Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
22 декабря— Анна Зимняя, Темная
С Анны Зимней и до
Спиридона-Солнцеворота ночь на земле
свои именины справляет, неохотно уползая за горизонт с наступлением
серого, больше похожего на сумерки утра. Голодные волки в это время в
большие стаи сбиваются, а задержавшиеся в дороге путники спешат к
постоялым дворам, чтобы не рисковать, странствуя «по-темну» в одиночку.
Разве что большой санный поезд отважится потревожить ночную тишину
звоном своих колокольчиков, да и то, если путь его по открытым полям
проходит, в лес не сворачивая. И кажется порой, что уже никогда не
наступит долгожданный рассвет и не хватит у замерзшего в сугробах солнца
ни силы, ни духа черной ночи противостоять.
Но даже самая темная и длинная ночь когда-нибудь кончается, а
наступивший день, забыв об унылых волчьих песнях, новыми звуками
наполняется, принимаясь за свои привычные дела.
Кстати, во многих российских губерниях
День зачатия праведной Анной
Пресвятой Богородицы особенно усердно беременными женщинами почитался.
Им в это время полагалось соблюдать строгий пост, избегать любых ссор и
неприятностей, не попадаться на глаза местным дурачкам, убогим и
изувеченным. А также не разжигать огонь в печи, не прясть, не вязать, не
ткать и вообще не приниматься ни за какую серьезную работу, чтобы
случайно не навредить своему будущему ребенку. Ведь согласно бытовавшему
поверью все увиденное, услышанное и пережитое в этот день каким-то
немыслимым образом передавалось будущей матерью своему не родившемуся
еще малышу.
Люди, в этих вопросах сведущие, уверяли, что раздуваемый беременной
женщиной огонь мог на тельце младенца красную отметину оставить,
запутавшиеся при работе нити— скручивали его пуповину жгутом, а убогие и
уродливые якобы передавали ему свои увечья. Поэтому будущие мамаши
предпочитали во избежание неприятностей не только из дома, а даже из
своих светелок в этот день не выходить.
Впрочем, и у пчеловодов Анна Зимняя слыла «приметливым сроком». В
этот день «медовым старателям» полагалось посещать заутреню, а
вернувшись из церкви, обязательно в омшаники спуститься. Обойти ряды
ульев, прикоснуться к каждому и, слегка его потолкав, проговорить: «Как
вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостивейшего Бога и Спаса
нашего, Иисуса Христа, на дело, зачинайте вы белые и желтые воски,
густые меды Господу Богу и чудотворцам
Зосиме и
Савватию вдосталь, а мне,
рабу Божию, в пожиток».
Да и как было не молить «мушек благодушных», если мед русскому
человеку во все времена служил и лакомством, и залогом благосостояния, и
главным лекарством от многих недугов.
|