Валек

Спонсор странички :

Содержание:

"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"

"Вологодчина: неизведанная давность" М.В. Суров., Вологда 2002 г.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

"Язычество древней Руси" Борис Рыбаков. "София" ИД "Гелиос" Москва 2001

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

Валек с трехгранной выямчатой резьбой (ромбический орнамент) Н=44,5 S=10 см.  XIX век. № У/172

Валек с трехгранной выямчатой резьбой (ромбический орнамент, солярные знаки) XIX век. Н=42,5 S=10 см. У/173

Валек с незаконченным узором (солярный знак) XIX век. Н=31 S=9 см. № У/174

Валек с тремя солярными знаками и 4-мя лунницами снизу XIX век. Н=44 S=10,5 см № У/175

"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"

ВАЛЁК. (ВАРДА- КОЛОТИЛКА, ЛАПТА, ПОРТОМОЙ-НИК, ПРАЛЬНИК). 1. Массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева — липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью. Наибольшей декоративностью отличались вальки, слу-

Вальки


жившие подарками парней девушкам. Одни выполнялись в виде стилизованной женской фигуры. Головой ее являлось округлое утолщение на конце рукояти, а туловищем — рабочая поверхность валька. У других вальков в рукоятках высверливались пустоты и в них помещали мелкие камешки или горошины, издававшие при работе звуки, напоминающие трещотку. 2. Плоская пластина с длинной рукоятью. Использовался во время полоскания белья на реке.

"Вологодчина: неизведанная давность" М.В. Суров., Вологда 2002 г.

Валек — массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой — служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаше всего из липы или березы и украшали трехгранно-выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук. Подобным же образом, кстати, украшались массивные вологодские прялки-копылы из Нюксенского района. Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос. Во многих местах России муж должен был присутствовать при родах жены и кричать вместе с нею, корчась от «боли». Любопытный вариант этого обычая зафиксирован в Полесье: «Измученная схватками жена просит мужа передать ей валек. Но вместо того, чтобы подложить его себе под спину, она бьет им мужа. На вопрос захваченного врасплох супруга, не рехнулась ли она часом, та отвечает: «А тебе больно? Вот мне больно, пусть и тебе так же будет»7.

7 Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М. «Ладомир». 2001.—С. 130, 127, 67.
 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Валек

— 1) В. экипажный — большей частью необходимая принадлежность лошадиной упряжки; на него надеваются ушки или петли постромки, точно также, как на бабки или шленки ваги. В. бывают двоякого рода: деревянные и железные. Первые имеют цилиндрическую форму, немного сплюснутую по длине, с небольшими головками на концах и железной оковкой посредине. Вторые состоят из тонкого железного прута или узенькой полосы, согнутой в виде параллелограмма, очень растянутого по направлению диагонали, проведенной из вершин острых углов, так что эта диагональ (в пароконном вальке Рансома) в шесть-семь раз больше второй диагонали, по направлению которой параллелограмм плотно обхвачен железным плоским кольцом, оканчивающимся загнутым крючком. Посредством этого крючка, вдеваемого в кольцо ваги, В. соединяется с последней. При употреблении таких железных вальков, на концах постромок вместо петель закреплены железные крючья, которые вдеваются в кольца, укрепленные в вершинах острых углов В. При пароконной запряжке оба В. плотно соединяются друг с другом вершинами этих углов и посредством крючьев прикрепляются к оконечностям ваги, имеющей одинаковую длину и форму с вальками (изображение пароконной железной ваги с железными вальками помещено в "Настольной книге для русских сельских хозяев", издание А. Ф. Девриена, том I). См. Запряжка и Повозка.

2) В. молотильный — кичига, или прочная прямая палка, которой обмолачивают, вместо цепа, некоторые сельскохозяйственные растения, как, например, лен и мак, для чего сноп из этих растений держат в руках и по верхней его части — головкам — ударяют.

В. С.

3) Часть весла.

4) Цилиндр, употребляемый для катанья белья, для теста и вообще часть многих машин.

"Язычество древней Руси" Борис Рыбаков. "София" ИД "Гелиос" Москва 2001

В связи с культом Макоши, покровительницы всех работ со льном и куделью, особый интерес представляют короткие антропоморфные вальки для льна и белья, составляющие значительный процент вальков вообще. Они представляют собой схему женской фигуры с расставленными врозь руками: основа валька — широкая юбка, ручка валька — шея, завершающаяся круглой головой, перекрестие рукояти — руки. Руки женщины обычно сильно обобщены, но в одном случае на вальке без перекрестия руки показаны очень реалистично четким врезом. Эта Макошь как бы прижимает к груди ромбический кусок вспаханной нивы119 (рис. 86).
Вальки-Макоши орнаментированы так: верхнее закругление рукояти (голова) обычно украшено солнечной розеткой. Подобные солнечные розетки


119 Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 29 (верхний). Другие вальки типа «Макошь» см.: Круглова О. Русская народная резьба..., рис. 125; Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 29 (низ); Он оже. Русская народная резьба. М., 1960; рис. 27. Вальки другого типа (удлинен¬ные и без антропоморфных черт) см.: Богуславская И. Я. Русское народное искусство, рис. 20; Вишневская В. М. Резьба и роспись..., рис. 47 и 48; Василенко В. М. Избранные труды..., рис. 18; Русское декоративное искусство, т. II, рис. 7.


Рис. 86. АНТРОПОМОРФНЫЕ ВАЛЬКИ ДЛЯ СТИРКИ ОДЕЖДЫ СО ЗНАКАМИ ЗЕМЛИ И СОЛНЦА
Общий вид, очевидно, воспроизводит богиню Макошь

широко известны как центральное изображение на женских кокошниках. Рукоять не орнаментировалась. На широкой части валька обязательно крупное изображение солнца (иногда в «бегущем» варианте, белого света и четких символов земли: заштрихованных квадратов и ромбов). По всему периметру широкой части обычно вырезается зигзаговая линия, означающая воду. Подобное окаймление знаков земли и солнца линией воды трудно истолковать однозначно. Исходя из древних представлений о том, что земля окружена мировым океаном (что применительно к любому континенту соответствует действительности), можно считать эту водную непрерывную линию, охватывающую со всех сторон пиктограммы солнца и земли, схематичным изображением этого океана. Применительно к русскому Северу, население которого хорошо знало Ледовитый океан, это предположение допустимо. Но может быть предложено и другое толкование, основывающееся на том, что подобный водный узор иногда окружает знак солнца-неба: не является ли он схемой горизонта, кругозора (в прямом смысле слова), т. е. той круговой линии, где видимая часть земли соприкасается с небом и откуда на ясное безоблачное небо набегают водоносные облака и тучи? Ведь дождевые тучи всегда появляются из-за горизонта. В этом случае окаймляющий зигзаг водной линии должен расцениваться как показ «хлябей небесных», дождевых запасов неба. Но в любом случае, отражает ли он географические представления об океане или космографические о «верхнем небе», этот водный символ, завершающий и объединяющий всю орнаментальную систему вальков-Макошей, оказывается важным компонентом заклинательной орнаментации.
Придание валькам вида главного женского божества, связанного с природой и плодородием, вполне естественно для предмета, с которого начиналось изготовление материала для одежды, а впоследствии, когда из этого льна одежда была уже изготовлена, валек применялся при стирке одежды и полоскании ее в реке.
 

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"


Реклама :

            &nnbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz