Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
4 января — Настасья Узорешительница
Святую великомученицу Анастасию в народе Узорешительницей называют, считая покровительницей беременных и
молясь ей при родах. Но во все времена люди, на Бога надеясь,
старались и сами не оплошать. А потому женщине, ожидающей
рождения ребенка, запрещалось многое из того, на что в
повседневной жизни никто бы внимания не обратил. «С брюхом
ходить— смерть на вороту носить»,— стращали повивальные бабки
своих «подопечных», заставляя их пуще глаза беречь от неприятных
неожиданностей и себя, и своего, пока еще не родившегося
младенца.
Бабы, «в тягости» пребывающие, не сидели на пороге, не стояли в
дверях, не расхаживали по меже и не посещали кладбищ. Им не
разрешалось выходить из дома после захода солнца, смотреть на
огонь, перешагивать через веник, хомут, топор, проходить под
лестницами и расчесывать волосы по пятницам. Беременным не
полагалось брать денег взаймы, крестить детей, быть свахами на
свадьбах, участвовать в похоронах и обмывать покойников.
А чтобы уберечь себя от нечистой силы и дурного глаза, им нужно было
носить при себе заветные ладанки, а также всевозможные амулеты и
обереги. Ими могли стать красные ленты, пояса, шнурки и даже нитки,
крепко завязанные на поясе, запястье рук, а то и просто обмотанные
вокруг пальца. Но в особой цене были «заговоренные» образа и крестики,
щепки от разбитого молнией дерева, а также кусочки кирпича или
штукатурки из кельи праведника.
Если первые три месяца беременности проходили легко, будущие
родители ожидали появления мальчика, если же это время оказывалось для
женщины непростым — девочку ждали. На рождение мальчика надеялись и в
том случае, если плод чаще находился на правой стороне живота, а сидя
женщина вытягивала вперед правую ногу, предпочитая именно с нее и
ступать. Но если этих примет было недостаточно или проявлялись они не
так ярко, как хотелось бы, некоторые дамы на сносях для определения пола
своего будущего ребенка шли на риск и, найдя где-нибудь на ярмарке
ручного медведя, кормили его из собственных рук хлебом или медом.
Довольное мычание косолапого ворожея давало надежду на рождение сына, а
если медведь рычал или от угощения отказывался — ждали дочку.
Но как ни старались избежать неприятностей, как ни заняты были
собой будущие мамаши, иногда и им приходилось «обчеству» послужить.
Говорят, стоило во время засухи обдать беременную бабу водой — дня не
проходило, как проливались небеса на землю благодатным дождиком. А если
обходила такая женщина охваченный пламенем пожара дом, огонь, даже
успевший в силу войти, стихал тотчас же.
Возможно, в силу столь выдающихся чудодейственных качеств, а быть
может, и просто из уважения перед таинством зачатия и рождения
беременным в их просьбах не принято было отказывать, какими бы
причудливыми они ни казались. «Бабе на сносях — Бог судья». |