Содержание:
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика"
2001.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика"
2001.
ВАСИЛИСК, ВАСИЛИСКО — мифический чудовищный змей; змея.
Василиск (латинское basiliscus, regulus, от греч. ******* — царь)
увенчан гребнем в виде диадемы, а вылупляется, по поверьям, из
петушиного яйца или из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой
(поэтому василиск может иметь голову петуха, туловище жабы, хвост змеи).
Василиск способен убивать взглядом или дыханием — от его дыхания сохнет
трава, трескаются скалы. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему
зеркало. Страшится он и крика петуха.
В бытующих великорусских поверьях упоминания о василиске редки. Есть
некоторое (хотя и очень отдаленное) сходство между василиском и
вылупляющимся из петушиного яйца змеем (см. ЗМЕЙ). Василиско — одно из
традиционных названий змей в заговорах.
Образ завораживающего взглядом василиска (развитый своеобразной
ассоциативной игрой: василиск — василисковый — васильковый) нашел
отражение в представлениях крестьян об особых качествах василькового
цвета — завораживающего, всепроникающего, «бездонного». Соответственно,
оказались связанными василиск и васильки: на Василисков день (4 июня)
запрещалось пахать и сеять — из опасения, что в поле вырастут одни
васильки.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
ВАСИЛИСКИ — змеевидные драконы с зубчатым гребнем на
спине. Похож и на змея, и на ящерицу, но с головой, похожей на
петушиную. Рождается из петушиного яйца, если его высиживает жаба, а из
яйца василиска рождается гадюка. Василиск убивает одним взглядом —
превращает живое в камень. Смертельно ядовито и его дыхание, но и сам он
погибает от вида или крика петуха.
Вместе с грифонами и горными великанами василиски охраняли подступы
к Сварге (Ирию).
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
4 июня — Василиск, день СОЛОВЬИНЫЙ, ВАСИЛЬКОВЫЙ
Не смотря на столь ласкающее ухо имя, слыл Василиск
существом крайне неприятным. Появлялся он из яйца, которое раз в сто лет
разрешено было снести петуху. Затем забирала его красна девица и шесть
недель согревала подмышкой. Наступал срок, и появившийся таким необычным
образом Василиск становился оборотнем, все приказы мачехи своей исполняя
беспрекословно.
А соловьиным этот день называли, потому, что «на Василиска соловьев
для ловли подслушивают». Впрочем, больше, похоже, и заняться-то было
нечем, ведь на Василиска «не сеяли, не пахали — этот день пережидали,
чтоб поля не засорились, васильки не уродились», потому что Василиск— «синитель,
васильковый повелитель».
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
ВАСИЛИСК
Первоначально в Египте им считалась коронованная ядовитая змея
(возможно, кобра); в средние века этот образ приобрел тело и крылья
петуха, василиск стал ужасающим олицетворением таких грехов, как похоть
или вожделение, и носителем таких болезней, как сифилис. В соответствии
с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым
петухом в навозной куче змеиного яйца, которое высиживала жаба. В
отличие от дракона, который представляет зло в обобщенном виде, василиск
угрожает беспечным грешникам в обыденной жизни.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Василиск, в мифологии
— мифическое животное. Плиний Старший рассказывает в своей "Естественной
истории" ("Histor. Natur." 8, 78; 29, 66) о В., как о небольшом змее,
длиною не более 12 дюймов, желтого цвета, с белым пятном и тремя
небольшими утолщениями на голове, образующими некоторое подобие царской
диадемы (отсюда и название basiliscus-regulus). Нет в природе существа
злее, страшнее В. Одним взглядом своим убивает он людей и животных; его
свист обращает в бегство даже ядовитых змей; от его дыхания сохнет трава
и растрескиваются скалы. Но, чтобы ничто в природе не оставалось без
противовеса, — говорит Плиний, — есть средства и против В. Стоит,
например, только показать ему зеркало — и он погибнет от отражения
своего собственного взгляда. Кровь В. отличается чудесными свойствами.
Смешанная с киноварью, она служит предохранительным средством от ядов и
болезней, а также придает силу молитвам и заклинаниям. Средние века
прибавили к описанию Плиния происхождение В. из яйца, снесенного старым
петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Соответственно этому
изменился и наружный вид В. На средневековых изображениях В. появляется
в виде чудовища с головою петуха, туловищем жабы и хвостом змеи.
Василиск, огнестрельное орудие
— огнестрельное орудие. В. называли в XVI столетии особого рода пушку,
длиною в 26 калибров, т. е. диаметров дула, и весом в 122 центнера. Из
нее стреляли ядрами весом в 48 фунтов.
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999
ВАСИЛИСК
Изначально - маленькая змейка
в ливийской пустыне, впоследствии - фантастическое существо, змей с
петушиным гребнем, способный убивать не только ядом, но также дыханием и
силой взгляда. Название василиска происходит от греческого слово
«басилевс» - царь.
В Европе ливийский монстр не только
числился в списке живых существ в средневековых бестиариях, но и был
изображен на многих храмах и домах. В Вульгате (книга Исаии) василиск
упомянут дважды -благодаря неправильному переводу бл. Иеронима.
Способ борьбы с василиском якобы
изобрел Александр Македонский. Он ставил перед ним зеркало, и чудовище
погибало от собственного отражения.
В средневековых иллюстрациях
василиск символизирует один из четырех аспектов Дьявола, а именно
-смерть. Фантастические изображения василисков можно найти на стенах
средневековых соборов и фасадах домов.
В геральдике василиск - знак
могущества, свирепости и царственности. В том же смысле его образ
трактуется такими поэтами-романтиками, как Шелли, Китс, Кольридж.
Смертоносная сила взгляда
василиска в свое время получила «естественнонаучное объяснение: «Причина
того, что василиск своим взглядом убивает человека в том, что взгляд и
воображение возбуждает в нем ядовитые вещества, которые из его глаз
передаются окружающим по воздуху, а оттуда он проникает через дыхание в
человека. От этого вдыхания умирает все живое». В. К., Д. Г.
Василиск.
Нюрнберг, 1510г.
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ВАСИЛИСК — (лат basiliscus,
regulus от греч. (******* — «царь»)
демонический персонаж, нечистый дух в птичье-змеином облике; по
некоторым поверьям
царь змей (василиско — одно из традиционных названий змей в заговорах)
В народных поверьях василиск
описывался обычно как змей, одновременно имеющий сходство с петухом
(именно такой облик приписывали ему древнерусские
азбуковники), а иногда и с разнообразными гадами. Например, в некоторых
местах крестьяне верили, что василиск имеет тело петуха с головой
индюка, глазами жабы, крыльями летучей мыши и хвостом змеи; либо
обладает крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и
т.п. В других же местах полагали, что василиск похож на большую ящерицу,
либо обладает туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха, увенчанной
гребнем в виде диадемы или украшенной сияющим драгоценным камнем.
Происхождение василиска обычно
связывали с куриными яйцами, высиженными (или выношенными) необычным
образом, либо с яйцами петуха. Так, например, на Руси существовало
поверье, что если петух старше семи лет, то его не годится держать в
доме, так как он может снести яйцо, из которого родится огненный змей
или василиск; колдун возьмет такое яйцо и будет носить его у себя за
пазухой или закопает в горячий навоз, а через шесть недель из яйца
вылупится змей-василиск и станет носить ему серебро и золото (ср.
сходные поверья об огненном змее, хованце и т.п. — персонажах, весьма
близких к василиску). В некоторых местах это поверье звучало несколько
иначе: крестьяне рассказывали, что петуху раз в сто лет разрешено снести
маленькое уродливое яичко-спорышок (в нем один желток и нет белка), и
если такое яйцо девка шесть недель будет носить под мышкой, то из него
вылупится василиск. Иногда считалось также, что василиск может родиться
из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и
высиженного петухом в алтаре (из такого яйца может также появиться
летающий змей, черт или домовой дух) При этом, по некоторым поверьям,
сам василиск также может снести яйцо, однако из него вылупится не другой
василиск, а гадюка.
Об удивительном и ужасном василиске в
народе существовало множество поверий. Так, например, крестьяне
некоторых мест полагали, что василиск может соединиться с колдуном и
невидимо жить в нем, даруя ему колдовскую силу; верили также, что
василиск исполняет все приказания своей мачехи, выносившей его под
мышкой: таскает ей серебро и золото, мстит за нее тем, на кого она зла,
и т.п. По некоторым поверьям, василиск также может сожительствовать с
женщинами, подобно огненному змею; от такой связи родятся ведьмы и
колдуны. Нередко считалось еще, что василиск, подобно дракону, является
хранителем кладов.
Помимо всего этого, народные
поверья наделяли василиска смертоносным взглядом и гибельным дыханием.
Считалось, например, что от дыхания василиска сохнет трава и посевы,
трескаются скалы, гибнут животные и люди. Взгляд василиска смертелен для
всех, в том числе и для него самого: он умирает, увидев свое отражение в
зеркале. Губителен для василиска также вид или крик петуха, помимо этого
он, по народному убеждению, как и все нечистые духи, боится молитвы и
креста, освященной еды и т.п.
Обитает василиск, по народному
убеждению, в расщелинах скал или в пещерах, в пустынных и заброшенных
местах. Помимо этого, он может также жить на чердаке или во дворе того
дома, где живут его хозяева; в этом случае он может обитать там же, где
обычно обитают домовые духи, — в подпечье, в надворных постройках, в
подвале и т.д. (ср. сербское поверье о петухе-змее или русские былички о
дворовом духе, принимающем иногда вид змеи с петушиной головой). В пище
василиск не нуждается: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить
голод.
В некоторых местах образ
завораживающего взглядом василиска, развитый, очевидно, ассоциативной
игрой (василиск — василисковый — васильковый), нашел отражение в
народных представлениях об особых качествах василькового цвета как
опасного, завораживающего, бездонного. Соответственно оказались
связанными василиск и васильки: так, на Василисков день (4.VI) в
некоторых местах запрещалось пахать и сеять из опасения, что в поле
вырастут одни васильки.
Сейчас уже сложно сказать, на
основании каких представлений возникли мифы о василиске. По-видимому,
они имели те же истоки, что и мифы об огненных змеях, и опирались на
древнейшие представления грозовых туч огромными птицами. По древнему
поэтическому представлению, восходящее поутру солнце рождалось из темных
недр ночи, а солнце весеннее — из недр грозовых туч. Согласно с этим,
золотое солнечное яйцо несла черная птица-ночь или птица — молниеносная
туча; этот миф по преимуществу соединяли с петухом, как птицей, в образе
которой «равно олицетворялись и утренний рассвет, и пламя грозы». С
началом весны, после долгих семи зимних месяцев, эта птица (черный
петух) прилетает и вьет для себя гнездо в облачных пещерах, а потом
сносит золотое яйцо; т.е. в весеннюю пору из мрачной грозовой тучи
является ясное солнце, и в то же самое время в кипучих облаках (горячем
навозе) зарождается грозовой змей-василиск (ср. древнейшее представление
молний и дождевых туч змеями). Этот змей — олицетворение грозы: его
мертвящее дыхание — это холодные ветры, которые считали дыханием туч;
его гибельный взгляд — это молнии; он связан с золотом и кладами, т.е. с
небесным огнем; драгоценный камень на его голове — это укрытое в тучах
солнце; его клекот — это рокот грома, и т.д. Происходя от петуха,
змей-василиск от него и погибает (его убивает петушиный крик); т.е.
«демонический змей-туча умирает в грозе, когда небесный петух заводит
свою громовую песню».
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
ВАСИЛИСК — мифический чудовищный змей. В. наделялся
сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом,
дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Можно было
спастись от В., показав ему зеркало: змей погибал от собственного
отражения; смертельным для В. считался также взгляд или крик петуха.
Имел гребень в виде диадемы, откуда его название — «царь змей». В
средние века верили, что В. выходил из яйца, снесенного петухом и
высиженного жабой (поэтому на средневековых изображениях он имеет голову
петуха, туловище жабы и хвост змеи).
|