Аист

Спонсор странички :

Содержание:

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001



   АИСТ — одна из наиболее любимых и почитаемых в народе птиц. Такое уважительное отношение к аисту, очевидно, было связано, во-первых, с представлениями об аисте как охранителе и очистителе земли от гадов и прочей нечисти, а во-вторых, с тем, что аист в народных поверьях издавна наделялся человеческими свойствами и вообще соотносился с человеком.

   Так, например, само происхождение аистов в народных легендах связывалось с людьми. В некоторых местах, к примеру, считалось, что в аиста некогда был в наказание заклят человек, которому Бог дал мешок с гадами, велев выбросить его в море (или сжечь, закопать, оставить на вершине горы); из любопытства человек развязал мешок, и вся нечисть из него расползлась по земле, а Бог, рассердившись, превратил человека в аиста, чтобы тот очищал землю от гадов; в это время у аиста от стыда покраснели ноги и клюв, которые с тех пор так и остались красными. Согласно другим народным легендам, аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа, или косец, у которого перед Христом упали штаны (ср., в связи с этим, поверье о том, что аист, прилетая, скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого (которые потом стали лягушками) и т.д.

   Очевидно, в связи с этими представлениями аиста в народе часто называли человеческими именами: Иван, Василь, Яша, Адам и т.п. Облик аиста в народных легендах также связывался с его человеческим происхождением: так, например, черно-белая его окраска нередко ассоциировалась с одеянием ксендза или шляхтича, с черной жилеткой и т.д. Аистам повсеместно приписывали различные человеческие особенности: считалось, например, что у них человеческие пальцы и душа, они понимают язык человека и плачут слезами, молятся Богу (так воспринимался их клекот), и т.д. По народному убеждению, аисты, как и люди, вместе справляют свадьбы, и каждая их семейная пара неразлучна; при этом кое-где считалось даже, что в случае гибели одного из супругов-аистов другой добровольно идет на смерть вслед за ним. В некоторых местах верили также, что аист, как и человек, может покончить с собой из ревности, а самку, заподозренную в супружеской измене, аисты публично судят и наказывают (убивают или изгоняют).

   Представления о человеческой природе аистов породили и поверья о том, что аисты могут на время превращаться в людей; при этом поверья эти, как правило, были связаны с легендами о некой мифической земле аистов. Так, например, в Болгарии и некоторых других местах аистов называли паломниками и верили, что они ежегодно посещают святую землю, а на зиму улетают на край света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми; весной же, искупавшись в другом озере, они вновь становятся птицами и возвращаются назад, так как Господь запретил им выводить птенцов в своей земле. В Польше также верили, что аисты на зиму улетают далеко за море, где превращаются в людей и пребывают в таком облике до весны, причем человек, попав на берег того моря, тоже может обратиться в аиста и перелететь с другими аистами в их землю. В некоторых местах верили еще, что аист, прилетев в теплые края, мочит свой клюв в крови и становится человеком; омочив же себя в воде, он вновь становится аистом.

   В народной традиции аист повсеместно связывался с деторождением. Поверье о том, что аист приносит детей, было известно повсюду, особенно у западных славян. Так, например, во многих местах верили, что аист вытаскивает детей из болота или из моря и приносит их в корзине, лохани, корыте, а потом бросает их в дымоход; в некоторых местах рассказывали также, что аист бросает в печную трубу лягушек, которые, попав в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Согласно некоторым приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит аист, или тому, к кому на поле часто прилетает аист; считалось также, что аист снится женщине к беременности или рождению сына. По народному убеждению, если аист встанет на трубу во время свадьбы, у молодых вскоре появится ребенок. В Белоруссии и на Украине детям говорили, что для того, чтобы аист принес ребенка, нужно поставить на окно тарелку с сыром или просто попросить аиста принести братика или сестричку (например, такими словами: «Буську, буську, принеси менi Маруську!»). По белорусскому обряду, во время празднования родин ряженный аистом приходил в дом и поздравлял родителей с новорожденным. Подобные представления об отношении аиста к деторождению были, очевидно, связаны с фаллической символикой его клюва; символика эта, в частности, проявлялась в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он своим клювом «клевал» девушек (ср. схожую с этим обычаем русскую святочную игру «в гуся» или «в быка», представлявшую собой видоизмененный языческий обряд, связанный с плодородием).

   Вообще, с аистом было связано немало различных примет, и не только касающихся деторождения. Так, например, особое значение в народной традиции повсеместно придавалось первому аисту, увиденному весной: поверья гласили, что летящий аист предвещает здоровье, урожай и замужество; неподвижный — боли в ногах, а также смерть, засуху, неурожай, безбрачие; стоящий — высокий лен; пара аистов — замужество или роды. Деньги в кармане при встрече с первым аистом сулили богатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки. Крик первого аиста, услышанный натощак, предвещал несчастье или битье горшков в течение целого года. При виде первого аиста крестьяне нередко совершали какие-либо действия, долженствующие способствовать благополучию, например, бежали за ним вслед, приседали и кувыркались, катались по земле, прислонялись к плетню, к дубу или к дереву вообще, чтобы не болели ноги и спина; завязывали узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей; брали из-под ног землю и бросали ее в воду, которой потом кропили себя и дом для защиты от блох и т.д. На Благовещение к прилету аистов во многих местах принято было выпекать особые хлебцы с изображением ноги аиста; эти хлебцы дети потом подбрасывали вверх, обращаясь к аистам с просьбой об урожае, а также приветствовали аистов в надежде, что те принесут им кошелек с деньгами.

   Аист повсеместно считался священной птицей, приносящей во всем удачу и благополучие. Гнездо аиста на крыше дома воспринималось как счастливый знак; считалось, что само его присутствие оберегает дом от «громового удара» и молнии, от града и ураганов, от злых чар и духов, а также способствует обогащению хозяев. В некоторых местах крестьяне верили даже, что те дома, в которых аистов уважают и не беспокоят, надежно предохранены от пожара, потому что, если в них где-нибудь что-нибудь и загорится, аисты немедленно слетятся к нему и принесут в своих клювах воду и примутся, носясь в воздухе, лить ее на огонь, пока не погасят показавшееся пламя. Дом, который аисты избегали, в народе считали проклятым; если аист покидал гнездо, это считали дурной приметой, предвещающей запустение дома или смерть кого-либо из домочадцев, но чаще всего — пожар (при этом во многих местах верили, что аист предчувствует пожар и покидает гнездо заранее, причем переносит своих птенцов в безопасное место).

   Поверья об аистах, приносящих счастье, заставляли многих хозяев устраивать этим птицам гнезда на доме или возле жилья. Такие гнезда сооружали обычно на кровлях зданий из старой бороны или тележного колеса; при этом в некоторых местах полагали, что втащить колесо-гнездо наверх должен холостяк с помощью девушки. Разорять гнезда аистов, убивать самих птиц или их птенцов и вообще причинять аистам какой-либо вред строго воспрещалось; нарушение же этого запрета считалось тяжким грехом и сулило различные несчастья. Так, например, поверья гласили, что это может повлечь за собой смерть обидчика или смерть его матери, сына, близкого родственника, а также телесные уродства, слепоту и глухоту у детей, ущерб в хозяйстве, появление крови в молоке у коров и т.д. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относились к области метеорологии: так, крестьяне многих мест верили, что за убийством аиста или разорением его гнезда и уничтожением птенцов непременно последует засуха, наводнение или продолжительные дожди, ливни (говорили, что это убитый аист «три дня после смерти плачет»). Поверья приписывали аисту способность навлекать страшные грозовые тучи, а также ураганы и т.п.; при этом в Болгарии аиста даже считали предводителем градовых туч, а поляки верили, что аист разгоняет тучи, когда кружит высоко в небе, тогда как клекот его служит предвестьем ливня и бури. Власть аиста над бурями и ветрами нашла отражение и в обрядах белорусского Полесья, где жницы просили аистов: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».

   Во многих местах верили, что аист, как предводитель страшных грозовых туч, может в наказание навлечь на своего обидчика удар молнии и устроить пожар. Вообще, пожар считался наиболее распространенным наказанием за причинение вреда аисту: так, согласно поверьям многих мест, аист в отместку за разорение своего гнезда навлекает на дом удар молнии, либо высекает клювом огонь или приносит в клюве головню или уголь, которыми и поджигает крышу. В одной из украинских быличек, к примеру, аист, у которого унесли из гнезда детенышей, прилетел с огнем в клюве и бросил огонь в свое опустевшее гнездо, отчего весь дом сгорел дотла; в русской же быличке аист, у которого похитили яйца, вернулся с целой стаей других аистов, и все они принесли в клювах жар (горячие уголья) и с разных сторон подожгли избу обидчика. Подобные поверья об аисте, приносящем в клюве огонь, нашли отражение и в многочисленных закличках, обращенных к аисту (например: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурить!» и т.п.); при этом в некоторых местах существовала даже легенда, что в аиста Бог обратил курильщика.

   Вероятно, все эти представления об аисте, способном навлекать бури и грозы и низводить на землю небесное пламя, были основаны на наблюдениях за поведением аистов. Появляющийся с приближением бури и кружащий в небе среди грозовых туч аист, красный цвет клюва и ног которого напоминал людям огонь молнии, вполне закономерно соотносился в народном сознании с такими небесными явлениями, как дождь, гроза и т.п. Отождествление аиста с грозой прослеживается во всех быличках: огонь, которым он поджигает дома своих обидчиков, прямо соотносится с молнией, а вода, которой он тушит загоревшиеся дома добрых к нему людей, — с дождем. На связь аиста с грозой и небесным огнем, вероятно, указывает и обычай делать ему гнездо из колеса, издревле считавшегося символом солнца и огня, эмблемой небесного пламени. При помощи тележного колеса некогда добывали священный живой огонь. Символом в виде колеса с шестью спицами, в Белоруссии и некоторых других местах называемым «громовым знаком», на древних, еще языческих календарях обозначался главный грозовой день в году — Перунов (позднее — Ильин) день, день божества грозы и молний. На русском Севере такое колесо с шестью спицами вырезалось на причелинах изб для того, чтобы уберечь дома «от грома»; на Украине же, где деревянная резьба отсутствовала, ту же функцию оберега от молнии выполняло старое тележное колесо или обод от него, помещаемые на соломенной кровле хаты и сарая.


"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

АИСТ


   В то место, где аист свил гнездо, никогда не ударит молния, даже близ него.

   Если аист не улетает далеко от своего гнезда, а держится от него неподалеку, это предвещает ненастье.

   Если в погожий день аист держится сухого места, то на другой день следует ожидать такой же погоды, а если держится мокрого места, — то ненастной.

   Если аист сидит на кресте, то следует ожидать дождливых часов.

   Если аисты летают кругами у своих гнезд, это предвещает ветреную погоду.

   Если в течение лета аисты часто собираются в стаи и кружатся, то наступающая осень будет холодная и ненастная.

   Если аисты не отлетают до Спаса, то будущая зима обещает быть мягкой и теплой.

   Если аист выбросит из гнезда яйцо — лето будет урожайное, а если птенца — жди недород.

   Для выведения из дому блох нужно воткнуть аистиное перо в середину пола или стены при постели.


Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

АИСТ


   На Востоке — популярная эмблема долголетия, а в даосизме — бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта трогательная забота и ассоциация с новой жизнью (аисты прилетают весной) явились причиной того, что аист стал священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны) — покровительницы кормящих матерей. Именно эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей. В христианской иконографии аисты символизируют чистоту, благочестие и воскрешение.


"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

АИСТ

   Аист, согласно русским народным поверьям, — птица, приносящая счастье. О происхождении аиста легенда рассказывает следующее: “Когда Бог убедился, что ... [гадюки и черви] чинят людям много зла, он собрал всех пресмыкающихся в один мешок и поручил какому-то человеку бросить его в море, предостерегая — не заглядывать внутрь мешка. Но человек заглянул, и гады разбежались по целому свету. За это Бог непослушного превратил в аиста (боцюк, черногуз, иванько), велел ходить по миру и собирать распущенных им гадов”. Поэтому крестьяне берегут гнездо аиста” . (По другой версии той же легенды, из такого же заветного мешка, из любопытства развязанного Михаилом Архангелом, вылетели на белый свет комары и мухи — см. КОМАРЫ).
   До сих пор повсеместно в России распространено шутливое поверье, что детей приносит аист, и любознательным малышам, расспрашивающим родителей о том, как они появились на свет, мамы и папы отвечают: “Тебя аист принес”.


"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

20 августа — Марины, Пимены

   «Пришли Пимены-Марины— не ищи в лесу малины», отошла сладка ягода, уступила место бруснике, а следом за ней и клюква поспешает, рябина соком наливается. Примеряют пестрые желто-красные одежды леса, готовясь к встрече новой хозяйки — осени. А она рядом уже — рукой подать, вот-вот на порог явится. Но пока все больше слезными депешами дождей о себе напоминает да разноцветные открытки листьев на землю сбрасывает.
   Людям что, им не привыкать: встретят барыню-осень чин-чинарем, как дедами и прадедами завещано было. А у птиц с этой стареющей дамой свои давние счеты, и многим из них свидание с ней ничего хорошего не сулит. Вот и сбиваются они в стаи и, встав на крыло, отправляются в дальние страны, за синие моря, да темные леса, где никто и ничто не напомнит им об осени.
   Собираются в дорогу и аисты. По уверениям людей сведущих птица это особая. Говорят, когда-то очень давно был аист человеком, таким же как и мы, разве только излишне любопытным. За это и поплатился.
   Позвал его как-то к себе сам Господь Бог и дал ему мешок с гадами, наказав утопить тот мешок в море, бросить в огонь, закопать в землю или отнести на вершину горы и там оставить. Взял человек мешок, обещал все в точности исполнить, а сам отошел подальше, да и заглянул в него из любопытства. Тут гады, в мешке сидевшие, кинулись врассыпную и расползлись по всей земле. Попытался их было человек поймать да обратно в мешок сунуть, но не сумел. Разгневался Господь, узнав об этой истории, да и превратил горемыку в аиста, с тем чтобы тот теперь весь век, ему отмеренный, очищал землю от гадов. И если удастся ему с этой задачей справиться, он вновь человеком станет. Да только мыслимое это дело! Вот и маются аисты, бродят по лугам и болотам, ловят разбежавшихся когда-то змей да лягушек и никак завет Господний выполнить не могут. Уж и носы у них от стыда покраснели, а делу конца и края нет.
   Но, видно, скучают аисты по людям, ищут их компанию, потому и селятся вблизи деревень, а то и вообще на крышах свои гнезда вьют. Счастлив и богат будет хозяин, чей дом аист облюбовал, а если перенесет он свое гнездо на другую крышу— быть беде. Обижать аиста, разорять его постройку значит самому себе несчастье искать. Разозлится птица да и сожжет избу своего обидчика. Зато тому, кто был с ним добр, обязательно поможет при случае.
   При виде первого аиста нужно бежать за ним, приседая и кувыркаясь, чтобы ноги не болели, а для того, чтобы от боли в спине избавиться, надо к стене или забору прислониться. Если при встрече с первым аистом в вашем кармане деньги окажутся, быть вам богатым, если ключи — сытым и благополучным, ну а коли карманы пусты— убытков не избежать. Пара летящих аистов предвещает замужество и роды. А одинокий аист, стоящий неподвижно на одной ноге — безбрачие.
   Впрочем, аист — птица добрая. Говорят, что в некоторые семьи, где хозяйка бесплодной слыла, но была работящей и праведной, аист из самого Царствия Небесного приносил деточек, умерших когда-то в младенчестве, но успевших обряд крещения принять. Безгрешными считались их души, за то и была им вторая жизнь дарована.
Но подобные чудеса только весной и ранним летом происходили. А сейчас оно уже к закату клонится, и аисты в стаи сбиваются, предвещая приход холодной, затяжной осени.

Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного День Седьмой (20 августа)

Страдание святых Марина и Астерия


М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

а́ист

др.-русск. агистъ (Фасмер, RS 3, 249). Едва ли правильно Mi.EW (2), Бернекер (1, 25), Преобр. (1, 4) связывают с польск. hajster "серая цапля", укр. га́йстер, а́стер "аист черногуз", которые восходят к нем. Heister. Ненадежно также сближение Фасмера (RS 6, 207 и сл.) с прибалтийским этнонимом Aestii (Тацит), лит. Aistmares "Вислинский залив", англос. Estmere (Вульфстан), несмотря на такие параллели, как фламинго, нем. Wallach и др.


В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

А́ист

Значение слова аист: м. аистка, самка его; большая перелетная птица из семьи цапель, вьющая гнездо в деревнях на кровлях и деревьях, бусел, черногуз, батян, бачан; Сiconia alba. Черный аист, чернобусел, сибирский аист. | Рыба аист касп. сухощавая, головастая белорыбица. Сидит, будто аист на приточне (притучне)(?). Аистов клюв почти в пол-аршина. У нас на крыше аистовое гнездо. Аистник м. растение Рelargonium? Еrodium?


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Аист


(Ciconia) — птица из семейства голенастых. Длинные обнаженные ноги, покрытые сетчатою кожею; клюв длинный, прямой, конический; передние пальцы соединены между собою широкою плавательною перепонкою, пальцы короткие с розоватыми когтями; на голове и шее местами голая кожа. В Европе два вида: черный (С. nigra) и белый (С. alba); первый встречается в В. Европе, покрыт темно-коричневыми перьями; второй, за исключением крыльев и плеч, покрыт белыми перьями, клюв и ноги красные. Птицы перелетные, в Среднюю Европу прилетают в феврале и марте. Кроме Европы, встречаются вообще в восточном полушарии. По прилете поселяются в прежних гнездах, которые устраивают из сухих сучьев на вершинах деревьев и на крышах; любят местности, обильные водою, в наибольшем количестве встречаются в Голландии, в. Фрисландии и Южной Саксонии. В Англии их вовсе нет. Так как аистов не преследуют, то они очень доверчивы и подходят близко к жилищам своею горделивою походкою. Полет сильный. Пищу их составляют рыба, лягушки, ящерицы, змеи, улитки, дождевые черви, полевые мыши, кроты, насекомые, а также и птенцы; поэтому считается птицею полезною. Яиц кладет 4—5, белого цвета и величиною около 8 см. Голос слабый, звуки производит хлопаньем челюстей; только птенцы, сидя в гнезде, производят писк или что-то вроде чириканья. Молодого А. легко сделать ручным. Живет очень долго. Длина белого А. от конца клюва до оконечности хвоста почти 1,3 м, а когда стоит, то имеет в вышину 1 м. В Африке и Азии встречаются соответствующие означенным некрасивые зобастые аисты (Leptopilus) с голою шеею; из них марабу часто можно видеть в зоологических садах.
 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру