Страдание святого мученика Никиты

Спонсор странички :

 

День Пятнадцатый (28 сентября) Страдание святого мученика Никиты

   Когда честный и животворящий Крест Господень, это знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе святой Никита пришел под его сень. Накануне этого дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, эту непобедимую для мира - победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя1. Этот добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знамением, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой - за свою жизнь и суетную славу, иной - за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом этот воин подвизался за Христа, - об этом повествуют следующее.
   Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной, тогда и в Готской стране2, по ту сторону реки Истра3 (Дуная), воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил4, принимавший участие на I Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора, - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
   Спустя немного времени древний завистник - диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан все более и более увеличивается, воздвиг в этой варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны по имени Афанарих убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другой руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда эти единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента5; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После этого Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого Креста и носить это изображение перед своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера все более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.
   Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил6, муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем все более и более. Утверждению там веры во Христа спасобствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.
   Спустя некоторое время нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, стараясь отомстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
   Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, которыми у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.
   Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своей душой и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.
   Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там один благочестивый христианин по имени Мариан. Этот муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии7. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитой и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
   При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел об этом, Бог всяких утешений, некогда указавши волхвам звездой путь в Вифлеем (Мф 2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв перед Марианом, повела его, куда было нужно. Эта звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за ней. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
   Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после этого возвратился в отечество и принес с собой тело святого мученика8. Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.
   Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт 39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2 Цар 6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались к гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех, собиравшихся сюда, верующих; поэтому все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за это дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в заново созданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника9, отправил послание в город Аназарв10, где почивали мощи этих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарва дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарва просили епископа Авксентия11, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины.
   Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться: "О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал этого человека, то не еще ли скорее помилуешь его".
   Лишь только епископ произнес эти слова, тотчас исцелена была высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
 

Примечания

   1 Никита - по переводу с греческого значит "победитель".

   2 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по р. Дунай.

   3 Истр - старинное название Дуная.

   4 Умер около 340 года.

   5 Император Валент царствовал с 364 по 378 г.

   6 Урфил, или Ульфилла - готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил с 311 по 383 г.

   7 Город Мопсуестия был расположен в равнине, на берегах реки Пирама.

   8 Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.

   9 Память их празднуется 12 октября.
   10 Аназарв, или Аназарва - город в Киликии.

   11 Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.09), С. 15. Жития святых, С. 10471 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 131)]

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий /b>      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz