Содержание: "Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
2 октября — Трофим и Зосима — Пчелиная девятина
Осень в разгаре, листья с деревьев карнавальной мишурой
сыплются, утренние заморозки, уже не стесняясь, размашисто и
основательно серебрят колючим инеем все, что «под руки» попадется. Самое
время Зосиме —
пчелиному заступнику — о своих подопечных позаботиться.
Впрочем, они сами, не надеясь на ленивое октябрьское солнце, уже
давно летки поплотнее воском залепили, оставив крошечные оконца для
своих самых «зимостойких» и отчаянных подружек. Пусть еще полетают,
последним теплом потешатся, коли силы есть. В конце концов не
Зосима, так
Савватей
положит конец пчелиной страде, почистив, подправив и поставив улья в
омшаники на зимовье.
Но у этого октябрьского дня не один, а два небесных покровителя. И
пока Зосима о пчелах
хлопочет, Трофим
помогает заневестившимся девицам женихов искать. Так что «улья в подпол
ставь — праздник меда правь», да не забудь, что «на Трофима
не проходит счастье мимо, куда Трофим, туда и оно за ним».
Легендарные Трофимовские вечерки молодежь в деревнях всегда ждала с
нетерпением, зная, что главенствовать за столом сам Услад будет —
славянский бог веселья и наслаждений, верный спутник богини любви —
Лады. Это
в его честь на подобных пирушках поднималась первая чарка вина, ему и
жаркие поцелуи, сорванные с губ деревенских красавиц, посвящались.
Широко и весело гуляла молодежь, засиживаясь порой до самого утра, и
редкая девушка покидала столь затянувшуюся вечеринку одна. Но если
случалось такое и приглянувшийся молодец с подружкой уходил, одни
красавицы, повздыхав и поплакав в подушку, решали своего «счастливого
часа» в одиночестве и покое дожидаться. А другие, не желая избранника
«без боя» отдавать, чего только не предпринимали, прибегая даже к
услугам местных ворожей или к ведьмам за помощью обращаясь.
Говорят, знали когда-то бабки-ведуньи такие слова, пред которыми ни
один добрый молодец устоять не мог. Назывались те слова «присухою» и
действовали только в том случае, когда наговаривались ворожеями на
предметы или вещички, «сердечному дружку» принадлежавшие, раз и навсегда
«припечатывая» его любовь. Потому что горячо и страстно посылались
ведьмами не абы куда, а прямиком «в сердце ретивое, в тело белое, в
печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во
все 70 жил и 70 суставов, в самую любовную кость». Трудно представить
себе, какой же силой духа должен был обладать человек, чтобы не дать
себя такими «словами опутать, заклятьем опечатать».
Но могла ли принести настоящее счастье любовь, «присухой»
заработанная? Нам об этом ничего не известно, да, откровенно говоря, и
знать не хочется. Любовь — она сердцем сильна, делами видна, а словами
лишь обласкана. И если не понравится кому-то жених, что первым свататься
придет, куда как проще и честнее дать ему от ворот поворот, не забыв,
правда, изловчиться и помыть родниковой водой мыски его ботинок,
потихоньку приговаривая: «Пусть придут ко мне по твоему следу сто
женихов». На худой конец, если под рукой родниковой воды не окажется,
можно с теми же словами просто «вымести» из избы незадачливого ухажера.
А уж из ста молодцев, пришедших ему на смену, хоть один наверняка
глянется.
Кстати, чтобы заслужить любовь и уважение своего избранника, одной
привлекательности маловато будет. Но путь к сердцу мужчины давно уже
проторен и не особенно сложен. А если заневестившаяся особа в силу своей
молодости кулинарным мастерством не владеет, поразить воображение жениха
она при желании сможет даже прозаическими картофельными котлетами.
Главное — под каким соусом их подать. Ведь «когда прекрасен соус, то
неважно, что под ним».
Страдание святых
мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта. День
Девятнадцатый (2 октября)
Страдание святого мученика
Зосимы пустынника |