Содержание:
"Древняя Русь в лицах боги, герои, люди" Б. Путилов - СПб, Азбука, 1999.
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
Н.А. Криничная "Русская народная мифологическая проза" том первый изд.
"наука" С-Пб. 2001 г.
"Быт и верования древних славян" М. Семенова. СПб, Азбука 2000
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика"
2001.
"Древняя Русь в лицах боги, герои, люди" Б. Путилов - СПб, Азбука, 1999.
Полудница
Имя этого демонического существа связано с полднем.
Давно уже замечено, что полдень (как и полночь) в древних представлениях
заключает в себе нечто таинственное, опасное для людей. Полдень — некая
критическая точка суток, пограничное время, когда происходят полные
неведомого смысла события и когда особенно активно действует нечистая
сила. Полудницу представляли то светловолосой женщиной высокого роста,
то старухой с всклокоченными волосами, в лохмотьях и с клюкой, то
красивой девушкой в белых одеждах (белый цвет, согласно древней
символике, указывал на принадлежность к потустороннему миру).
Жила полудница в полях, среди хлебов и трав, а также на огородах.
Она была «хозяйкой» того растительного мира, который культивировали
люди. Казалось бы, полудница должна была содействовать земледельцам в их
трудной работе. На самом же деле она была озабочена в первую очередь
«благополучием» полей и охраняла их от посягательства людей. Она
появлялась в полях (чаще всего во ржи — отсюда и другое название
полудницы — «ржаница») в пору цветения и созревания хлебов и трав, с
гигантской сковородой в руках, которая, вероятно, должна была заслонять
хлеба от палящих солнечных лучей. Впрочем, утверждали, что с помощью той
же сковороды она, разозлившись на что-то, могла сжечь цветущее поле.
В период жатвы она ополчалась на тех, кто в полдень продолжал
работу, хватала провинившегося за голову и вертела, причиняя жгучую
боль, а то и доводя до гибели (не это ли мы называем «солнечный удар»?).
Полудницы, по народным поверьям, преследовали маленьких детей, всячески
вредили им, заманивали в рожь, где те долго блуждали в поисках выхода.
Взрослые пугали ребят, чтобы те не забирались в поле и огороды в полдень
— не то полудница захватит. Было еще одно предупреждение для всех: «Не
ходи в рожь — полудница обожжет». Полудниц считали виновницами полевых
вихрей; говорили даже, что их можно увидеть летящими в вихревом столбе.
Аналогичный полудницам дух мужского пола назывался
полевик (или полевой), маленький уродливый человечек в белом или,
напротив, весь черный как земля. Его представляли также с очень длинными
ногами, покрытым шерстью огненного цвета, с рожками и хвостом.
Полевика можно было увидеть в летние лунные
ночи и в жаркие летние дни. Он также способен был поражать людей
солнечным ударом.
Иногда в народных верованиях образ полудницы сливался с образом
русалки. Когда зацветала рожь, русалки тоже появлялись на поле —
считалось, что в их обязанности входила охрана посевов, забота о будущем
урожае. Детям строго-настрого запрещалось «ходить в жито», не то
«русалка к себе утащит».
Энциклопедический словарь "Славянский мир I-XVI
века" В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
ПОЛУДНИЦЫ — в славянской мифологии полевые духи, в частности
воплощение солнечного удара. П. представляли в виде девушки в белом
платье, с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле
(обычно во ржи: другое русское название П. — «ржаница») и преследующей
тех, кто работает в поле. П. может свернуть шею, похитить ребенка,
оставленного в поле; в сниженном варианте П. пугают детей, забирающихся
в огороды. Образ П. в народных верованиях иногда сливается с образом
русалок.
Словарь "Мифы языческой Руси" В.А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль "Академия
холдинг" 2001 г.
ПОЛУДЕННИЦА (ПОЛУДНИЦА) — один из духов поля, обитающий в нем в
летнее время и символизирующий необходимость полуденного отдыха.
Полудница представлялась в виде одетой во все белое, плывущей над
полями, над хлебами в колышущемся летнем знойном мареве высокой,
красивой девушки. Во время летних полевых работ она ходит по полям,
нивам и покосам. Не перед всеми она появляется, но работающих в жаркое
полуденное время может наказать: накрутит голову и шею так, что в глазах
и круги разноцветные поплывут, и свет почернеет.
В некоторых местах Полудницу представляли в образе седой косматой
старухи, появляющейся чаще всего во ржи, и называли Ржаницей. Считалось,
что Ржаница опасна для тех, кто работает в поле, что она может похищать
малых детей, оставленных родителями во время работы на полосе.
Согласно другой, несколько иной трактовке, Полуденница — сестра
Зари-Заряницы, Вечерки и Ночи Купальницы, которые поочередно, каждая в
свое время, являются ежедневно на землю, сменяя друг друга в ритме,
заданном Числобогом.
Н.А. Криничная "Русская народная мифологическая проза" том первый изд.
"наука" С-Пб. 2001 г.
...
Персонификация мифических существ может быть обусловлена
и временными детерминантами, маркированными определенным сакральным
знаком. Таков, в частности, Святке(-а), активизация которого ограничена
рамками Святок. Этот персонаж дифференцировался из сонма духов,
выступающих в ипостаси не только оракулов, но и божеств судьбы.
Аналогичную природу имеет и мифическое существо, известное в традиции
под названием «полудница». Воплощая в себе представления об одном из
сакральных моментов в пределах суточного цикла — полудне, составляющем
бинарную оппозицию по отношению к полуночи, этот женский персонаж
отчасти подменяется духом-«хозяином» поля. Во всяком случае, полудница
часто отождествляется со «ржицей»: она локализуется во ржи, появляется в
период цветения и созревания хлебов, покровительствует посевам. В
известной степени это метонимический эквивалент
полевика.
"Быт и верования древних славян" М. Семенова. СПб, Азбука 2000
Полевик и Полудница
Когда люди начали расчищать леса и распахивать «пожоги» под
хлеб, новые угодья, конечно, немедленно обзавелись своими собственными
Божествами — Полевиками. Вообще с хлебным полем связано не меньше
верований и примет, чем с жилищем. Тоже хватило бы на толстую книгу, да
не на одну. Неудивительно — всё жизненно важное старательно обставляли
охранительными ритуалами, и новая религия — христианство — даже не
пыталась что-либо здесь изменить, понимая, что земледельцы этого не
примут. Церковь поступила мудро — добавила своё благословение к прежним,
языческим...
Вот так дожило до прошлого века своеобразное разделение
сельскохозяйственных культур на «мужские» и «женские». Например,
хлеб-жито должны были сеять только мужчины, и притом донага раздевшись,
а посевное зерно выносили в особых мешках, скроенных из старых штанов.
Тем самым мужчины как бы заключали «священный брак» со вспаханным полем,
и ни одна женщина присутствовать при этом не смела: иначе Земля
«испугается» и не сможет родить. Ещё в XIX веке старики жаловались
учёным: урожаи, дескать, были намного богаче, пока соблюдался этот
обычай...
А вот репа, напротив, считалась «женской» культурой. И женщины тоже
сеяли её обнажёнными, прогнав подальше мужчин и стараясь передать Земле
часть своей силы, своей способности к деторождению...
А что, если Земля вправду лучше плодоносит, пока к ней относятся
как к живому существу, способному чувствовать и ласку, и боль? Пока её
не терзают, а ласкают и холят? Если спросить об этом любого крестьянина,
фермера или садовода, — вероятно, они согласятся с древним язычником...
Иногда люди встречали в поле еще и старичка Бе-луна — невзрачного с
виду и донельзя сопливого. Он просил прохожего утереть ему нос. И если
не брезговал человек — в руке у него неожиданно оказывался кошель
серебра, а старичок исчезал. Может быть, таким образом наши предки
хотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто
не боится выпачкать рук?
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ПОЛУДНИЦЫ — полевые полуденные духи, воплощение
солнечного удара. Обычно они представлялись в облике очень красивых
молодых девушек с длинными золотыми волосами, облаченных в белые платья;
реже — в облике уродливых косматых старух.
Согласно народным поверьям, полудницы появляются на полях в
полдень, обычно во время цветения и созревания хлебов; во многих местах
верили, что они охраняют посевы. В жаркий полдень полудницы витают над
нивами, бродят по полосам ржи, бегают по меже и т.д.; особенно же они
любят плясать. По поверьям, если полудница увидит девушку, бросившую
жатву и прилегшую вздремнуть, то непременно разбудит ее и станет
уговаривать поплясать с ней, чтобы узнать, кто кого перепляшет, однако,
если девушка поддастся на ее уговоры, полудница заставит ее плясать по
полям и лугам до самой вечерней зари. По народному убеждению, полудницу
еще никому не удалось переплясать; при этом, однако, считалось, что если
девушка сможет переплясать не знающую устали полудницу, то та одарит ее
невиданно богатым приданым.
Полудницы, по народному убеждению, довольно опасные существа,
которые нередко причиняют людям вред. Так, например, считалось, что
полудницы часто преследуют работающих в поле (и особенно появляющихся на
межах) людей, насылают на них головные боли, лихорадки и т.д. Человека,
который работает в самый полдень, полудница берет за голову и начинает
вертеть до тех пор, пока не натрудит шею до жгучей боли или пока шея не
перервется. Особенно же опасны полудницы для детей: считалось, что они
похищают детей, которых матери оставили в поле без присмотра; детям
запрещали ходить в поле одним, «а то полудница погонится».
Во многих поверьях полудница напоминает других женских
мифологических персонажей — мару, жареницу, удельницу, кикимору, русалку
и т.п. Так, например, по некоторым поверьям-, полудница, подобно маре,
имеет облик высокой белой женщины, появляющейся в жаркие дни и
насылающей мороки. В других местах полудница, подобно жаренице, —
красивая женщина со сковородой, которой она закрывает хлеб и травы. В
некоторых поверьях полудница напоминает черную волосатую удельницу,
гоняющуюся за детьми, а также русалок, появляющихся в полях во время
цветения ржи. Кроме того, полудница могла напоминать кикимору: так, по
поверьям Южной Сибири, полудница — старуха в лохмотьях, со
всклокоченными волосами, обитает в банях или кустах крапивы, охраняет
огороды от детей; в Сургутском крае полудницей называли ряженую в шубе
навыворот, а саму полудницу представляли себе обросшей волосами женщиной
с огромными грудями, которая «косит» людей в полдень. По поверьям
Архангельской области, полудница иногда появляется не только днем, но и
ночью; она может показать, как добыть цветок, делающий человека
невидимым. Возможно, «высокая белая полудница» — это один из «дневных»,
«летних» обликов кикиморы, которая «зимой на Святках маленькая, а затем
вырастает». Вполне вероятно также и то, что полудницу, как и кикимору,
удельницу и пр., считали разновидностью русалок, которые являлись как в
облике красивых молодых девушек, так и в облике страшных старух;
появлялись как в полях, так и в огородах, в лесах и даже в домах;
показывались как ночью, так и в сумерках, нередко в полдень и т.д.
Очевидно, собственно полудница являлась воплощением полдня, времени
максимальной активизации солнца. Полдень — это межа, граница,
разделяющая день; время сакральное и очень опасное, активизирующее самые
разнообразные существа и силы, в том числе и исключительно «полдневные».
Полдень искони почитался временем нечистой силы, в том числе и полудниц;
человеку же в это время полагалось отдыхать. Однако спать в полдень, как
и на закате, считалось опасным: по поверьям, при повороте солнца «на
вечер» полуденные духи выходят из своих нор и могут «навести» на спящего
человека еще более глубокий сон, наслать на него болезни и т.д. Такими
полдневными духами и считались полудницы, а также другие духи поля:
М. Власова "Русские суеверия" Санкт-Петербург издательство "Азбука-классика"
2001.
ПОЛУДНИЦА (ПИЛУДНИЦА), ПОЛУДЕНИЦА, ПОЛУ ДЕННИЦА
дух полдня в облике женщины; существо, вызывающее крик и
бессонницу у детей.
«Полудница там в горохе сидит, маленькие боялись ей» (Волог.); «Побегу
на покос, мама меня полудницей пугала, вот выскочит она изо ржи и
утащит» (Волог.); «Говорят, полудницы были, девы волосаты, волосатки,
косматки — это и есть полудницы» (Арх.); «Полудница есть также Ржица.
Ржицею называется потому, что живет во ржи, а полудницею — ходит во ржи
в полдень» (Арх.); «Полудницы раньше были, окна потому и закрывали в
самую жаркую пору. А то полудница поймает человека, до смерти защекотит»
(Арх.).
Во многих районах России полудницу представляли «в облике страшной
или, наоборот, очень красивой женщины, появляющейся на полях в полдень
во время цветения или созревания хлебов, охраняющей посевы» <Черепано-ва,
1983>. По поверьям Ярославщины, полудница — высокая девушка в белом,
обитает в засеянных хлебом полях; она заманивает в рожь детей и «вертит»
головы работающим в полдень, «вертит», «пока не натрудит шею до жгучей
боли». В Архангельской губернии полудница — «хранительница поля с рожью»
(она же ржица). «Детей пугают: „Не ходи в рожь, полудница обозжет!" или:
„Ужо тя полудница-то съест!" Еще говорят: „Полудница во ржи, покажи
рубежи, куда хошь побежи!"» <3еленин, 191б>. Полудница — живущая во ржи
и появляющаяся в полдень молодая женщина с распущенными волосами; она
«прижигает» колосья и схожа с жареницей {Арх., Сев. Дв., Волог.);
«добрая — закрывает в полдень громадной сковородой хлеб и травы, а злая
— оборачивает сковороду другой стороной и прижигает молоко хлебных зерен
и цвет трав» {Волог.) <3еленин, 1916>. По другим поверьям, полудница
сидит на меже, преследует появляющихся на межах людей {Арх.); особенно
опасна для детей {Волог., Лен.). Согласно записям 80-х годов XX в. из
Архангельской области, полудница — женщина с длинными волосами («волосатка»),
или «долговолосая черная девка с черным лицом»; женщина с косой в руках
(образ, напоминающий Смерть). Обитая в густых ржах (в другом варианте —
«где-то в лесах», «в ямках за деревней»), она в полдень ходит по
селениям, «скашивая стоящих». «Того, кто на землю упадет, она не тронет,
нет, а кто стоит, того насмерть закосит, засекет. Как увидишь, что
полдень, ложись». Опасаясь полудниц, старались спрятаться, закрыть
двери, ставни (и в полдень, и в самую жаркую пору дня). Полудницы могли
поймать и защекотать оплошавших до смерти; могли унести, увести за собой
детей. Особо опасными полудницы считались и в «полдень» года, то есть с
б по 19 июля, когда не купались и не стирали; не жали после полдня,
«потому что полудницы ходили да в окошко глядели» <Черепанова, 1996>. В
верованиях некоторых районов России облик полудницы смешивается с
обликами иных существ: полудница — высокая белая женщина, схожая с марой
{Яросл.). Полудница может быть сходна и с русалкой (отождествляться с
русалкой — Твер.), также сидящей во ржи, гоняющейся за детьми, и с
черной волосатой удельницей, обитающей во ржи, опасной для детей, и с
«лохматой» кикиморой. По поверьям Южной Сибири, полудница — старуха в
лохмотьях, со всклокоченными волосами, появляется в банях или кустах
крапивы, охраняет огороды от детей. В Сургутском крае полудницу
представляли обросшей волосами женщиной с огромными грудями, которая
«косит» людей в полдень (аналогично полуднице севернорусских поверий).
Василек в Сургутском крае именовали «полудницын глаз», что указывает на
возможное «подземное» обитание (происхождение) полудницы (отмеченное и в
поверьях Архангельской области). Кроме того, полудницей называли ряженую
в шубе навыворот {Сургут.), неопрятную, растрепанную, много спящую
женщину (Арх., Волог., Симб., Сиб.).
Обе полудницы — и прекрасная, и страшная — духи полдня: в сущности, они
охраняют (или воплощают) не только поле, но и сам полдень; ср. название
полдня: полуденка, полудёнка (Краснояр. и др.). Время максимальной
активизации солнца — полдень — это «межа», разделяющая день, «поворот на
вечер», время и сакральное, и опасное. Оно делает очень активными самые
разнообразные силы и существа, в том числе исключительно «полдневные».
Человеку же полагалось в полдень отдыхать. Еще в Поучении Владимира
Мономаха говорилось: «Спанье есть от Бога присуждено полудне, от чин бо
почивает. И зверь, и птицы, и человеци».
В некоторых губерниях России (например, в Тульской), напротив,
считалось опасным спать в полдень и на закате: полуденные духи, полевики,
выходившие из земляных нор при повороте солнца «на вечер», могли
«навести» на человека еще более крепкий сон. Так или иначе, но
полуденное время «принадлежало» полуденным духам, напоминающим
полдневных демонов западноевропейской средневековой традиции: в полдень
жизнь человека находится в опасности от «daemon meridianus», который
вызывает болезни (моровую язву) <Сумцов, 1890>. Столь же опасны для
людей «наводящие болезни» полевики, полудницы.
«Согласно с самым именем полудницы и немилостивым ее обычаем
убивать в полдень людей, если они замешкаются на работе, у нас в
областных наречиях, а именно в Южной Сибири, употребляется глагол
полудновать в значении: жить последние минуты перед смертию. Отсюда
обычная эпическая форма в древнерусских стихах: „Едва душа в теле
полуднует". Мифическое значение этого слова окончательно доказывается
чешским названием болезни polednice, по-польски dziewanna, то есть diana,
или daemon meridianus» <Буслаев, 1861 > (ср. также полудновать — «жить
последние минуты» — Беломор.).
В то же время полудница, расхаживающая в зреющих хлебах, — это и
дух поля, полдневного расцвета земли, и «хозяйка» границы поля, межи.
Появляющаяся только в полдень и в период летнего расцвета, полудница,
видимо, в истоках — наделенное почти универсальной властью
сверхъестественное существо: она и персонифицированное время, и
распорядительница жизни, плодородия.
Рассказы о полудницах в XIX —XX вв. обычно коротки: она возникает
во ржи и исчезает; ею пугают детей.
В заговорах полуденница (как и полунощница) — детская бессонница,
болезнь, сопровождающаяся беспокойством и криком. Пытаясь излечить дитя
«от младенческого», его выносят «на зарю» и, став к заре лицом,
произносят: «Матушка заря-заряница, заря красная девица, сними с раба
Божьего [имя] полунощницу и полу денницу, и сними с него бессонницу, дай
ему сонницу, сними с него уроки, сними дикий рев, страх и переполох — во
веки веков. Аминь» (по окончании этого заговора в избу возвращаются с
ребенком «вза-пятки», то есть задом наперед) (Енис).
|