День Девятый (22 декабря) Зачатие святой
Богопраматери Анны, когда зачала Святую Богородицу
Господь наш и Бог, желая создать для себя живую церковь и святой
дом для пребывания Своего, послал ангела Своего к праведным
Иоакиму и Анне. От них Он восхотел приуготовить по плоти Матерь
Свою и предвозвестил о зачатии бесчадной и неплодной Анне и о
рождении ею Девы. Так зачата была святая Дева Мария и рождена по
обетованию от Бога, хотя и через плотское соединение. Ибо только
один Господь и Бог Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии
без мужа и без брака, неизреченно и несказанно, от Духа Святого,
родившись совершенным Богом и совершенным Человеком. Господь для
Своего воплощения в совершенстве воспринял все необходимое для
человеческого естества, подобно тому, как изначально Он сотворил
и соделал и самое человеческое естество. Говорили же некоторые,
будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без
мужа, но это несправедливо. Она родилась действительно через
девять месяцев и путем человеческого соединения. Совершается же
празднество в честь Зачатия в пречестном храме Пресвятыя
Владычицы нашей Богородицы, что в Евораниях, близ святой великой
церкви1.
Примечания
1 Подробное сказание о зачатии и рождении
Пресвятые Богородицы находится в житии святых Богоотец Иоакима и
Анны, в Минеях-Четиих под 9 сентября. Веселие праведных Богоотец
Иоакима и Анны в храме Иерусалимском и живая благодарность их
Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение
между ближними, и было собственно началом празднования Зачатия.
В Зачавшейся не только ее праведные родители, но и весь мир имел
верный залог искупления, потому что зачатие ее было по
особенному благодатному смотрению Божию. Но начало собственно
церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью
определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно
с доверенностью полагать, что это празднование началось с
древних времен, ибо все обстоятельства жизни Богоматери для
христиан древних и православных были важны и священны. Преп.
Андрей Критский в VII в. на день Зачатия Богоматери написал
канон и беседу. День Зачатия отнесен к 9 декабря, потому что
этот день бывает за 9 месяцев до дня Рождества Богородицы. В
Константинополе празднество в честь Зачатия Богородицы в этот
день было совершено в Евораниях, по другому чтению Уранах, близ
храма св. Софии. Здесь храм Богородицы построен был одним
сенатором еще при Константине Великом.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Девятый день (22.12), С. 14. Жития
святых, С. 14363 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 908)]
|