Содержание: "Русский народный календарь"
издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
12 апреля — Иоанн Лествичник
Как правило, необыкновенно шумным, суетливым и хлопотным
выдавался этот день, потому что никому не давали покоя колобродившие во
дворах и избах Домовые. И вовсе не из вредности или злобы, а
оттого, что у них в начале весны якобы старая шкура спадала и от боли
они себе места не находили. Хотя некоторые объясняли столь несолидное
поведение Домовых иными причинами. Одни говорили, что на Иоанна
Лествичника Домовые с ведьмами свадьбы играют, другие утверждали, что
они с прочей нечистью дерутся. Какая из предложенных гипотез вернее —
судить не беремся, ведь Домовой в славянской мифологии — фигура во всех
отношениях загадочная. Он, например, считается куда как добродетельнее
прочей нечисти, потому что в свое время отступился от Сатаны, хотя к
людям так до конца и не прибился.
Говорят, «без Домового ни один дом не стоит», но на люди он
предпочитает не показываться. Может быть, стесняясь того, что уж больно
неказист: мал, пузат, да к тому же еще сивой шерстью с головы до пят
покрыт. Но люди к своему Хозяину (а так в некоторых губерниях России
называли Домового) относились с неизменным уважением. Например, перед
тем как войти в хлев, где он любил время проводить, обязательно
покашливали из деликатности, давая возможность Домовому спрятаться. А
если в спешке все же заставали его за работой, он от смущения мог
скотину испортить или устроить в хлеву пожар, не пожалев ни добра
хозяйского, ни лошадей, к которым слабость питал, холя их, кормя и
лелея. Иногда, если, например, сена не хватало, Домовой от усердия и
жалости «к своей скотине» его у соседей подворовывал, не боясь вступить
в драку с тамошним Хозяином, которому такой произвол понравиться,
конечно, не мог.
Обычно с теми, кто с ним в одной избе находился, жил Домовой в мире
и согласии, но иногда, обидевшись на что-то, устраивал настоящий погром:
хлопал дверьми, раздувал или тушил огонь в печи, бил посуду, щипался до
синяков, волосы путал и в колтун сбивал. А то и вовсе мог навалиться на
спящего обидчика и начать его душить. В этот момент люди богобоязненные
читали молитвы или «чурались», то есть кричали: «Чур меня!». Но
находились смельчаки, которые хватали Домового за руку и спрашивали: «К
худу или к добру?». И даже если он молчал, по тому лишь, какой была его
рука, определяли, что их в будущем ждет. Холодная голая рука Домового
сулила бедность и несчастье, а теплая мохнатая — богатство и
благополучие.
Чтобы усмирить не на шутку расходившегося Домового, над входной дверью
втыкали нож, на стенах и по углам рисовали мелом кресты, а двор
обмахивали липовой палкой. В крайнем случае служили молебен, окуривали
скотину ладаном, кропили святой водой. Но до таких экстремальных
ситуаций старались все же не доводить, а жить со своим Домовым в мире и
дружбе, всячески подчеркивая свое к нему уважение. Например, греясь на
печке, ложились поперек ее, чтобы не потревожить или нечаянно не
придавить отдыхающего Домового, который предпочитал растягиваться вдоль
печи. Чтобы помириться с ним, следовало положить под застреху
нюхательного табаку, до которого, говорят, он большим охотником был, а
каждое первое число месяца ставить под печку мисочку с молоком. Не
стоило забывать о Хозяине и в праздники, оставив для него кусочек пирога
или подарочек: разноцветную ленточку, платочек, красивый лоскуток.
Домовой всегда считался покровителем семьи, ее символом, гарантом
покоя и благополучия, поэтому, переезжая на новое место, своего Домового
никогда не забывали. Для этого собирали в старом доме мусор у порога и
рассыпали его в новой избе или брали лапоть и со словами: «Дедушка
Домовой, выходи домой. Иди к нам жить,» — тащили его по дороге,
аккуратно перенося через новый порог и пряча под печкой. Чтобы задобрить
забытого в спешке Хозяина, брали ковригу испеченного в новой избе хлеба
и в полночь, повернувшись лицом к востоку, говорили: «Пожалуй, добрый
друг, к нам на угощенье». Ковригу оставляли у печки или на столе, и,
если утром она была надкусана, значит, Домовой, оставив обиду, все-таки
приходил.
Домовые, забытые на старом месте, могли погибнуть от тоски, или,
перебравшись без приглашения на новое место, сильно мстили
домочадцам за их равнодушие и неблагодарность, долго не забывая
нанесенной им обиды. Рассказывают, например, что как-то под Орлом
сгорела изба, где целое семейство Домовых обитало. Людей к себе временно
соседи пустили, а Домовые, оставшись без жилья, так горестно плакали и
стонали, что мужик-погорелец, пожалев их, построил для каждого из них на
пепелище маленький шалашик, попросив: «Хозяева, идите пока на спокой, не
отбивайтесь от своего двора, а я, как построюсь, тут же приду за вами».
Говорят, после этого плач сразу прекратился, а добрый мужик быстро
отстроился, потому что Домовые по ночам приходили ему помогать новую
избу ладить.
(12 апреля) Житие
преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
|