Предметы: два закладочных камня, кости курицы и овцы, разбитый
горшок, обнаруженные при установке забора возле дома 40 по улице 9-го
января, использовались при закладке дома, как символические. Для
надежности строения.
для сытости и изобилия живущим в доме (традиционный славянский ритуал).
"Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" А. К. Байбурин Ленинград
"НАУКА" 1983 г.
При переезде в новый дом - «Хозяйка в последний раз
затапливает печь в старом доме-, варит кашу, заворачивает горшок в
чистое полотенце и, кланяясь во все стороны, говорит: „Хозяин-батюшка,
со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко
старой скотинушке, ко старым людям". Затем печь гасится, горшок с кашей
переносится в новый дом, там зажигают впервые огонь в новой печи и в ней
доваривается принесенная каша».
Обращает на себя внимание сочетание «нового сруба», «нового дома»,
«старой скотинушки», «старых людей» в формуле приглашения домового. Но
еще более интересным представляется обряд перенесения каши,
символизирующий, как справедливо отмечает И. В. Карнаухова,
«преемственность между старым и новым очагом».53 К этому следует
добавить, что перенесение недоваренной каши и последующее ее доваривание
на новом очаге — обряд исключительно высокой степени знаковости,
орга¬нично сочетающийся с семантикой перехода, со всем комплексом
действий по превращению не полностью освоенного в освоенное, готовое,
культурное.
«Прежде всего хозяин пускает в избу петуха с курицей и дожидается, чтобы
петух пропел на новоселье; затем уже входит сам, ставит икону на божницу
и, открывая голбец, говорит: ,,Проходи-ка, суседушко, братанушко!".
Следует общая семейная молитва, которую творят, обращаясь к переднему
углу; хозяйка накрывает стол, кладет на него хлеб-соль, затапливает печь
и принимается за стряпню. Те же обыкновения соблюдаются и в других
великорусских и белорусских губерниях: старший в роде, держа в одной
руке икону, в другой ломоть хлеба, произносит: „Дедушка-домовой! прошу
твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады!".
В новопостроенный дом вносятся наперед икона, непочатый хлеб с горстью
соли или квашня с растворенным тестом».54
«Когда хата готова... сначала вносят иконы; под ними на покуте ставят
дежу; на стол кладут хлеб и соль».55
«При переходе в новый дом несут с собой хлеба, соли, соломы, которую
стелят, прежде чем ступить ногами на пол (чтобы не ступить на голый
пол), пускают петуха с курами и замечают: если пошел в судки, то будет
хорошо жить».56
«Перед входом в новый дом хозяева, для того чтобы дом был весел и богат,
вносят в него петуха и дежу с тестом и помещают их в красном углу».57
«В Королевск. вол. Витебской губ. при переходе в новую хату прежде всего
переносятся образа, потом стол с краюшкой хлеба на нем».58
На Украине хозяин вносит в дом икону, а хозяйка — рогач и кочергу,
которыми крестит все углы хаты, «чтобы никакие насекомые не водились в
ней». «Став на пороге новой хаты, хозяин читает ,,Отче наш" и по
окончании молитвы входит в хату и ставит икону в святой угол. Потом
возвращается к двери, берет
от жены дежу и, внося ее в хату, говорит: „Як у ciй дижи повно хлiба,
дай, господы, шоб так повно було и в ciй хати хлiба и всякой худобы!".
После чего ставит дежу на лавку против печи. Икону и хлеб вносит в новую
хату обязательно хозяин, вообще мужчина, а не женщина; прочие вещи и
хозяйственные принадлежности переносятся кем придется».59
Итак, в первую очередь переносятся те культурные символы, которые
определяют статус дома как жилого, человеческого пространства. К их
числу, как мы видим, относятся прежде всего огонь, иконы, хлеб (и соль),
горшок каши, дежа с тестом, т. е. те предметы, которые призваны
символизировать идеи освоенности, богатства, изобилия, плодородия. Более
полный набор культурных символов в уже обжитом доме включает, кроме
перечисленных, гнездо ласточки или аиста и многочисленные обереги,
такие, как конская подкова, мак-выдняк (им обсыпают дом от ведьм, а
также умершего, подозревавшегося в знахарстве), чертополох (от злых
духов и ведьм), в Галиции — лопух (от ведьм), чеснок (в Галицкой и
Угорской Руси), крапиву, осину, рябину, освященные в церкви ветки вербы,
четверговую свечу и соль, иорданскую воду, апокриф «Сон богородицы» с
заговором, в котором говорится, что тот, кто имеет этот «Сон» в доме в
чистоте и сохранности, тот будет помилован от лукавого; дьяволу к тому
дому не подступиться, и будет в том доме святой дух ночевать и счастье и
умножение всякого плода,60 причем основная часть этих предметов
хранится в красном углу — ритуально наиболее ценной части пространства.
По всей видимости, круг подобного рода символов был четко очерчен и не
допускал больших вариаций. В особенности же во время перехода следили за
сохранением традиционных связей между вещами, т. е. своего рода
«грамматики» вещей. «Всяческому преуспеянию в новоотстроенном здании
много „пануиць" (помогает, — А. Б.), если в день переходин туда помещены
именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены
предметы сторонние, как, например, свиньи — в овчарник, коровы — в
конюшню, сено — в овин и проч. Ошибка или недосмотр в этом ведет к
обоюдному ущербу предметов: сено, неподлежаще положенное в овин, всегда
будет так же плохо, как и хлеб».61
Другой комплекс обрядов был связан с «оживлением» второго в ценностной
иерархии элемента дома — печи. П. Иванов приводит следующие данные об
этом обряде на Украине. «Положуть у нову пичь жытной соломы и прутыки
два або тры свяченой вербы, тоди пидуть до сусид, выпросять сирнычкив и
запалять солому. Тоди дывытьця у пичь на огонь: як огонь горыть ясно, то
жыты буде весело; як темно горыть, то життя буде плохе, а як иде дым у
хату, то буде у тш хати часто спорка и бойка миж хазяинамы и хазяйками»
(Купянск). «Перед разведением огня в новой печке хозяйка берет хлебную
лопату, делает ею над устьем печи знак креста и говорит: ,,Господы,
поможы в добрый час у новий печи топыты!". Повторяет это три раза и
ставит в печь новый, не бывший еще в употреблении горшок на огонь. Если
горшок от огня не лопнет, то печь хорошо сделана, а если горшок даст
трещину, то печь перекладывают вновь (х. Егоровка). Первый раз в печи
следует топить не соломой, а дровами, и ничего в ней не варить; но когда
перегорят в ней дрова, должно посадить в печь несколько хлебов (нечетное
число, — четного числа хлебов знающая хозяйка никогда не посадит в печь)
и в один из них влепит сверху неперегоревший уголь. Если этот уголь, по
вынутии из печи хлеба, окажется перегоревшим и даже превратившимся в
золу, хозяева хаты будут иметь во всем удачу, счастье; в противном
случае, если уголь не перегорит? в эту хату хоть и не входи жить: „добра
не буде"».62 В Белоруссии «когда первый раз затопят новоустроенную печь
в курной избе, тогда нужно всыпать девять ,,жменик семя", отчего стены
покроются слоем глянца, к которому не будет приставать впоследствии
копоть, а только наслаиваться новым глянцем».63
Таким образом, маркированными являются операции с передним углом
(божница, стол) и печью. Иными словами, прежде всего осваиваются оба
центра жилища. Освоение переднего угла связано с установкой икон на
божницу; накрыванием (и покрыванием) стола, общей молитвой и отмеченной
в ряде районов общей трапезой с последующим зарыванием разбитого горшка
в передний угол.64
|
|