Содержание: "Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
16 июня — Лукьян Ветреник
В этот день повсюду наблюдали течение ветров:
«На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер
дует». Ждали, конечно, ветра южного (полуденного), сулившего
богатый урожай яровых. Но частенько опережали его три других
быстрокрылых брата. Ветер, прилетавший с северо-запада (гнилого
угла), приносил ненастья и бури, ветер с востока (восхода) —
поветрия (повальные болезни), а северо-восточный ветер (сиверок)
рожь дождями заливал.
Но кому нужны бури да болезни, а вот благодатный теплый дождичек
был бы кстати, поэтому поздно вечером на Лукьяна под Митрофана
(17 июня) выходили за околицу старики и старухи и произносили,
стоя по ветру, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых
братьев Ветровичей старший брат! Ты не дуй-ка, не плюй-ка дождем
с гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из Неруси на Русь! Ты
не сули, не шли-ка, Ветрило-Ветер, лютую болесть-помаху на
православный народ! Ты дуй-ка из семерых братьев старшой, теплым
теплом, ты пролей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на
яровину-яровую, на поля, на луга дожди теплые, к поре да ко
времечку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству
христианскому: мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на
утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному
ветру, над семерыми братьями старшому-большему, на славу!»
Считалось, что это заклинание, произнесенное на Лукьяна Ветреника,
имело непреодолимую силу над ветрами, заставляя их помогать
человеку. Но проходило время, и румяный русокудрый Догода (так
на Руси называли бога тихого приятного ветра и ясной погоды)
уступал место своим менее сговорчивым братьям или многочисленным
родственникам. Например, дедушке безрукому или, как его иначе
называли, Вихровому. Ничего хорошего дух, заведующий вихрями,
людям не сулил, а только переносил с места на место нечистую
силу, болезни заразные да нервные расстройства. Поэтому во время
вихря полагалось держать рот закрытым, а если вихрь поднимался
на лугу или в поле, крестьяне должны были зааминить его: «Аминь!
Аминь! Аминь!». Считалось, что зааминенный вихрь утихал, не
успев принести ощутимого вреда.
Ни сам Вихровой, ни
представители нечистой силы, в вихре живущие, на глаза людям не
показывались, но если кто-нибудь хотел их увидеть, то должен
был, снявши крест, наклониться и посмотреть между ног.
Кое-кто утверждал, что в крутящемся вихре воздуха играют свадьбу
ведьма с чертом. И если найдется смельчак и метнет в вихревую
воронку острый ножичек, они явятся во плоти и пойдут к тому
человеку в услужение.
Житие и страдание священномученика
Лукиана и дружины его (16 июня) |