Содержание: "Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
День Пятый (18
апреля) Страдание святых мучеников Агафопода и Феодула
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
18 апреля — Федул Ветренник
Вот когда приходило настоящее весеннее тепло. Поэтому в
народе так об этом дне говорили: «Пришел Фе-дул, тепло надул, окна
отворил, избу без дров натопил». Хотя всякое, конечно, случиться могло.
Бывало, что, заплутав где-то по дороге, опаздывал южный ветер на
свиданье с апрелем, и тогда обижался Федул, зябко кутаясь в длиннополый
кафтан, а старики сокрушенно разводили руками, вздыхая: «Федул губы
надул».
Впрочем, может быть, он не на ветер сердился, а на людей, которые
раньше времени окна открыли, впустив в дом обманчивое тепло, чего,
согласно обычаю, делать, конечно, нельзя было: «Раньше Федула окна
настежь — весеннему теплу дорогу застишь».
Хотя добряк Федул редко обижался, стараясь почаще веселить да
радовать. Ведь ему куда как приятнее было, когда о нем люди с любовью и
теплом вспоминали. А чего грустить, если «с Федулова дня даже сверчок
под шестком песни поет, а бабе стряпать веселее». Да и на пригорках,
обласканных солнцем, уже кружатся в разноцветном весеннем хороводе
первые жучки и бабочки — желтые крушинницы, белые капустницы, оранжевые
божьи коровки.
Помните, как настойчиво просили мы в детстве этого маленького веселого с
яркими черными пятнышками жучка: «Божия коровка, улети на небо, принеси
мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Кстати, «коровкой» он
был только на Руси, англичане называли его «жуком Богоматери», французы
«Божьей скотинкой», а немцы «овечкой Бога». Но, как видите, все
признавали за ним божественное происхождение, и все как один просили его
принести с небес хлебушка, причем по возможности без изъянов.
Такое странное, на первый взгляд, единодушие объясняется очень
просто. Ведь до сих пор среди всех вышеперечисленных народов живет
легенда о прекрасной жене бога-громовержца, которая всем другим дорогим
нарядам предпочитала красную мантию. С беспечностью первой небесной
красавицы принимала она ухаживания других небожителей, за что и
поплатилась. Как-то на одном из пиров, узнав о неверности жены, в гневе
подпалил громовержец свой заоблачный дворец, а жену-красавицу превратил
в крошечного красного жучка, отправив на землю доживать свой век среди
зеленых лугов и пастбищ. А ее бывшие воздыхатели (по некоторым версиям,
ее сыновья) стали семью черными точками на когда-то шикарной алой мантии
богини.
Говорят, с тех пор, замаливая свои грехи, божья коровка регулярно
отправляется на небеса, стараясь разжалобить бывшего мужа, а заодно,
сама познав горе и отчаяние, передает ему просьбы людей. Впрочем,
громовержец к жалобам и просьбам редко прислушивается, поэтому о хлебе
насущном людям приходится самим заботиться. И не только о том, как его
вырастить, но и сохранить по возможности вкусным и свежим.
|