День Двадцатый (2 июня) Страдание святого
мученика Фалалея
В царствование Нумериана1
игемон Феодор воздвиг гонение на Церковь Божию в городе Эгее2
и предавал различному роду смерти верных рабов Христовых. В это время
был взят мучителями и христианский юноша, по имени Фалалей, прекрасный
лицом и телосложением, с белокурыми волосами, лет восемнадцати от роду,
по занятию врач, безвозмездно лечивший всякие болезни. Юноша был
поставлен пред нечестивым судилищем в храме Адриана3.
Посмотрев на него и удивившись красоте его, игемон сказал окружающим:
- Где взяли вы сего прекрасного юношу? Те же отвечали:
- Идя в город Аназар4, мы увидели его
впереди нас; он же, заметив нас, быстро скрылся в дубраве. Мы начали
старательно отыскивать его и едва нашли его, сидящего под дикою
маслиною;
затем мы взяли его и привели к тебе на суд.
Сказал игемон святому:
- Скажи нам, юноша: какой ты веры, из какого города, кто твои
родители и как тебя зовут?
Отвечал святой:
- Я христианин, имя мое - Фалалей, родом из Ливана5,
отец мой, по имени Берукий, был воеводой; мать мою зовут Ромилия; имею
еще и брата, состоящего в церковном причте, в сане иподиакона; научился
я врачебному искусству от врача Макария. Когда все христиане, жившие в
Ливане, бежали в горы и пустыни по причине гонений от язычников, я был
взят и приведен к Эдесскому6
игемону Тиверию; будучи от него мучим, я исповедал имя Отца и Сына и
Святого Духа, Бога истинного и всеблагого, Создателя всех, и помощью
Господа моего был избавлен из рук мучителей и бежал: ныне же, будучи
взят опять, нахожусь в твоей власти. Делай со мной, что хочешь, ибо
подобает мне умереть за Христа, Небесного Бога, Спасителя моего.
Сказал игемон:
- Надеешься ли ты, окаянный, избежать рук моих, как избежал рук
Тивериевых?
Отвечал святой:
- Не хочу уже больше бежать, ибо верую в Господа моего Иисуса
Христа и надеюсь на Него, что Он не попустит мне быть посрамленным, но
поможет мне претерпеть муки до конца.
Вблизи святого стояли два палача, Александр и Астерий; игемон приказал
им, чтобы они, провертев сверлом голени мученика и продев в отверстие
веревку, повесили бы его. Но у них, по устроению Божию, отверзлись
душевные очи и они, вместо святого, просверлили и повесили дерево. Один
же из верующих, ученик святого Фалалея, по имени Тимофей, стоявший там и
видевший все, что происходило, кивнул святому головой, сказав:
- Видишь ли, что они делают?
Отвечал ему святой:
- Молчи, брат; со мною Христос, помогающий мне. Игемон же,
взглянув, увидел не мученика, а дерево висящее и сказал палачам:
- Что это вы сделали? Я велел вам повесить человека, а вы повесили
дерево?
И, разгневавшись, игемон, думая, что они насмехаются над ним,
повелел обоих бить без милосердия. Они же, подвергаясь ударам, говорили:
- Да будет благословлено имя Господне, потому что отныне и мы
становимся христианами, ибо веруем в Господа Иисуса
Христа и страдаем за Него!
Услышав такие слова, игемон тотчас повелел усечь их мечом, и
они, скончавшись страдальчески, получили венцы у Христа Бога вместе с
прочими святыми мучениками.
Святому же Фалалею игемон сказал:
- Принеси жертву богам и будешь жив, и вкусишь блага мира сего.
Отвечал мученик:
- Не убедишь раба Христова принести жертву бесам.
Игемон же, исполнившись ярости, захотел сам просверлить святому
голени, но в ту минуту, когда хотел встать со своего места,
почувствовал, что силы его ослабли и он не мог подняться с места. И все
язычники, которые находились в Адриановом храме, видя происшедшее,
громогласно воскликнули, говоря:
- Велик Бог христианский, творящий таковые чудеса! Игемон же,
преисполнившись стыда, начал просить мученика, говоря:
- Помолись обо мни Богу твоему, Фалалей, чтобы я мог встать со
своего места, потому что воистину велик Бог твой.
Когда святой помолился, игемон встал, но, видя в этом не
божественную силу, а волшебство Фалалея, сильно разгневался на святого,
скрежеща зубами своими. Тогда, схватив бурав,
начал сам сверлить ноги мученика, но тотчас у него отсохли руки. Игемон
снова воззвал к мученику, говоря:
- Опять прошу тебя, Фалалей, помолись обо мне, чтобы исцелели руки
мои.
Святой своей молитвой дал исцеление его рукам. Тогда игемон сказал
окружающим:
- Возьмите с глаз моих этого волхва и утопите его в глубине
морской, дабы погиб он.
И сказал ему святой:
- Ты начал следствие обо мне, поэтому ты должен его и докончить.
Отвечал игемон:
- Уйди от меня, волхв, и погибни в ином месте; ибо я еще не сделал
тебе никакого зла, а ты уже столько зол причинил мне своим волшебством!
Сказал святой:
- Не думай, мучитель, чтобы я испугался твоей угрозы и отверзся от
Бога моего; знай же, что я ни в каком случае не принесу жертвы твоим
богам - не поклонюсь бесам, которым ты служишь.
При этих словах взяли святого слуги игемоновы и, посадив его в
ладью, поехали с ним на самую средину морской пучины и там его утопили.
Будучи же утопляем, святой сотворил
такую молитву к Богу: "Господи Боже мой! Не дай мне ныне умереть, потому
что я хочу еще пострадать за Твое святое имя, дабы, совершив еще больший
подвиг мученичества, восприиму от Тебя нетленный венец в жизни вечной".
Возвратившиеся после утопления мученика слуги, сказали игемону:
- Мы сделали то, что ты повелел нам: мы кинули Фалалея в море и он
погрузился на наших глазах.
Но пока еще слуги говорили это игемону, пришел святой Фалалей, одетый в
белую одежду. Игемон и все, бывшие с ним, увидев святого, весьма
изумились. И сказал игемон святому:
- Вот твое волшебство одолело и море!
Отвечал ему святой:
- Где ныне сила и могущество твоих богов? Где ваша гордость? Вот
Господь мой, Иисус Христос, разрушил ваши замыслы и не дал мне умереть,
чтобы я еще победил диавола, отца вашего.
Разгневался игемон и сказал находящимся около него:
- Смотрите, как волхв сей и море околдовал, и нас поносит; если мы
его отпустим так, то он погубит всех нас своим колдовством.
Был же при игемоне один волхв, по имени Урвикий; тот дал совет игемону,
говоря:
- Повели, властитель, отдать его на съедение зверям.
И тотчас игемон, призвав стража, кормившего зверей, приказал ему
приготовить место для зрелища, а святому сказал:
- Фалалей, принесешь ли ты жертву богам или хочешь, чтобы тело твое
стало пищею зверям?
Отвечал на это святой мученик:
- Неужели ты еще не познал силы и величия Господа и Бога моего
Иисуса Христа? Я же объявлю тебе словами пророческими: не умру, но буду
жить и возвещать дела Господни; десница Господня вознесет меня, десница
Господня сотворит силу (Пс 117:16, 17).
Затем повели святого на площадь и отдали на растерзание зверям. Но
звери не тронули святого. К нему подошла одна лютая медведица, легла у
ног его и начала лизать их. Видя это, игемон заскрежетал своими зубами и
зарычал как лев от ярости. Затем он приказал выпустить на него голодного
льва, а также львицу, но и те, приблизившись, припали к ногам мученика и
лизали их. Игемон же от ярости разорвал на себе одежды
свои, а народ начал громогласно кричать, говоря:
- Велик Бог христианский! Бог Фалалея, помилуй нас!
Схватив же Урвикия-волхва, бросили его зверям, и тотчас тот был
растерзан и съеден ими. Игемон, встав со своего места, приказал мученика
убить мечом.
И приведен был святой мученик для усекновения на одно нарочито
приготовленное место, называемое Едесса, и после молитвы принял кончину,
месяца мая в двадцатый день7, в честь и
славу Господа нашего Иисуса Христа, прославляемого со
Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Примечания
1 Император римский Нумериан царствовал с 283 по 284 г.
2 Эгея или Эг - приморский город в Киликии -
малоазийской области. С именем Аяскала он сохранился и до настоящего
времени.
3 Т.е. в храме, построенном в честь императора Адриана
(царствовал с 117 по 138 г.). Следует заметить, что древние римляне
имели обычай строить в честь своих императоров храмы, а также ставили их
статуи в храмах и на площадях.
4 Город Аназар находился в Киликии.
5 Ливан - гора в Сирии; принадлежит к той горной
системе, которая начинается Синаем, тянется к северу через Аравию,
Палестину и Сирию параллельно восточному берегу Средиземного моря и
примыкает к Тавру. Ливан образует среднюю, высшую часть этой горной
системы.
6 Эдесса - город в Македонии.
7 Кончина святого Фалалея последовала в 284 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцатый день (02.06), С. 25. Жития
святых, С. 5962 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 224)]
|