Страдание святых Марина и Астерия
Во дни языческих царей Валериана и сына его Галлиена19
в Риме жил честный и добродетельный вельможа, по имени Астерий,
исповедывавший веру Христову; он был знатный и богатый человек,
пользовавшийся расположением царей. При гонениях, постигавших в то время
Церковь Христову, Астерий строго соблюдал благочестие, нисколько не
скрывая при этом своей веры в Господа Иисуса.
Однажды, находясь в пределах
Палестины, святой Астерий пришел в город Кесарию Филиппову20,
известный у финикиян под именем Панеады; в этом городе, населенном
множеством идолопоклонников, был обычай совершать одно языческое
празднество близ источника, вытекающего из горы Панеас; отсюда,
полагают, берет начало и река Иордан. В этот праздник приносимая бесу
жертва делалась невидима: обитавший там бес похищал жертву, скрывая ее
от глаз, и ослепленные заблуждением язычники прославляли это
бесовское обольщение, как великое чудо. Раб Христов Астерий, присутствуя
при самом бесовском празднике, не мог не поболеть сердцем о заблуждении
и душевной слепоте обольщенного народа; подняв очи к небу и воздвигнув
руки, с верою помолился Христу-Богу, чтобы Он изгнал оттуда беса,
прельщающего народ. И тотчас бес был прогнан силою Божьею, и чудо
бесовское прекратилось - все своими глазами видели жертву; она уже не
скрывалась как ранее и не делалась невидимой. Когда же прекратилось
чудо, прекратилось и празднество, так как язычники перестали собираться
к источнику. Так молитва святого Астерия, соединенная с верою, очистила
место от бесовской скверны.
Страдание же его за Христа
произошло, по смотрению Божию, таким образом. В другой Кесарии,
Палестинской21, жил знатный и богатый воин
по имени Марин, но он был еще более честен верою во Христа и богат
добрыми делами. Товарищи по полку призывали его на место сотника,
открывшееся по смерти занимавшего его воина. Когда Марин готовился
занять помянутое место, другой воин, завидуя и сам желая сделаться
сотником, пошел к судье Ахеос: он открыл ему,
что Марин, как христианин, не хочет приносить жертвы богам и
изображениям царей, а потому, - добавил доносчик, - такого человека в
силу римских законов нельзя ставить сотником. Судья тотчас призвал
Марина и спросил его о исповедуемой им вере; услыхав от самого Марина,
что он христианин, судья дал ему три часа для размышления - избрать ли
жизнь или смерть. Святому Марину предстояло только два исхода: или
принести языческую жертву и остаться в живых или умереть за исповедание
веры Христовой.
В это время епископ Кесарии
Палестинской Фетеик пришел к исповеднику Христову, взял его за руку и
ввел в церковь, преподавая душеполезные наставления. Затем, придя с ним
во святой алтарь, епископ, указывая рукою на святое Евангелие и на
воинский меч, которым Марин был препоясан, сказал:
- Из двух этих вещей избери,
достойный муж, какую-либо одну: или носить этот меч, чтобы временно
служить земному царю, а по смерти получить вечную погибель, или
сделаться воином небесного Царя, положить душу за Его пресвятое имя,
написанное в сей книге и царствовать с ним бесконечные веки.
Святой Марин, простерши правую
руку ко святому Евангелию, с горячею любовью
облобызал его, показывая, что он готов за Христа идти на смерть. Тогда
епископ сказал ему:
- Всей душой твоей прилепись к
Богу и, укрепляемый Его силою, приими то, что сам избрал.
После этого епископ отпустил
святого Марина со словами:
- Иди с миром.
Когда святой Марин шел из церкви,
то глашатай стоял уже у дверей суда, громко призывая Марина по имени,
так как три часа уже прошли. Войдя в судилище, святой Марин
безбоязненнее прежнего исповедал себя христианином, во всеуслышание
прославляя имя Христово и порицая языческое нечестие. Судья произнес ему
смертный приговор, и святой мученик Марин был изведен за город и там
обезглавлен. При его мученической кончине присутствовал святой Астерий,
по устроению Божию на это время пришедший в город. По страдальческой
смерти святого Марина он снял с себя верхнюю драгоценную одежду, простер
ее по земле, потом обвил ею честное тело мученика вместе с главою и,
донеся до могилы на собственных плечах, предал погребению с честью. За
это он и сам удостоился мученического венца:
нечестивые язычники схватили его и отсекли ему главу22,
и, таким образом, святой Астерий, вместе со святым Мерином, в лике
святых мучеников предстал небесному Царю - Христу.
Это было в царствование Галлиена,
наследовавшего престол после погибели своего отца Валериана. За пролитие
крови множества христиан он был наказан гневом Божиим: во время сражения
персы одержали победу над римлянами, и Валериан живым попал в плен к
Саворию, персидскому царю; его отвели в Персию, и там он заменял Саворию
подножку, когда последний садился на коня. При этом Валериана нельзя
было выкупить из позорного плена: Саворий не желал брать за него никаких
сокровищ, дорожа той славой, что он имеет возможность наступать на шею
римского царя. После продолжительного издевательства над Валерияном царь
персидский велел, наконец, содрать с него кожу пред всем народом и
посыпать солью; так зло погиб злой, еще в этой жизни начав вечные муки.
Такая погибель отца устрашила Галлиена: он познал в ней Божие наказание
за безжалостное пролитие христианской крови; поэтому Галлиен издал указ
для всех областей римского государства, где
предписывалось прекратить гонение на христиан и разрешить епископам
свободно управлять своими церквами. Но прежде чем указ пришел в Кесарию
палестинскую, святые Марин и Астерий прияли мученическую кончину за
Христа и вошли в радость Господа своего и нашего Владыки Иисуса Христа,
царствующего с Отцом и Святым Духом.
Примечания
19
Валериан - император (253-269 гг.); Галлиен - император (260-268 гг.).
20 Город обстроен
Филиппом, сыном Ирода, который и назвал его Кесариею в честь кесаря
Тиверия. Стоял у истоков Иордана.
21 Кесария
Палестинская - называлась в глубокой древности городом или башнею
Стратона. Этот город был восстановлен Иродом Великим, который назвал его
Кесариею в честь императора Августа. Он находился на берегу Средиземного
моря. Св. ап. Павел во время своих миссионерских путешествий не раз
бывал в нем (Деян 9:29-30; 18:28; 21:8) и два года пробыл в нем узником
(Деян 23:23; 24:27; 25:4-6). В этом городе жил сотник Корнилий, которого
св. ап. Петр обратил ко Христу и крестил (Деян 10); здесь жил св. ап.
Филипп (Деян 21:8); здесь же умер Агриппа, пораженный ангелом и
изъеденный червями (Деян 12:20-23). В Евангелии Кесарии Палестинской не
упоминается.
22 В 260 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Седьмой день (20.08), С. 33. Жития
святых, С. 9002 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 886)] |