Содержание:
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
День Третий (16 апреля)
Житие преподобного отца нашего Никиты исповедника
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
16 Апреля — Никита Водопол
Конечно, недаром Никиту в народе водополом прозвали, ведь все
приметы этого дня так или иначе были связаны с водой и ледоходом. Если,
например, он все еще продолжался, заполняя реку от берега до берега,
бывалые рыбаки от досады лишь затылки чесали, зная наверняка, что ни в
этот, ни в последующий день клева не будет. А если на Никиту лед и не
думал трогаться, слегка осев под тяжестью где-то в верховьях
прорвавшейся воды, затылки чесали уже крестьяне, ведь эта примета сулила
холодное дождливое лето.
Впрочем, хочется верить, что в этом году все пройдет как надо. И
лишь отдельные льдинки, бесшумно и осторожно скользя вниз по течению,
напомнят о давно уже прошедшей зиме, а приближающееся лето не обманет
надежд земледельцев. Да и Водяные, выбравшие Никиту днем своего
весеннего пробуждения, не будут голодными и злыми понапрасну тереться
головой об лед. А как обычно, верхом на громадном соме вынырнув в
полночь из глубокого омута, промчатся по речной глади, оповещая
окрестности о своем новом «вступлении в должность». Говорят, в это время
на пути им лучше не попадаться, а предосторожности ради, чтобы ублажить,
уважить властителей рек и озер, полить воду маслом или гусем
пожертвовать, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье,
люби да жалуй нашу семью».
Впрочем, Водяных не только дедушками называли, на Волге, например,
он Стерляжим царем считался, в омутах жили Омутники, а в болотах —
Болотники. Причем одни полагали, что все водяные на почтенных старцев
походят, другие божились, что своими глазами видели на реке красивого
крепкого мужика с зелеными волосами и трезубцем в руках. А третьи
слушали да посмеивались, потому что были уверены, что Водяные при
молодой луне молоды, а на исходе месяца превращаются в стариков. Но
стоит ли спорить, вспомнив о том, что Водяные — представители нечистой
силы, а значит, легко и свободно владеют даром перевоплощения. Поэтому
какими захотят, такими и покажутся.
А чаще других с Водяными мельники видятся и якобы даже сделки с
ними заключают. Ведь без людей Водяным обойтись трудно, они хоть и живут
под водой, а хозяйство тоже немалое имеют. Во-первых, дворцы и палаты, в
омутах построенные, ежегодного ремонта требуют, а, во-вторых,
многочисленным стадам коров, лошадей, овец и свиней, которыми Водяные
владеют, пастбища нужны, и не або какие, а ухоженные. Да и кто за ними
присматривать будет, русалки и утопленники — народец беспечный, того и
гляди без скотины останешься. Вот и приходится Водяным для подобных
работ людей нанимать, а в качестве посредников мельников использовать.
Впрочем, иногда и Водяным приходилось, хоть и ненадолго, но все же
покидать свое речное царство, чтобы к людям за помощью обратиться.
Случалось это, как правило, в те времена, когда жена Водяного должна
была родить и ей повивальная бабка требовалась. Вот тут-то принимал
Водяной человеческий облик и шел в деревню к знахарке на поклон, а при
благополучном исходе дела, щедро наградив жалостливую старушку, на
минуту-другую в кабачок заглядывал. Человек невнимательный никогда бы не
догадался, что перед ним сам Водяной из чарочки медовуху потягивает, а
приметливые тотчас замечали, что у мужика с левой полы кафтана все время
вода сочится, да и с волос капает.
Замечать-то замечали, а виду никогда бы не подали. Чего на рожон
лезть? Водяной только на людях кроток, а как в свою стихию попадет —
вновь грозным владыкой делается. Если кто ему глянется, он того своим
вниманием не оставит и рыбой наделять начнет, и жемчугом речным. Но уж
коль невзлюбит кого, не житье человеку будет — каторга. То поля его
вешней водой размоет, то вдруг затопит погреба, а уж о купании и вообще
надо будет забыть.
Но особенно любит Водяной над пьяными потешаться. Только те с
бережка в воду вступят, где и воробью-то по колено, а под ними уже омут
глубокий, захочет пьяный нырнуть, да враз головой о корягу вдарится.
Поэтому на Руси пьяным строго-настрого запрещалось даже близко к воде
подходить, чтобы ненароком не попасть в услужение к Водяному.
Хотя Водяных, конечно, побаивались, но к разряду злобной нечисти
все же не относили. Уж больно обстоятельны и серьезны они были. Но все
же, помня советы отцов, ни один богобоязненный человек не стал бы без
креста купаться и поминать у воды Господа Бога, попа, медведя и зайца,
потому что, по народному поверью, Водяной этого не любит, а со своим
уставом в чужой монастырь умный человек никогда не пойдет.
|