Содержание: "Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
23 мая— Симон Зилот
Симона на Руси кладоискатели считали своим благосклонным
покровителем, отправляясь в этот день на поиски зарытых в земле
сокровищ. Хотя заветный клад не всякому в руки давался, а только тому,
кто особым заговором владел, имел при себе цветок папоротника,
разрыв-траву, шапку-невидимку или косточку-счастливку. Но и этого было
мало, ведь по преданию каждый клад, в земле спрятанный, нечистая сила
берегла, и, чтобы ее отпугнуть, следовало множество самых разных
обрядовых действий совершить, не позабыв ни об одном и ничего не
перепутав. А сверх того еще и специальную молитву прочесть, которая
звучала приблизительно так: «Пойду в чистое поле, во леса дремучие, за
черные грязи, за окиян-море. А там стоит столп, на нем Спас-Пресвятая
Богородица. За болотом немного положено— мне то взять приходится. Отойди
же, нечистая сила, не тобой то положено, не тебе и стеречь».
Место клада определялось с помощью множества примет. Однако даже
тогда, когда заветный клад был найден и «отворен» благодаря заговору или
молитве, его еще рано было считать своим. Ведь найденные сокровища,
попав в руки человеку несчастливому, могли вдруг глиняными черепками
обернуться или просто рассыпаться в прах.
А иным счастливцам ни молитв, ни трав чудодейственных не
требовалось, клады земные к их ногам сами ложились. Да только, похоже,
не много таких людей на Руси жило, счастье все больше тем улыбалось, кто
не в земле, а в работе его искал. Помня, например, еще и о том, что не
только кладоискателям Симон Зилот покровительствовал, а и землепашцам,
которые не бегали по лесам в поисках сокровищ, а работали в этот день на
полях и нивах. Потому, наверное, и говорили: «Сей пшеницу на Симона
Зилота — родится, аки злото».
Но не все тем словам верили, некоторые крестьяне считали, например,
что пахать да сеять на Симона грешно, так как в этот день земля свои
именины празднует. На что предпочитающие всякому безделию работу
отвечали: «Нынче день Симона-Гулимона, Лентяя преподобного» — да и шли
по своим делам мимо праздно сидящих.
Смысл, заключенный в слове
«лентяй», пожалуй, не нуждается в толковании, хотя о происхождении его
можно поспорить. А вот о сходном по значению слове «лодырь» известно все:
и то, где и почему оно родилось, и кто был его «крестным» отцом.
В 1828 г. в Москве на Остоженке известным московским медиком немецкого
происхождения Христианом Ивановичем Лодером было открыто Заведение
искусственных минеральных вод. Русское аристократическое общество с
петровских времен регулярно отправлялось на воды к целебным источникам
Европы. Но подобные поездки мог себе позволить далеко не каждый. А людям
состоятельным, но очень занятым, некогда было «раскатывать по Европам».
Поэтому московские любители целебных вод с радостью встретили открытие
нового заведения на Остоженке.
После необходимых водных процедур доктор Лодер рекомендовал своим
пациентам обязательные прогулки, во время которых им предписывалось «шагать
бодро и скоро». Простому народу было любопытно и странно наблюдать за
этими быстро вышагивающими без определенной цели господами. И, как
свидетельствует в своей книге «Крылатые слова» С.Максимов, однажды один
из скучающих кучеров на вопрос прохожего «Что это господа делают?» —
ответил с досадой: «Лодыря гоняют». Вот так с его легкой руки русский
язык обогатился звучным и пришедшимся по душе всем презирающим лентяев
словом — «лодырь».
День Десятый (23 мая) Память святого
апостола Симона Зилота
|