Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
10 НОЯБРЯ — ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА
бабья заступница
Святая мученица Параскева жила в III веке в
Иконии. Родители ее долго оставались бездетными, постоянно, а особенно в
день страданий Господних — пятницу, моля Бога о ниспослании им ребенка.
А так как семья эта благочестием отличалась, неудивительно, что их
молитвы были услышаны, и родившаяся в пятый день недели девочка была
названа Параскевою, что в переводе с греческого означает — Пятница.
Великомученица Параскева всегда входила в число наиболее почитаемых
на Руси святых. Русские иконописцы изображали ее суровой подвижницей,
высокого роста с лучезарным венком на голове. А в народе считали, что
святая Параскева до сих пор ходит по земле, примечая, кто как живет и
обряды соблюдает. Иных по делам их наказывает, других милует, третьих
награждает. С Пятницей всегда был связан ряд обрядов и
обычаев, нарушить которые люди благочестивые ни за что бы не решились.
Так, например, в пятый день недели кур на яйца не сажали, потому что
цыплята долго не живут, новых дел не начинали, чтобы они не «пятились»,
пряжи не пряли, опасаясь в жизни запутаться. А кроме того, в пятницу
нельзя было беспричинно смеяться, чтобы в старости много не плакать.
Но, несмотря на столь суровый нрав Бабьей святой, именно к ней
обращали свои молитвы русские женщины и в самые счастливые, и в самые
отчаянные минуты своей жизни. Девушки просили Пятницу
посодействовать в скорейшем замужестве: «Матушка Параскева, пошли жениха
поскорее. С мужем нежа, без мужа — худо, а вдовой и сиротой хоть волком
вой». А женщины постарше надеялись на покровительство святой при
бесплодии, во время болезни ребенка, изменах мужа или когда их
суженые-ряженые пьянствовали и безобразничали.
Святой Параскеве — покровительнице земного счастья — молились и о
ниспослании удачи во всех земледельческих работах. Поэтому в день ее
памяти принято было приносить в церковь для освящения «плоды земные»,
которые потом как святыню берегли до урожая нового года.
А во многих российских губерниях существовал когда-то такой обычай.
Перед жатвой одна из самых старших и уважаемых деревенских хозяек
отправлялась ночью в поле и сжинала там первый в году сноп. Затем
ставила его на землю и трижды обращалась со словами молитвы к святой
Параскеве, прося матушку Пятницу о начале и окончании тяжелых уборочных
работ «без скорбей и болезней», без «черного глаза» и колдовского
залома. Потом, поклонясь на все четыре стороны, забирала заветный снопик
и крадучись возвращалась в деревню, избегая случайных встреч, которые в
этом случае расценивались как недобрый знак.
Слыла Параскева и покровительницей усопших душ. Поэтому все
монастыри, носящие ее имя, были кладбищенские или, как называли их в
старину, «божедомки». А рядом с ними, надеясь на заступничество святой,
всегда селилась убогая и нищая российская братия, которая находила под
стенами монастыря «и кров, и дом», не боясь преследования со стороны
властей.
Страдание святой
великомученицы Параскевы. День Двадцать восьмой (10
ноября)
|