Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
7 декабря — Екатерина Санница
На великомученицу Екатерину, как правило,
усиливались декабрьские морозы, окончательно распростившись с введеньевскими
оттепелями. Вот и примечали в народе: «С Екатерины зима доймет не
мытьем, так катаньем, не холодом, так голодом». Хотя в это время на
скудный стол можно было лишь в неурожайные годы пожаловаться, а что
касается морозов, так от них под шубами да шапками укрывались, радуясь
выпавшему наконец настоящему снегу и гладким чистым дорогам, что
«Катерина прикатала».
С этой поры начиналась на Руси ямщицкая страда, купцы с богатыми
товарами по дальним городам и весям разъезжали, а молодежь повсеместно
устраивала веселые Екатерининские гулянья, катаясь на больших санях с
гор, балагуря, возводя снежные крепости и устраивая на гладких дорогах
санные гонки. Так что было где молодцам удаль показать, а девицам себе
суженых присмотреть. Недаром же Екатерину в народе еще и
покровительницей счастливых браков считали, а вечер этого замечательного
дня слыл удачным для ворожбы и гаданий. Поэтому даже суровые отцы
семейства сквозь пальцы смотрели на своих подрастающих дочерей, которые
украдкой прятали за ужином в рукаве кусочек хлеба, чтобы положить его
под подушку и загадать: какой суженый придет во сне с ней тот кусочек
разломить.
Но особо почитали святую великомученицу Екатерину женщины, считая
ее своей заступницей и помощницей в «болезнях чадорождения». А некоторые
повивальные бабки до сих пор этот декабрьский день называют не иначе как
«Катерины — легкие родины».
Роды на Руси всегда считались великим таинством, поэтому их день и
час старательно скрывали от соседей и даже домочадцев, полагая, что
иначе роженица будет страдать и мучиться за душу каждого, прознавшего о
времени разрешения ее от бремени.
И что только не придумывал наш суеверный народ, чтобы хоть немного
помочь рожающей бабе в ее страданиях. Во-первых, открывали в избе все
двери, а если позволяла погода, то и окна, оставляли распахнутыми дверцы
шкафов, тумбочек, буфетов, выдвигали ящики, печные заслонки. Чтобы роды
прошли благополучно, «без сучка и задоринки», на роженицу надевали
суконную рубаху без единого узелка и даже малой тесемочки, расплетали на
ней косы, трижды обводили вокруг стола. А несчастного супруга заставляли
боронить песок и есть кашу с солью, перцем и уксусом, приговаривая: «Солоно
и горько рожать, вот и потерпи, как роженица терпит».
Но что бы ни происходило, а без повивальной бабки ни одна, даже самая
бедная, семья не обходилась. А у той на случай сложных родов свой обряд
имелся. Говорят, входя в дом, повивальная бабка обязательно должна была
сказать: «Отворяйте, отворяйте!» А все домочадцы, находящиеся в это
время в избе, должны были дружно ответить: «Отворили, отворили». Затем
бабка говорила: «Запрягайте, запрягайте», а ей в ответ неслось: «Запрягли,
запрягли». На что тут же следовало: «Поезжайте, поезжайте» и далее: «Едет,
едет!» После такого обрядового приветствия повивальная бабка брала
квашню и замешивала в ней негустое ржаное тесто, приговаривая: «Я тебя
квашоночка творю не с вечера до утра, так бы и тебе рабе Божи-ей (такой-то)
мучиться один часок минутный». Замесив тесто, бабка из ложечки кормила
им роженицу и та, говорят, действительно в скором времени благополучно
разрешалась от бремени.
А если и это не помогало, то снаряжало испуганное семейство в ближайшую
церковь за родильной молитвой надежного человека, который из всех самым
праведным слыл. Молитву ту принято было в шапку наговаривать, которую
посыльный бережно приносил обратно в избу и вытряхивал над роженицей,
искренне веря, что ни одно святое слово не было им по дороге утеряно и
теперь все пройдет как нельзя лучше.
Новорожденного принято было закутывать в отцовскую рубаху, чтобы
они любили друг друга, а для того, чтобы был младенец богат, его на
косматый тулуп укладывали. Сразу после родов малышу давали пожевать
кусочек печеного яблочка, считая, что таким образом отвадят его от
пьянства, а роженице некоторое время не разрешали спать, боясь, чтобы
черт или иной «нечистый» не заменили новорожденного на своего «обменного»
дитятю. А если ребенок рождался слабеньким и болезненным, его старались
как можно быстрее окрестить, считая, что после крещения он непременно
окрепнет. Имя преподобного, данное младенцу при крещении, являлось
счастливым предзнаменованием его судьбы, а имя мученика сулило жизнь
тяжелую, полную забот и лишений.
День Двадцать четвертый (7
декабря)
Житие и страданье святой великомученицы Екатерины |