Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
18 января — Крещенский сочельник
День, предшествующий
Богоявлению, мало чем от- личался от Рождественского сочельника. По
существовавшим традициям, прибрав дворы, помыв избы и нарисовав мелом
кресты по углам и притолокам, отправлялись православные христиане в храм
на праздничную службу, возвращаясь домой с освященной в церкви водой. Ею
полагалось умыться и окропить избу, хозяйственные постройки, скотину,
птицу, улья, а так же погреба и подвалы.
Хотя, говорят, даже снег,
выпавший в Крещенский сочельник, и речная вода, принесенная в полночь,
обладали немалой целительной силой. Поэтому их старались сохранить
подольше, потихоньку скармливая курам, чтобы лучше неслись, и подмешивая
в корм скоту, «дабы были не зыбки коровки и лошадки».
В общем, за хозяйством в этот
день следили строго, а сами, как и в канун Рождества, постились до
появления на небе первой звезды. Только трапеза Крещенская была
значительно скромнее Рождественской, ее называли даже голодной кутьей,
стараясь придерживаться строгих обрядов, заведенных в разных областях
России. Например, в Тверской губернии на Крещенский сочельник пекли
постные сочни с ягодами, калужане толкли сырой ячмень, приправляя его
медом и запаривая в закрытой печи, а москвичи предпочитали пресные
лепешки на конопляном масле.
В этот зимний день особенно
внимательно за погодой следили. И если утром шел снег — надеялись на
хороший урожай. А чтобы узнать, какой хлеб лучше уродится, оставляли на
ночь во дворе по горсти разного зерна — на каком нарастало больше инея,
тот и сеяли. Метель в канун Богоявления снежную масленицу предсказывала
и доходный год для «пчелиных старателей». Ветер, с юга задувавший,
грозовое лето ворожил, а звездная ночь сулила рождение белых ярочек
(ягнят) и невиданный урожай гороха. А чтобы даже самое засушливое лето
не погубило «ни зернышка, ни яблочка», рачительные хозяева в этот
день убирали со стогов снег, бросая его «для
спорины и подспорья» в колодцы.
Впрочем, судьба садов и урожая зерно-бобовых интересовала, в
основном, степенных деревенских мужиков, а молодежь в Крещенский
сочельник предпочитала «о собственной доле узнать поболе», потому что
канун Богоявления считался в народе главным днем
святочных гаданий.
|