Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
8 июля — Петр и Феврония
Святые Петр и Феврония
почитаются на Руси за великий подвиг верного, незамутненного никакими
неблаговидными деяниями супружества. Они прожили свой век в великой
любви, несмотря на многочисленные наветы окружающих и козни нечистой
силы. Умерли Петр и Феврония в один день и были похоронены в разных
могилах, но каким-то чудесным образом, видимо не без вмешательства
свыше, уже после обряда погребения оказались в одном гробу. И с тех
самых пор стали для простого народа символом вечной, нерушимой любви. А
на Руси в этот день начали отмечать праздник влюбленных, не забывая
почтить вниманием и их покровителей — сыновей богини красоты
Лады Леля,
Полеля и Дида.
Нежный красавчик Лель был в представлении наших предков чем-то сродни
Амуру. Он изображался в виде крылатого младенца, который мог метать
огненные стрелы страсти, поражающие людские сердца.
Дид, хоть и был младшим сыном
Лады, выглядел значительно солиднее старшего брата. Но при этом
был молод, красив, весел, а в руках, в отличие от Леля, держал
двух прекрасных голубков, символизирующих вечную нежность и заботу
любящих супругов.
Но самым почитаемым из братьев считался Полеля — средний сын Лады,
покровитель брака, славянский Гименей. Облаченный в дорогие, расшитые
золотом одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, одаривал он
молодых супругов чудесным рогом, в котором никогда не пересыхало вино,
такое же хмельное и искрящееся, как счастье.
Впрочем, те, кто не надеялся на
покровительство могущественных братьев, прибегали к использованию
приемов, пусть и не очень приличных, но зато, на их взгляд, более верных
— приворотным зельям, присухам и многочисленным заговорам на любовь.
Для присухи девиц люди, в этих
делах сведущие, советовали, например, вынашивать молодым людям под
мышкой левой руки пряники, яблоки или баранки, которые через несколько
дней нужно было зазнобе вручить, наговорив предварительно следующие
слова: «Как скоро тот пряник (яблоко, баранка) будет девицей (такой-то)
съеден, так скоро пусть она и полюбит меня». А девицы, в свою очередь,
наговаривали на соль, мыло и белила для лица. Например, завораживая
соль, говорили: «Как ту соль люди в яствах любят, пусть полюбит меня
(такой-то)».
Заговоры обладали такой мощью и
волшебной силой, что всякий верил в них беспрекословно и от всей души.
Может быть, именно поэтому такие нехитрые, казалось бы, слова, по
представлению предков наших, чудеса творили. Ну а как, скажите на
Милость, не поверить юноше, который с такой пылкостью и страстью
выговаривает: «Вставайте вы, матушки, три тоски тоскучие, три рыды
рыдучие, и берите свое огненное пламя, разжигайте рабу-девицу
(такую-то), разжигайте ее во дни, и в ночи, и в полуночи, при утренней
заре и при вечерней...»
|