Содержание: "Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
4 декабря— Введение
О событии, положенном в основу праздника Введения во
Храм Пресвятой Богородицы, повествует множество раннехристианских
источников. Согласно им, Мария, которой в этот день исполнилось три
года, была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм во имя
исполнения данного ими при ее рождении завета: посвятить жизнь дочери
служению Богу. Мало того что крошечная девочка смогла совершенно
самостоятельно преодолеть крутые и высокие ступени лестницы, ведущей к
храму, еще и первосвященник, будто вдохновленный свыше, сразу же повел
ее во «святая святых», куда не смели заходить не только обыкновенные
прихожане, но и многие священнослужители. Все это буквально потрясло
присутствующих, а «святая святых» отныне стало постоянным местом горячих
молитв Марии, которая с этого момента и сама являлась для простого
народа своеобразным «одушевленным Божиим кивотом».
О высоком смысле и значимости праздника Введения во Храм Пресвятой
Богородицы, установленного Церковью в конце IV века, один из
первосвященников писал: «Веками считали люди храмом каменное здание за
тяжелыми дверями, а им оказался еще и живой человек... Не алтарь, а
живая душа — вот священный и божественный центр мира, вот его «святая
святых». И когда отмечаем мы праздник Введения во Храм, мы вспоминаем
этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания».
А в народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря,
связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом
дне говорили: «Введение пришло — зиму привело».
Но ни осенние заморозки, ни первые крепкие декабрьские морозцы не
могли еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому
погода на Введение, как говорится, «гуляла», год на год не приходясь.
Бывало, например, что «Введенские морозы рукавицы на руки мужику
надевали, стужу ворожили, зиму-матушку на ум наставляли». В этом случае
говорили: «Пришло Введенье — большое леденье». Но если к празднику не
покидала еще землю оттепель, замечали: «Введенье ломает леденье, а
введенские морозы зимы не ставят». При этом все, как один, считали: «Если
снег до Введенья выпадет— непременно растает, а если после — лежать ему
сугробами до конца зимы».
Впрочем, какой бы ни случилась погода в этот день, по всей Руси, в
городах больших и малых, открывались шумные и веселые введенские ярмарки.
А самой известной среди них слыла ярмарка Московская, главным товаром
которой были чудо-сани. Зазывая покупателей подивиться на свой
замечательный товар, продавцы-саночники балагурили: «Вот сани-самокаты,
разукрашены богато, разукрашены-раззолочены, сафьяном оторочены!»
А в Никольских рядах шла бойкая торговля разноцветными тканями,
коробами да корзинами, яркими платками, расшитыми душегрейками, теплыми
шапками, шалями, шубами и, конечно, валенками, что «легки, мягки,
красивы, разукрашены на диво». Все торговые ряды Московской ярмарки были
завалены самыми разнообразными, порой диковинными вещами, а Охотный ряд
еще и ароматами снеди вареной, печеной, копченой и жареной дразнил.
Здесь проходили рыбные торги, а веселые коробейники предлагали
покупателям отведать прямо «с колес» горячих булочек, крендельков,
пряничков, блинчиков, пирожков. А горло промочить, душу отогреть и «сердцу
легкости придать» помогал душистый, горячий сбитень.
День Двадцать первый
(4 декабря) Сказание о входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии |