
сюжет всегда один. Это — лишь разные случаи начал. Они не представляют
собой также районных отличий. На Поморье и на Мезени имеются все три
случая. На Пинеге нет начала, включающего сразу и брата и сестру. Мы
положим в основу изложения преобладающий тип, преобладающий во всех
районах, где только былина была записана, а именно тот, который
начинается с выезда Козарина, и будем привлекать материалы по мере того,
как перед нами будет развертываться повествование.
Козарин — единственный в своем роде герой, не похожий ни на одного
героя русского эпоса. Его отец обычно — гость богатый, купец. Козарин —
не единственное дитя. У него иногда девять братьев и всегда есть сестра.
Герой, таким образом, показан в окружениисемьи. О братьях и сестрах
других героев (Ильи,
Добрыни,
Алеши и других) мы
никогда ничего не узнаем. Странным может показаться, что героем сделан
сын купца. Но присматриваясь к семье, в которой рождается Козарин, мы
наблюдаем, что в семье имеется глубокий разлад и что семейное окружение
героя в данной песне показано отнюдь не случайно, хотя эта семейная
обстановка обрисовывается певцами далеко не всегда и часто полностью
отсутствует. Родители Козарина с самого начала глубоко ненавидят его.
Жило-было чадушко малешенько,
Малешенько чадо, глупешенько,
Его род-племя да не любили,
Отец, матушка его ненавидели.
(Григ. I, 70)
Ненависть эта настолько сильна, что родители хотят его погубить.
Они, например, сажают его на коня и увозят в чистое поле. В других
случаях его собираются убить с изысканной жестокостью:
Хотели Михайлушка конем стоптать,
Хотели Петровича саблей вострою,
Хотели Михайлушка топором тесать,
Хотели Петровича в котле варить.
(Миллер, 69)
Народ не может объяснить себе причины этой ненависти. Самая обычная
причина состоит в том, что «на родинах», то есть крестинах, его злые
люди испортили. Его «отстудили», то есть путем заговоров, «отстуд»,
лишили родительской любви.
На роду Козарина испортили,
От отца, от матери отлучили,
Отец-матенка не возлюбили,
Называли вором-разбойником,
Всяким же да подорожником.
(Григ. I, 148)
На родиночках Козарушка попортили,
Отец его, мать не возлюбили,
Родны братьица его возненавидели.
(Марк. 16)
В этом случае убить его хотят братья. Причина ненависти в этих
случаях — сглаз. Но иногда эту ненависть объясняют себе иначе. Родители
начинают ненавидеть его после того, как похищается их любимая дочь. В
другом случае родители любят своих девятерых сыновей, но когда рождается
десятый, они начинают его ненавидеть (Милл. 69).
Все эти причины — вторичны, привнесены позднее. Художественно они
не очень убедительны. Мы должны предполагать наличие каких-то других,
более древних и более веских причин, но определить их мы сможем только
после того, как будут рассмотрены все обстоятельства детства и
воспитания Козарина.
Одно из выражений ненависти состоит в том, что родители полностью
от него отрекаются и отдают его воспитывать куда-нибудь на сторону,
обычно какой-нибудь старушке, бабушке-задворенке, с наказом содержать
его как можно хуже: кормить хлебом с мякиною, поить болотной водой со
ржавчиной.
Бабушка воспитывает его в полном неведении того, что у него есть
родители, и воспитывает его заботливо и любовно. В противоположность
указаниям родителей, она кормит его крупичатым белым хлебом и поит его
медовой водой или козьим молоком. Эта бабка сама очень бедна и иногда
выкармливает его «прощеными кусочками», то есть милостыней.
Есть случаи, когда его воспитывает не бабушка, а родная сестра, и делает
это тайно от родителей. Такая трактовка художественна в том отношении,
что впоследствии Козарин, освобождая ее из плена, рад, что он имел
возможность отблагодарить ее.
Причина ненависти и самый факт ее неестественны для русского
крестьянского семейного обихода, отличающегося, как правило, дружной
семейной жизнью, любовью родителей к своим детям. Возможные исключения
не могли бы стать предметом эпоса. Для решения этого вопроса важно
установить, что Козарин растет как сирота. Здесь в обновленном виде
сохранилась очень древняя традиция. Герой доисторического эпоса очень
часто именно сирота, отверженный всеми человек; герой здесь вступает в
борьбу с родом и отвергается им. Но род сменяется семьей, и отверженный
родом в новой социальной обстановке превращается в отверженного семьей.
Но так как такая отверженность уже не соответствует новому быту, она
мотивируется колдовством, сглазом. Козарин нелюбим не только своей
семьей, но и «родом-племенем», то есть не только семьей в узком смысле,
но «большой» семьей патриархального характера. «Его род-племя не в любви
держал» (Григ. I, 56). «А еще род-племя Козара да ненавидел» (Григ. III,
53). «Еще род-племя Василья да ненавидели» (Григ. III, 76). Слово
«род-племя» в обиходном языке совершенно не употребительно. Оно
применяется только в эпическом языке, и только в тех случаях, когда
герой «безроден», сирота, не имеющий ни отца, ни матери. Таким сиротой
Козарин иногда выставляется, хотя у него есть родители. Сверстники
дразнят его: «А ни отца-то нет у тя, родной матушки» (Милл. 67). Он
безродный, а для окружающих еще и чужеродный. На эту чужеродность
указывает и его имя — «Козарин», которое несомненно когда-то обозначало
его хозарское происхождение. Такое же поддразнивание имеется в былине об
Илье Муромце и его
встрече с сыном. Сын Ильи также растет, не зная, кто его отец.
Антагонизм между отцом и сыном здесь приводит к бою сына с отцом. В
былине о Козарине этот антагонизм не составляет главного содержания
былины. Он может совсем отпасть, хотя такое отпадение идет в ущерб
художественным достоинствам былины. Эпос сохраняет древнейшие элементы
не механически, а глубоко осмысленно. Прошлое в нем отрицается,
осуждается. Родители Козарина — злодеи. Конфликт с родителями дает
возможность показать благородство и высокие моральные достоинства героя.
В ходе действия этот конфликт с родителями, хотя он и не составляет
главного содержания былины, тем не менее также требует своего
разрешения. Это разрешение будет дано в конце песни, когда образ
Козарина предстанет перед нами во всей своей привлекательности. Былина,
таким образом, имеет две завязки: одна состоит в ненависти к Козарину
его родителей, другая — в похищении сестры.
Внешне повествование начинается с того, что Козарин уезжает. Выезд
Козарина может принимать различный характер в зависимости от того, как
обрисована начальная обстановка. Если Козарин живет дома, ненавидимый
отцом, он в 17 лет покидает родительский кров, так как дальнейшая жизнь
там для него невозможна. Родители иногда сами сажают его на коня и
увозят его в поле. Мы имеем в этих случаях скрытое или явное изгнание из
дома (Григ. I, 148, II, 56 и др.). Если же он воспитывается у бабки,
всегда подчеркивается, что к 17 годам он уже богатырь. Он умеет владеть
конем и оружием, ему «охота ехать в чисто поле». В таких случаях выезд
нередко описывается как богатырский. В одном варианте, воспитываясь у
бабушки и не зная, кто его родители и где они, он отправляется их
искать.
Если начального семейного конфликта нет, Козарин может просто
отпрашиваться у своих родителей в чистое поле. Он может также и выехать
на охоту. У Кирши Данилова его посылает на охоту Владимир (К. Д. 22).
Алеша в роли
Козарина отпрашивается у Владимира, чтобы жениться (Марк. 64). В тех
редких случаях, когда сестру похищают в бытность Козарина в родительском
доме, он отправляется искать свою сестру (Григ. III, 43). Хотя все эти
разнообразные виды начал ведут к одинаковому развитию, мы не можем
пренебрегать этим разнообразием. Разные формы начального отъезда героя
имеют значение для установления всех оттенков в обрисовке Козарина как
героя, и здесь певцы иногда проявляют большое художественное чутье и
мастерство. Конфликт между ним и его родителями всегда изображается как
конфликт односторонний. Родители его ненавидят, но сам он не питает к
ним никаких злобных чувств и отнюдь не жаждет мщения. Наоборот, он
склонен к мирному разрешению конфликта. Узнав от бабки, что у него есть
отец, он перед выездом идет к отцу, исполненный чувства сыновнего долга:
он просит у отца благословения на выезд. Но об отце поется, что он «даже
оцми не звел», и вместо отца Козарина благославляет бабка (Григ. I, 84,
III, 101). Мрачному, злобному облику отца противопоставляется облик его
благородного сына Козарина. Конфликт этот найдет свое достойное
разрешение в конце песни. Он представляет побочную линию повествования.
После выезда с Козариным долго не происходит никаких приключений.
Он находится в поле очень долго, по-былинному — целых девять или даже
тридцать лет.
Еща ездил Козарин ровно девять лет,
Не видал Козарин никого же,
Он ни конного, ни пешеходного,
Он ни летного, ни перелетного.
(Григ. I, 70)
Некоторые певцы, чтобы заполнить эту пустоту, заставляют Козарина
встретить в поле поганое Идолище, попавшее сюда из былин об
Илье и Идолище. Равным
образом Козарину иногда по воле певцов приходится перескакивать через
огненную реку, через крутые горы, через непроходимый лес. В таких
случаях его выручает конь, взятый из отцовского подземелья. Эти детали
нарушают художественную стройность; их цель — заполнить пустующее время.
Случаи эти очень редки (Марк. 110; Милл. 67, 69; Григ. III, 76).
Настоящее развитие действие получает с того момента, когда Козарин
на старом дубе видит ворона. Он уже натягивает свой лук, чтобы пустить в
него стрелу, но ворон вещает ему «русским голосом»: он сообщает ему, что
в поле есть шатер, в нем татары, и эти татары мучают плененную ими
русскую девушку.
Не топчи, Козарин, черна ворона,
Черна ворона да вороновича.
Я скажу тебе да таку весточку:
Во чистом-то поле да три шатра стоит,
Три шатра да белополотняных;
Во шатрах есть да три татарина,
Три татарина да три улановья;
Они мучат девицу да душу красную,
Еще плачет девица да как река течет,
Возрыдает девица да как ручьи бежат.
(Григ. I, 76)
Бесцельные разъезды Козарина по полям вдруг приобретают достойную
героя цель. Теперь в нем пробуждается его богатырская природа. Он не
может стерпеть надругательства над русской девушкой и спешит на помощь.
Козарин ищет шатер и скоро находит его. Шатер закрыт, и он не видит, что
в нем происходит. Но он слышит плач девушки, которая причитает о своей
горькой судьбе. Этот плач перекликается с русскими свадебными
причитаниями и всегда отличается высокими поэтическими достоинствами.
Такая связь уже установлена исследователями, писавшими об этой былине.
Но указать на сходство еще недостаточно: надо указать и на существенную
и очень важную разницу. В свадебных причитаниях девушка прощается со
своей девичьей волей и со своим родительским домом. Самый брак все же
необходим, и это ясно, несмотря на все слезы и причитания. Предмет плача
в былине совершенно другой: в былине она оплакивает судьбу, приведшую ее
в руки татар, заставляющую ее, русскую девушку, стать женой ненавистного
врага.
О злосчастная моя буйна голова!
Горе горькое, моя руса коса!
А вечор тебя матушка расчесывала,
Расчесала матушка, заплетала;
Я сама, девица, знаю, ведаю,
Расплетать будет мою русу косу
Трем татарам наездникам.
(К. Д. 22)
В этих случаях повествование начинается с выезда Козарина. О
происшедшем он, а вместе с ним и слушатель, узнает из причитания
девушки, хотя он еще не знает, что похищенная татарами девушка — его
сестра.
А как сидит Козарушка на добром коне ведь слушает.
(Милл. 67)
Описание происходящего таким, как оно открывается перед глазами
Козарина, имеет то художественное преимущество, что при этом фигура
героя получает наиболее полное и яркое освещение. Мы уже знаем, что этот
способ преобладает, так как эпос прежде всего дорожит самими героями. Но
такой способ имеет и свои недостатки. О похищении слушатель узнает из
уст девушки. О нем Козарин узнает или из подслушанного им плача, или
девушка после своего освобождения рассказывает Козарину о том, как она
была похищена, то есть факт похищения приводится задним числом. Рассказы
эти всегда очень лаконичны и не дают полной, развернутой картины
похищения. Есть певцы, которые начинают повествование с похищения и
следят не за Козариным, а за тем, что происходит с девушкой. В таких
случаях Козарин неожиданно появляется в тот момент, когда татары делят
свою добычу. Недостаток такой трактовки состоит в том, что в таких
случаях фигура героя не получает полного освещения. Только совокупность
этих трактовок в разных вариантах дает полную картину народного замысла.
Осветив фигуру Козарина, мы теперь должны обратиться к моменту
похищения и изучить его как по тем песням, в которых о нем повествуется
задним числом, так и по тем, в которых повествование начинается с
похищения.
Похищение женщины составляет, как мы знаем, один из главных
предметов в догосударственном эпосе. Там оно обычно совершается
чудовищными существами, хозяевами и обитателями иного мира, обычно
имеющими животный облик. Связь исторического русского эпоса с
доисторическим для нас совершенно очевидна. Присматриваясь к фигуре
похитителя в былине о Козарине, мы увидим, что им не всегда являются
татары. В одном беломорском варианте девушку уносит «змея семиглавая».
Из дальнейшего мы узнаем, что девушка живет с этим змеем насильственным
браком и что она рождает змеенышей, которые сосут ее грудь. Есть и
другие похитители, кроме татар и змея. Девушку уносят, например, три
ворона. Настасья после бани идет домой «светлой улоцкой»:
Налетело три ворона, все три каркуна,
Подхватили Настасью королевичну,
Унесли ее на гору-ту Аравийскую.
(Марк. 16)
В данном случае можно говорить о влиянии сказки, тем более что
похищенная девушка здесь королевична. Но все же нужно сказать, что
случаи, когда похититель имеет животный облик, встречаются весьма редко.
Как правило, похитителями являются татары или, иногда, разбойники.
Здесь может быть два предположения: или мы признаем первичными
татар, и тогда похищение девушки животными является показателем
регрессивного движения эпоса (на такой точке зрения стоял Всеволод
Миллер, утверждавший, что первоначально песня слагалась «по горячим
следам исторических событий», но что впоследствии народ, не понимая этих
событий, заменяет исторические лица фантастическими чудовищами); или же
мы встанем на обратную точку зрения, утверждая, что народ унаследовал из
эпохи первобытно-общинного строя эпос, пронизанный мифологическими
элементами, но что с социально-историческим развитием народа эпос
приобретает все более яркие и определенные исторические очертания. Ясно,
что развитие эпоса было прогрессивное, а не регрессивное. Сравнение
трактовки татар в данной былине с тем, как они трактуются в позднейших
песнях, сложенных в период монгольского нашествия, показывает, что
данная былина сложилась первоначально не как противотатарская, а что
татары заменили более ранних похитителей фантастического характера.
Татары вошли в русскую историю не как похитители женщин, а как
разорители городов, как поработители народа. Такими они выступают в
былинах, созданных в период монгольских завоеваний: их цель состоит в
покорении народа, в завоевании городов и наложении дани, а не в
похищении отдельных женщин. Женщины могли составлять часть добычи, но
утверждать, что русские былины забыли о разорении городов и что в данной
былине татары изображаются как похитители женщин, — значит совершенно не
понимать героического и исторического характера русского эпоса. Замена
чудовищ татарами означает, что в народном сознании татары были
чудовищами, приобретшими в народном искусстве конкретно-исторический
характер.2
Татары данного сюжета поступают еще не как завоеватели. Такими они
выступят в былинах собственно киевского цикла.
Так, в беломорской былине девушка жалуется: она вышла погулять «во
ту стороночку во западну».
Вдруг не ветром по мне ударило,
Как не гром да-то прогремел-то ведь.
Это появляются татары, их трое, они ищут именно ее, схватывают ее и
увозят.
Они схватили меня, красну девицу,
Увезли в полон да во чисто поле,
Из чиста поля в Саратовски да дики степи ти.
(Марк. 64)
Иногда они просто врываются в сад и увозят девушку, вышедшую
погулять, или они врываются в дом.
Вышла Елена в сени простудитися,
А во новы прохлонутися,
И приезжало да три татарина,
Увезли Елену да королевичну
По чисту полю широкому.
(Григ. III, 76)
Есть случаи, когда в данной былине татары выступают не только как
похитители женщин, но и как завоеватели городов. Такой случай имеем в
пинежском варианте:
Подымалися татара с войной с калмыками,
И полонили татара три города,
А подхватили татара душу красную девицу.
(Григ. I, 205)
Историческая окраска в данном случае более конкретна, чем во всех
других. Однако татары, безнаказанно завоевавшие три города, не
характерны для русского эпоса, так как такой поход требовал бы
соответственного военного отпора. Поэтому такая трактовка татар
встречается в данном сюжете очень редко.
Татар здесь обычно не войско, а только трое. Козарин застает их при
дележе добычи.
А во шатру-ту лежат три татарина,
А три татарина лежат, три поганые,
Ты поганы лежат все нерусские,
А между има стоит да девка русская.
(Григ. III, 53)
Татары делят добычу: золото, серебро и девушку; о похищении золота
и серебра раньше не упоминалось. Каждый старается привлечь девушку на
свою сторону. Обычно один из них обещает ее взять замуж за себя, другой
— за брата или племянника, а третий иногда обещает отпустить ее на
свободу. Чаще, однако, третий — самый жестокий из всех: он хочет взять
ее, чтоб о ее голову обновить свою саблю или чтобы размыкать ее по полю.
В этот решительный момент в действие вступает Козарин.
А у Козары кровь-то раскипелася,
А могучи-ти плечи расходилися,
А ретиво сердечко стрепескалося.
(Григ. III, 53)
Его появление сравнивается с грозой, с нападением на добычу сокола.
Со тыя горы со высокия,
Как ясен сокол напущается
На синем море на гуси и лебеди,
Во чистом поле напущается
Молоды Михайла Казаренин,
А Казаренин душа Петрович млад.
(К. Д. 22)
Он на коне наскакивает прямо на шатер и разметывает его или на коне
въезжает в шатер. В тех случаях, когда нет шатра, он на коне настигает
похитителей и вступает с ними в бой.
Расправа обычно бывает очень коротка: одного он топчет конем, второго
поражает копьем, а третьего мечом, или он бросает их об землю с такой
силой, что они тут же испускают дух.
В этой схватке Козарин проявляет себя как истинный богатырь, не знающий
страха. Его бесстрашие и ненависть к врагам сочетаются с великодушием.
Он не стремится к мести. Того татарина, который обещал отпустить девушку
на волю, он теперь сам отпускает.
Повествование вступает в новый фазис. Побив татар, Козарин видит
прекрасную, освобожденную им русскую девушку. Так как он воспитан и
вырос не дома или находится в поле уже тридцать лет, он еще не знает,
что эта девушка его сестра, не узнает ее.
Орест Миллер предполагал, что данная былина создалась как сюжет о
кровосмесительстве, но что сюжет был «смягчен» и кровосмесительства в
русской былине не происходит. Такое предположение мы должны решительно
отвергнуть. Если верно высказанное нами выше предположение, что былина о
Козарине возникает на основе преодолеваемой народом древней традиции, в
которой большую роль играло похищение женщин, и что татары пришли на
смену мифологическим чудовищам, мы должны предположить, что сестра
пришла на смену невесте или жене. Такое предположение оправдывается всем
содержанием русского эпоса, отклоняющего сватовство и женитьбу в
качестве героического сюжета, о чем говорилось в предыдущих главах.
Как правило, Козарин не знает, что он освободил сестру. Этим дана
возможность придать их встрече любовный характер. Козарин, как и другие
герои русского эпоса, не ищет себе жены, но думает, что теперь он ее
нашел, и рад этой счастливой встрече.
Получил я себе обручницу,
Обручницу, подвенечницу.
(Кир. II, 80)
Он предлагает отвезти ее домой и венчаться с ней (Марк. 64). Нужно
отметить, что в обоих этих случаях в роли Козарина выступает
Алеша. Брачное
предложение может исходить и от девушки, которая этим хочет выразить
свою благодарность освободителю. Но и Козарин иногда видит в девушке
будущую жену и предлагает ей супружество. У Кирши Данилова,
соответственно всему скоморошьему характеру сборника, он проявляет
некоторое нетерпение. Однако нет ни одного случая, когда Козарин
обольстил бы встреченную им девушку. Наличие любовного элемента для
данной былины отнюдь не обязательно, и большинство певцов обходится без
него. Имеющиеся случаи для нас важны тем, что они указывают на
древнейшую и оставленную народом форму сюжета, когда герой в
освобожденной девушке находил себе невесту.
На притязания Козарина девушка отвечает:
А не честь твоя молодецкая богатырская,
Не спросил ни дядины, ни отчины.
(К. Д. 22)
После этого Козарин выспрашивает девушку о ее происхождении. То же
самое происходит, когда Козарин не предъявляет никаких притязаний. Он
сажает девушку на коня и спрашивает о том, кто ее родители. Узнав, что
освобожденная им девушка его сестра, он выражает величайшую радость:
Я думал получить себе обручницу,
Обручницу, подвенечницу,
А выручил родну сестрицу.
(Кир. II, 80)
Эти слова звучат не разочарованием, а, наоборот, удовлетворением и
торжеством. Радость встречи с сестрой вытесняет радость нахождения
невесты. В тех случаях, когда сестра воспитывала героя тайно от
родителей, Козарин доволен тем, что он ее отблагодарил:
Ты от смерти, сестрица, меня избавила,
Как мое-то добро к тебе назад пришло.
Еще я тебя, сестричушка, повыручил,
Я избавил тебя смерти напрасныя.
(Марк. 16)
Так благополучно и счастливо кончается повествование о подвиге
Козарина. Но былина имеет еще и другой, побочный сюжет, который также
требует своего конца: Козарин — изгнанник, не признанный своими
родителями сын. Развязка этого узла бывает очень различна. Но каков бы
ни был конец, герой всегда исполнен морального достоинства. Козарин
никогда не ищет такого примирения с оскорбившими его родителями, которое
роняло бы его достоинство. Он не пользуется своим подвигом, чтобы
снискать их расположение. Довезя сестру до города, он целует ее,
прощается с ней, а сам возвращается в «чисто поле», то есть в изгнание,
хотя сестра плачет и зовет его с собой (Григ. I, 56).
Былина не стремится к тому, чтобы снять вину с родителей: она их
осуждает от начала до конца. В тех случаях, когда герой привозит сестру
и сам возвращается домой, он никогда не делает первого шага к
примирению: слишком глубоко было нанесенное ему оскорбление.
Он батюшке челом не бьет
И матушке поклона не дает.
(Григ. I, 84)
Родители также продолжают не признавать своего сына, несмотря на
совершенный подвиг. Они с радостью принимают дочь, а «на Михайлушка
батюшка оцьми не звел». Решение Козарушки непоколебимо: «Не в первый раз
зашел, да в последний к вам» (Григ. I, 89). Но есть случаи и
примирительного конца: такой конец характерен для семьи Крюковых на
Белом море. Но здесь отец Козарина король. Король с радостью принимает
сына и отдает ему все царство. Козарин женится и продолжает жить
счастливо (Марк. 16, 102; Крюк. 60). Такой конец явно навеян сказкой.
Для эпоса он должен быть признан неудачным. Он не вяжется с гордым,
благородным и героическим характером Козарина, не ищущим для своих
подвигов одобрения, но совершающим их потому, что русский герой иначе
поступить не может.
Примечание:
1 См. А. М. Астахова. Былины Севера, т.
11, стр. 770. См. также Студ., стр. 15.
2 Связь былины о Козарине с позднейшими
историческими песнями о татарской полоняночке показана В. И. Чичеровым.
См. «Исторические песни». «Библиотека поэта», малая серия, изд. 3-е, Л.,
1956, стр. 41 и сл.
* КОЗАРИН
Литература о Козарине очень незначительна. Орест Миллер (Илья
Муром., стр. 710—715) считает былину киевской: «Былина о Михаиле
Казарянине представляет нам повесть из частного быта времен татарщины».
Древнейшая ее основа будто бы — сюжет о кровосмешении. А. С. Якуб («Этногр.
обозр.», 1905, № 2—3, стр. 96—127) утверждает, что в основе лежит часто
производившееся татарами похищение женщин. Все остальное в ней —
привнесение. Дележ добычи объявляется «общеэпическим мотивом». Из
свадебной поэзии заимствована фигура ворона, а также и причитания
девушки. Любовные отношения между похищенной девушкой и ее спасителем
возводятся к сказке. Всев. Миллер (Очерки, II, стр. 1—31) так же, как и
Орест Миллер, считает былину собственно киевской. В ее основе якобы
лежит исторический факт разгрома половцев тремя воеводами, Яном и Иваном
Захарьиными и Козариным, при Заречье в 1106 году. Татарское приурочение
— более позднее. Введение сестры сделано «для эпического интереса».
Предположение, будто первоначальной основой данной былины служит разгром
половцев, возможно было сделать только при условии предположения, что
народ в эпосе искажает исторические события до полной их неузнаваемости,
так как в данной былине нет никаких половцев и нет их разгрома. Всев.
Миллер считает, что воинский сюжет для народа недостаточно интересен и
что «для интереса» внесено романтическое приключение, — суждение,
которое свидетельствует о полном непонимании исторического содержания
русского эпоса и о направлении его развития.
Проф.
А. П. СКАФТЫМОВ. ПОЭТИКА И ГЕНЕЗИС БЫЛИН ОЧЕРКИ
Козарин.
Наиболее полные и
обстоятельные очерки к былине о Козарине принадлежат А. С. Якуб (№
370) и Вс. Миллеру (№ 219, с.
1—31). А. С. Якуб приходит к следующим выводам: 1) Былина о Козарине и
былина об Алеше
Поповиче, освобождающем из плена сестру, являются близкими
редакциями одной и той же былины. 2) Былина эта сложного состава и
представляет собою соединение нескольких самостоятельных мотивов. 3)
Основным ядром, из которого развилась песня, послужил рассказ о
татарском набеге и плене. 4) Подробности о дележе добычи, причитания
полонянки и утешения ее татарами представляют самостоятельные мотивы,
параллели, к которым находятся в великорусских, малорусских и других
славянских песнях. 5) С появлением в песне любовных отношений между
освободителем и полонянкой в нее вплетаются новые подробности о
вооружении, охоте и вороне, заимствованные из свадебных и величальных
песен. 6) Мотив о близком родстве мог возникнуть при прикреплении песни
к имени Алеши Поповича.
7) Былина о Козарине является более поздней редакцией, чем былина об
Алеше Поповиче (с.
112).
Самый поздний очерк, посвященный былинам о Козарине, принадлежит Вс. Ф.
Миллеру (№ 219, с. 1—31). Вот его выводы: 1) Прототип
былины был сложен на юго-западе Руси в дотатарский период; 2)
Историческим субстратом предания, положенного в основу былины, является
событие 1106 года: поражение половцев одним из киевских воевод —
Козарином и освобождение захваченных им русских пленных; 3) К имени
исторического Козарина прикрепился сюжет освобождения сестры полонянки;
4) Имя и отчество Козарина (Михаил Петрович) находится в связи с
тождественными именами и отчествами героев, действующих в некоторых
других былинах, восходящих по происхождению к юго-западной Руси (былины
о Потоке, о королевичах из Крякова, о
Дюке); 5) Имя
Путяты Вышатича является историческим; принадлежало оно современнику
воеводы Козарина и м. б. его сотоварища в событии 1106 года; 6)
Предосудительная роль коварного княжеского советника, данная былинами
Путяте (Вышатичу),
178
об‘ясняется нелюбовью киевского населения к князю Святополку II и к его
тысяцкому и советнику Путяте Вышатичу, проявившеюся в народном бунте и
разгроме двора Путятина в Киеве после смерти Святополка в 1113 году.
Соображения Вс. Миллера вызвали некоторые замечания А. Маркова: 1)
Летописный Козарин носит прозвище Ивана Захаровича, былинный же Козарин
не называется ни в одном варианте ни Иваном ни Захаровичем; 2)
Петровичем Козарин назван только в малограмотном известии
Архангелогородского летописца, и ни в каком случае не может восходить ко
времени ранее XVII в. След., летописец взял; его из былины. 3) Имена
„Дунай“ и „Ян“, которыми в своей аргументации пользовался Вс. Миллер, А.
В. Марковым интерпретируются иначе.
Ссылки:
219. — Очерки русской
народной словесности. Былины. Т. II. М. 1910. (П.). (Б.).
370. — К былине о
Михаиле Козарине. Этн. Об., 1905 г. № 2—3, с. 96—126. (П.) (Б.). |