Содержание: "Русский народный календарь"
издательство "Метафора" 2004
День Двадцать пятый (7
апреля) Слово на Благовещение Пресвятой
Богородицы
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
7 апреля — Благовещение
Согласно преданию, в этот день Архангел Гавриил
возвестил Деве Марии, что она обрела благодать у Бога и родит Спасителя
мира. С тех пор праздник Благовещения считается у христиан одним из
самых светлых и значительных. В этот день ликует и радуется не только
земля, по народному поверью, его отмечают даже ангелы на небесах, а
грешников в аду перестают мучить.
Говорят, на Благовещение солнце на восходе играет, переливаясь
всеми цветами радуги. Ведь сама Богоматерь засевает в этот день с
небесной высоты нивы земные, разбрасывая из золотой кошницы зерна и
семена всех былинок-травинок, на земле растущих. Лишь к вечеру закончит
она свою благую работу, а потом начинается по всей Руси великая пахота.
Но пока трудится Богоматерь, никому: «ни людям, ни птицам, ни гадам
земным, ни зверям лесным» — нельзя выполнять даже самую, казалось бы,
пустяковую работу. Считается, что кукушка за то без гнезда осталась, что
на Благовещение его пыталась завивать, да и крот поплатился, запрета
ослушавшись. Поэтому, от греха подальше, в этот день «птица гнезда не
вьет, красна-девица косы не плетет».
По многовековой традиции Благовещение считалось днем «открытия
земли», пробуждения ее от зимнего сна, когда не только медведь из
берлоги на белый свет поглядеть выходит, но и зверье помельче — мыши,
лягушки, змеи, а вместе с ними и представители нечистой силы
просыпаются. Поэтому на Благовещение принято было совершать
очистительные обряды, которые помогали отогнать вылезшую из земли
нечисть, да и с хворобой справиться.
Для этого окуривали дымом зимнюю одежду, умывались талой водой,
жгли соломенные постели, прыгали через костер. Кстати, благовещенские
костры считались одним из лучших и действенных средств, защищающих от
болезней, порчи и сглаза.
Чтобы уберечь скотину от волков, в этот день били колотушками по
металлическим ведрам, тазам, бочкам или звонили в колокольчик, полагая,
что волки будут на таком расстоянии от стада держаться, на какое звук
распространится. Змей отгоняли огнем, сжигая мусор, за зиму
накопившийся, а чтобы избавиться летом от надоедливых насекомых,
старались во время Благовещенской трапезы крошки не уронить.
А кроме того, как и на все большие праздники, в Благовещение на
счастье гадали, запекая в церковную просфору копейку. Кому она
доставалась, тому весь год улыбалась удача.
Кусочек благовещенской просфоры смешивали с семенами, зарывали по
углам поля и на огородах, носили с собой во время сева, прятали по
сусекам, использовали при лечении «наностных болезней». А икону
Благовещения ставили в кадку с яровым зерном, предназначенным для
посева, приговаривая при этом: «Мать Божия! Гавриил-Архангел!
Благоволите — нас урожаем благословите, овсом да рожью, ячменем,
пшеницей и всякого жита сторицей!»
Вода, освященная на Благовещение, считалась святой и должна была
весь год стоять под иконами. Говорят, она не портилась и не мутилась,
если только не прикасался к ней колдун или человек, замеченный в
неблаговидных поступках. Этой водой, по слухам, можно было поднять на
ноги самого «запущенного» больного или «отпоить» захворавшую скотину.
А еще, кроме всего остального, был, да и по сей день существует
обычай выпускать на Благовещение птиц из клеток на волю. Чтобы соблюсти
его, люди, не державшие в своих домах певчих птах, специально покупали
их у многочисленных торговцев.
В общем, с Благовещением связано столько примет, обрядов и обычаев,
что им можно смело целую книгу посвящать. Поэтому ограничимся тем, о чем
уже рассказать успели, и добавим лишь приметы, с погодой связанные, а их
в этот день тоже немало, и долгосрочных и на день-другой рассчитанных:
«Если на Благовещенье ночь теплая — весна будет дружная. Если на
Благовещенье небо безоблачное — лету быть грозному, но зато пшеница
уродится. Дождь на Благовещенье хороший урожай грибов предвещает, а
морозец — огурцы сулит. Гроза на Благовещенье — к урожаю орехов, а иней
и туман — к урожаю яровых».
|