Ворон

Спонсор странички :

Содержание:

Энциклопедический словарь

Из энциклопедии суеверий

Энциклопедия символов, знаков и эмблем.

В. И. Даль
 БСЭ

Макс Фасмер

Быт русского народа

Энциклопедия символов

Краткая энциклопедия славянской мифологии

 "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

Энциклопедический словарь

ВОРОН,

крупная птица (семейство вороновые). Длина до 70 см. Клюв массивный, ноги и все оперение черные. Распространен почти по всему Северному полушарию, в лесах, на побережьях морей, в горах. Гнезда чаще на старых крупных деревьях. В природе — редкая птица, однако в антропогенных ландшафтах численность увеличивается (стаи воронов можно встретить на городских свалках, скотных дворах и пр.).

Ворон (Corvus) — род воробьиных птиц, из семейства врановых (Cornicidae), отличающийся толстым, несколько согнутым конусообразным клювом, длинными крыльями, прикрытыми щетинками ноздрями и хвостом средней длины, усеченным или слегка округленным. Известно 65 видов, распространенных всюду, за исключением Южной Америки и Новой Зеландии. Сюда относится Ворон (С. согах), имеющий значительную величину (до 70 см. длины); оперение его черного цвета с сильным стально-синим, на крыльях зеленоватым, металлическим блеском. В. распространен в большей части Европы, Средней и Северной Азии, живет парами, гнездится в самых уединенных местах или на очень высоких деревьях в густых лесах или на вершинах скал, питается насекомыми, мышами, кротами, а также мелкими птицами и молодыми зайцами, но всего охотнее ест падаль. Сбрасывая со скал большие раковины и морских ежей для того, чтобы они разбились, В. потом поедает их. Пойманный молодым, он легко приручается, выучивается говорить, но остается вороватым и злым. Самка откладывает 4-5 зеленоватых, с бурыми пятнами, яиц и по очереди с самцом насиживает их в продолжении трех недель. В Америке В. заменяет близко родственный вид. Перья В. употребляются для черчения. — Черная ворона (С. corone) имеет 45-50 см. длины, совершенно черного цвета, с черно-синими головою и затылком; перелетная или оседлая, очень умная и осторожная птица, полезная истреблением вредных нacекoмыx. — Cерая ворона (С. cornix) такой же величины, как и предыдущая; пепельно-серого цвета с черными головою, горлом, хвостом и крыльями. Она широко распространена в Северной Европе, особенно в России и Швеции. Во многих местностях ее старательно истребляют, не зная, что она приносить пользу уничтожением многих вредных животных. Серая ворона питается насекомыми, слизняками, падалью, рыбой, мелкими млекопитающими, яйцами других птиц, молодыми птицами, зрелыми ягодами, вишнями и другими плодами. Гнездо она строит на высоких деревьях по краям полей и лугов из прутьев, которые соединяет глиной. На зиму она поселяется на колокольнях или в других необитаемых строениях. Яйца зеленоватые с темно-бурыми пятнами; птенцы сначала бывают слепыми, прозревая большею частью на пятый день по вылуплении из яйца. Возможно, что серая ворона есть лишь местная разновидность черной — Грач (С. frugilegus) имеет около 45 сантиметров длины, черного цвета с пурпурным отливом на затылке; клюв у старых птиц у основания голый, вследствие стирания перьев. Он миролюбивее и общительнее предыдущих видов и гнезда устраивает обществами на высоких деревьях. На севере грач перелетная, а на юге — оседлая птица. Питается он преимущественно дождевыми червями, личинками насекомых, которых вытаскивает из земли, майскими жуками и т.п., и этим приносит весьма значительную пользу.

Э. Брандт.

Ворон — часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого молодца с помощью мертвой и живой воды; носителем последней является чаще всего ворон. По своему обыкновению мифологическая школа и в вороне видела персонификацию грома, приносящего с собою первый весенний дождь. Против этого взгляда восстает Сумцов в статье “Ворон в народной словесности” (“Этнографическое обозpениe”, 1890), где он доказывает, что все, рассказываемое о вороне и о других животных в народных произведениях, основывается на близком и непосредственном изучении народом животного царства. Поэтому и здесь верования относительно ворона вызваны были тем, что эта птица охотно питается мертвечиной.

И. Л.
 

Из энциклопедии суеверий

ВОРОН

Если ворон каркает над домом, в котором лежит больной, — это дурная примета. (Повсеместно).
Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних. (Корнуолл).
Если слепой хорошо относится к воронам, они научат его, как вернуть зрение. (Уэльс).
На протяжении многих поколений ворон считался вестником беды. Говорят, что Цицерон был предупрежден о приближении смерти множеством воронов, кружившихся вокруг него.
Когда Александр Македонский входил в Вавилон, большая стая воронов сопровождала его войска. И только когда Александр умер, всем стало ясно, почему это вороны появились в столь небывалом количестве.
От Цицерона и Александра перейдем к англичанам, которые тоже считают крик ворона над домом знамением смерти.
В связи с этим поверьем доктор Врен писал: "Обладая весьма острым нюхом, вороны через каминную трубу чуют особый запах, свойственный телу умирающего, и начинают кружить вокруг окон дома, как будто над падалью".
Иоанн Понтант свидетельствует, что так же точно они кружились и дрались с коршунами на полях под Бенвентом и Апициумом, предвещая великую битву на этих полях. А Ницетас говорил о "битве воронов и ворон, предвещавшей вторжение скифов во Фракию".
Греки весьма почитали ворона, считая его священной птицей, сопровождающей Аполлона, покровителя авгуров. Авгуры наблюдали за полетом воронов, считая, что эта птица имеет сверхъестественную способность предсказывать грядущие события.
Скандинавы посвящали ворона Одину. Считалось, что этот бог имеет двух воронов, которых он каждое утро посылает собирать сведения о том, что случается в мире, а вечером они возвращаются, садятся Одину на плечи и шепчут ему обо всем, что узнали. Согласно здешней легенде ворон когда-то был белым, но за болтливость его выкрасили в черный цвет. По некоторым сведениям, к этому был причастен сам Один.
О корнуолльском поверье, связанном с вороном, см.

 ПТИЦЫ.
Среди множества мрачных легенд, связанных с вороном, есть одна история с благополучным концом. Она повествует о корнуолльском каменотесе, работавшем под большой глыбой, которая в любой момент могла рухнуть на него. Заметив эту опасность, ворон схватил гальку и бросил ее на голову человеку. Но тот лишь обругал птицу и продолжал работать. Тогда ворон снова бросил камешек, и человек снова не обратил внимания. Тогда птица полетела на берег моря и, вернувшись с обломком разбитого корабля, бросила его под ноги каменотесу. "Э! — воскликнул тот. —Да там, наверное будет чем поживиться!" — и тут же поспешил на берег. Спустя мгновение глыба обрушилась на то самое место, где он работал.
В русской фольклорной традиции ворон точно так же считается вещей птицей: "Старый ворон мимо не каркнет" [1].
Русская сказка изображает ворона мудрой и благородной птицей, обладающей сверхъестественными способностями. Именно он приносит с края земли мертвую и живую воду и оживляет героя. Ворон в качестве исцелителя фигурирует и в русских заговорах: "Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас, Боже. Летит ворон через синее море, несет в зубах иглу, в игле шелкова нитка, коею будет зашивать кровавую рану раба Божия (имя рек) от кщенаго, пораженнаго, молитвеннаго, от тридевять жил, от тридевять пажилков, от тридевять суставов, от тридевять суставчиков. Едет мужик Аникан, говорит он: "Как слюна моя не канет, так руда* (имя рек) не канет" [2].
В русских поверьях не только крик этой птицы, но и само появление ворона предвещает смерть или несчастье:
"Если ворон сядет на купол или колокольню храма, в той церкви будет отпеваться покойник, тоже и в том доме кто-либо умрет, на кровле которого сядет и прокаркает ворон" [3].
"Через который двор ворон перелетел, каркая, там будет покойник" [4].
См. ПРИМЕТЫ СМЕРТИ.

ВОРОНА
Если ворона летает возле окна и каркает, это предвещает смерть в доме.
Если ворона трижды пролетит над домом и трижды каркнет, это дурной знак. (Повсеместно).
Увидеть одиноко летящую ворону—дурной знак. (Нортгемптоншир).
Если на дороге перед тобой сидит нечетное число ворон — тебе придется на кого-то сердиться. (Нортгемптоншир).
Если вороны утром собираются в стаи и смотрят на солнце, погода будет жаркой и сухой, если же они вечером с криком собираются к воде — приближается дождь. (Повсеместно).
Если вороны стаями улетают из лесу, это предвещает голод. (Повсеместно в старину).
Если ворона каркает нечетное количество раз, ждите влажной погоды. Если четное — погода будет ясной. (Повсеместно).
В связи с последним из вышеприведенных суеверий доктор Холл в "Character of Virtues and Vices" писал: "Суеверные люди слушают по утрам, сколько раз каркнет ворона, и предсказывают погоду в зависимости от того, будет это число четным или нечетным".
На протяжении веков ворону считали вестником смерти или несчастья. Существует предание, будто множество ворон кружилось вокруг головы Цицерона в тот
день, когда его убили. Плиний писал: "Эти птицы, вороны и грачи, склонны поднимать шум, и большинство людей считает его дурным знаком, предвещающим неудачу". А ведь Плиний умер в 79 г. н.э.!
На Востоке и на Западе считалось, что птицы обладают даром волшебства и пророчества. Существует очень много упоминаний о британских поверьях, связанных со способностью птиц предсказывать изменения погоды и смерть. В древности люди верили, что, съев жизненно важную часть тела вороны, можно овладеть пророческой душой птицы.
В России считалось, что дух ведьмы принимает облик вороны.
Брахман, который присваивал деньги, вручавшиеся ему для жертвоприношений, должен был после смерти перевоплотиться в ворону или грифа и жить в этом облике сотню лет.
Каждый, кто знаком с античной мифологией, может вспомнить, что, омолаживая постаревшего Ясона, Медея влила в его вены отвар из печени оленядолгожителя и головы вороны, которая пережила девять поколений людей.
В одной старинной индийской книге о магии, которая называется "Каусика-сутра", говорится о том, как освободиться от невезения. Нужно привязать крючок к левой ноге вороны, и, подвесив на этот крючок освященную лепешку, прогнать ворону, чтобы она улетела на юго-запад, в то время как священник или колдун будет произносить необходимые заклинания.
В России повсеместно распространено поверье, что Каркающая около дома ворона предвещает несчастье: "Вещует на чью-то голову" [1] (ср. английский вариант той же приметы: "если ворона летает возле окна и каркает, это предвещает смерть в доме").
Так же, как и в английской, в русской народной традиции распространены приметы, согласно которым поведение ворон предсказывает ту или иную погоду:
"Вороны каркают стаей — к морозу (летом — к ненастью).
Ворон каркает — к несчастью; ворона — к ненастью.
Вороны играют кверху, толкуны (мошки) толкутся — к ведру.
Ворона купается — к ненастью" [2]. (Ср. английскую примету о воронах, собирающихся к воде).
Согласно русским народным поверьям о колдунах и ведьмах, вороны являются их помощниками. (См. КОЛДУН*).
 

Энциклопедия символов, знаков и эмблем.


ВОРОН
«Занесло ворона на седьмое небо, а оттуда вид совсем иной».
Ворон - птица больших пространств, хотя ее проживание всегда локально: конкретное место и дерево. Причем ворон привязан к своему месту.
В алхимических традициях стая воронов означает первоначальное нагревание, накаливание материи, где чернеют летучие продукты сгорания, а черный ворон с белой головой символизирует победу алхимиков над продуктами распада, над порчей и гнилью.
У корейцев солнце изображалось трехпалым вороном.
У североамериканских индейцев ворон исполнял роль Демиурга. Он проклевывал небесную твердь, добывал свет, создавал ландшафт, животных и птиц, приносил огонь людям. Он мог превратиться в хвойную иглу, которую проглатывает дочь хозяина. Этот шаманский трюк ворон демонстрирует внутри волка и убивает его. Ворон хтоничен, он копает землю, питается падалью, что связывает его с царством мертвых, он не улетает зимой, являясь посредником между летом и зимой.
В древнескандинавском фольклоре ворон иногда обладает железными когтями и клювом, встречается и одноглазый ворон, что характерно для хтонических существ. Пара вещих воронов, Хугин и Мунин, сопровождают скандинавского верховного бога Одина. Ворон часто появляется на полях битв, предвещая гибель героев.
В Европе существовало поверье, что в ворона вселяются души убийц. С другой стороны, английская легенда повествует о том, что прославленный король Артур после смерти превратился в бессмертного ворона.
На британских островах ворона считали знаком удачи. Если он садился на крышу дома, это означало, что он принесет благополучие. «Увидишь ворона - сними шапку».
Крик ворона - это его знак. Вскрики ворона, в которых слышится слово «смерть» и знаки потустороннего мира, описаны у Эдгара По.
Ворон может, не теряя высоты, совершать маховый полет спиной вниз. Таким образом он защищается, выставляя сильные лапы от нападения ястребов-стервятников. В Тибете наблюдение за
вороном принимает вид космологических или метафизических символов.
Тибетский ворон - превосходный пример символического посредничества. Ворон там почитается, ему делаются жертвоприношения. Вороны считаются разумными существами, поскольку они быстро учатся понимать человека и могут легко подчиняться его приказам. Их крики кажутся понятными людям, однако это знаки природы, а не культуры. Природа его в некотором роде аналогична человеческой, но, с другой стороны, он летает во владениях богов - в небе. Таким образом, в предсказание «по ворону» включается отношение известного и неизвестного, сверхъестественного и человеческого. Причем, выраженное в символе. Неизвестное является причиной кризисного состояния. Значение и интерпретация символа определяется прорицателем. И их можно классифицировать по разнице между символом и материальной реальностью происходящего в настоящем моменте. Эти символы подразделяются на следующие типы: 1. имеющие чисто медицинское значение; 2. предзнаменование погоды; 3. космологические знаки; 4. спиритуальное предзнаменование, проявленность непосредственно духов. При этом тибетский маг

В. И. Даль

ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом: воронов два вида, лесной, крятун, крук южн. верховой забайкальск. Соrvus Соrах, в наших сев. губ. и Сибири; полевой ворон, Сorvus Соrоnе, восточной Руси и Сибири первый побольше, хвост округлый; у второго хвост отрубом, побольше грача. Зловещий ворон. Всякому б ворону на свою голову каркать. Старый ворон мимо не каркнет. Старый ворон не каркнет даром. Как ворон крови ждет (зырить). Спроважу, куда ворон костей твоих не занесет. Два ворона летят, одну голову едят? грядки и голбец в избе. Ворон каркает на церкви, к покойнику на селе; каркает на избе, к покойнику во дворе. Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал). || Одно из созвездий. || Игра в ворона, коршун: мать прикрывает детей, а ворон хватает их. Ворона ж. птица Соrvus Соrnix, карга; южн. гава. || *Нерасторопный, вялый человек, разиня, рохля, зевака. Метил в ворону, а попал в корову. Галичане свою ворону в Москве узнали. Ворон считать, ротозеить. Прямо ворона летает, да и та на кукан попадает, о прямой езде, проселками. Сердце соколье, а смелость (смельство) воронье. Эта ворона нам не оборона. Ворона сове не оборона. Пугана ворона и куста боится. Вороне соколом не бывать. Не умела ворона сокола щипать, от предания будто Платов был переодетый у неприятеля, французов, и, отъезжая, сказал это. Сокол с места, а ворон на на место. Наряд соколий, а походка воронья. Плох сокол, что ворона с места сбила. Как ни бодрись ворона, а ей до сокола далеко. Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала. Попалась ворона в сеть: попытаюсь, не станет ли петь. Куда ворона летит, туда и глядит. Без хвоста и ворона не красна. Ворона летела, собака на хвосту сидела, враки. Ворона в пузыре занесла, ответ на вопрос: ты как сюда попал? У вас девушки растрепушки, молодушка воронушки, ребятушки галченятушки, старушечки горбушечки. Дело, не ворона: не каркнет, а скажется. От ворон отстала, а к павам не пристала. Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. Ворона влетит, говорять тому, кто сидит разинув рот. Вороны каркают стаей к морозу (летом к ненастью). Ворона за море летала, да вороной и вернулась. Где вороне ни летать, а все навоз клевать. Не летать было вороне в высокие (боярские) хоромы. Начто вороне большие хоромы, знай ворона свое гнездо. Начто вороне большие разговоры, знай ворона свое воронье кра. Не играла ворона вверх летучи, а вниз летучи, не наиграется. Ворон каркает, к несчастью; ворона, к ненастью. Вороны играют кверху, толкуны (мошки) толкутся, к ведру. Ворона купается, к ненастью. Узнал ворону, как в рот влетела. С воронами по-вороньи и каркать. Попался, как ворона в суп (с 1812 г.). Голодный француз и вороне рад (с 1812 г.). Вороненок м. вороня ср. вороний птенец. Нет певчего, для вороны, супротив родного вороненка. Первые детки соколятки, последние воронятки. Воронограй, грач, Соrvus frugilegus, гайворон, грайворон; а также крик ворона, стар. Воронка ж. сизоворонка, сивоворонка, ракша, птица того ж рода, пестроперая, Соrасias gаrrulа. || Рыба Gobius barbatus. || Насекомое Муrmеliоn, или его личинка, мурашник, строящий ловушку на муравьев воронкою. || Лейка, посудинка раструбом кверху, а трубкою, для протока наливаемого, книзу. || Такое ж устройство под стрехою кровли, по углам для стока воды. || Яма раструбом, напр. от взорвания земли порохом. Ворона ж. арх. отверстие в корм судна, где проходит руль, морск. гельмпорт. Вороньё ср. собират. вороны, грачи, галки и пр. Была б падаль, а вороньё налетать (будет). Вороньё (гальё) под тучи взбивается, к ненастью. Воронко м. кличка вороной лошади. Воронок м. калужск. ряз. пьяная медовая брага, из вощин и хмеля. || Влад. большой черный стриж, птица из рода ласточек, Сурselus? Вороняга ж. вороняжка, растение черная псинка, бзника, Solanum nigrum, черный паслен. Вороница ж. арх. кислая, водянистая ягода, вороника, Еmреtrum nigrum, водяника, водяница, шикша, ошибочно верш (верес?). Воронец м. сев. вост. брус, переводина, широкая и толстая доска, в виде полки, вдоль и посреди всей избы от печи и голбца, под полавочник (полки вкруг стен), сиб. грядка. На воронце лежат полати, пеным краем своим, и в нем же утверждена перегородка, где она есть, либо пересовец, занавес. Как ни ширься, а через воронец не скочишь. || Растен. Paris quadrifolia, вороньи ягоды, — глаз, натягач, волчий глаз, родимец. || Растен. Poligonatum оfficiale, купена, купень, куп, печатки, кровавник, волчья трава, волчьи глазки, вороньи глазки, сорочьи ягоды, сындрик. || Растен. Асtаеа spicata, сорокопритка. Воронушка ж. растен. Cornidia, переводн. || Растен. Paenia tenuifolia, вероятно варенец, вареная трава, марьин корень. Воронов, вороний, ворону принадлеж. Вороново крыло, все черное, лоснящееся; говор. напр. в картежн. игре сподряд черная масть. Вороний, свойственный, принадлежащий вороне. Вороний глаз, растенье Раris quadrifolia, воронья ягода, вороняжник. || Вороньи ягоды, сорочьи ягоды, вороняга, черный паслен. Займовать, очи сокольи, а платить, и вороньих нет. Поёшь по-вороньи (по-чижиному), а ешь по-коровьи (по-утиному). Воронить, зевать, разинув рот; проворонил, прозевал. Воронь ж. чернота, чернь, особ. с сизым отливом; на железо воронь наводится черна обмочкой горячего в смолу или масло: синяя, осыпкой модными опилками; бурая, кислотами. Вороной о конской масти, сплошной черный. Вороных лошадей под жениха с невестой в поезд не берут, суевер. Воронопегий конь, вороной, с белыми пежинами, лаптами. Вороночалый, вороной со сплошною примесью белесоватой, а иногда и рыжей шерсти. Вороновка ж. яросл. черная курица. Воронить что, наводить воронь, особ. на железе темный цвет разных отливов; ся, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. Вороненьем стволов, (в Туле) занимаются женщины; ствол травят слабой селитряной кислотой, и лощат проволочными щетками. Воронило ср. стальное, гладкое орудие, для лощения, полировки; гладилка, полир; || стальная граненая или бороздчатая полоска, брус, прут для точки столовых и мясничьих; ножей. Воронильный, относящ. до вороненья. Воронильщик м. —щица ж. наводчик ворони, черни. Вороночный, принадлежащ. к воронке. Воронковый, ворончатый, воронкообразный имеющий вид, образ воронки, раструбистый, развалистый, жерастый.

 БСЭ

Ворон, приспособление, применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, переброски внутрь крепости вооружённых воинов и для облегчения абордажа кораблей. В первом случае В. имел форму массивного крюка, приводившегося в движение несколькими воинами; во втором — форму колодезного «журавля» с ящиком для воинов и в третьем — форму перекидного моста (бревна) с большим металлическим крюком на конце в виде вороньего клюва, опускавшимся на корабль противника и не позволявшим последнему отойти. Первое упоминание о применении В. относится ко времени Пунических войн (3—2 вв. до н. э.).

Ворон (лат. Corvus), созвездие Южного полушария неба. Самая яркая звезда 2,6 визуальной звёздной величины. Наиболее благоприятные условия видимости в марте — апреле. Видно в южных районах СССР. См. Звёздное небо.

Ворона (Corvus corone), птица семейства вороновых отряда воробьиных (Passeriformes). Длина тела 44—56 см. По окраске делят на 2 группы, иногда рассматриваемые как самостоятельные виды: чёрные В. (оперение чёрное с металлическим блеском) и серые В. (оперение серое с чёрным); в пограничных областях обычны помеси В., имеющие переходную окраску. В. населяет Европу, Азию (кроме Южной и Юго-Восточной) и Северо-Восточную Африку (низовья Нила). В СССР серая В. распространена на восток до Енисея, на юг до Средней Азии и в Туркмении; чёрная В. обитает на остальной территории. На севере ареала В. — перелётная птица, на юге — оседлая. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях и т.п., зимой обычна в городах и посёлках. Гнёзда на деревьях, а при отсутствии их — на кустарнике и даже заломах тростника. Кладка (4—5 яиц) с конца марта до мая. В. — всеядная птица; местами сильно вредит, разоряя гнёзда охотничьих птиц, особенно уток. Близкие В. виды населяют Северную Америку (Corvus brachyrhynchos) и Южную и Юго-Восточную Азию (Corvus macrorhynchos).

Г. П. Дементьев.


Ворона, река в Пензенской, Тамбовской и Воронежской областях РСФСР, правый приток Хопра (бассейн Дона). Длина 454 км, площадь бассейна 13200 км2. Исток на Керенско-Чембарской возвышенности. Равнинная река с высоким правым и низким террасированным левым берегами. В долине — лиственные леса; в бассейне более 600 озёр. Питание снеговое. Средний годовой расход воды у г. Борисоглебск 41,5 м3/сек. Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля. Основной приток — Чембар (слева). На В. — гг. Борисоглебск, Кирсанов.
 

Макс Фасмер

Быт русского народа

Народная игра:

ВОРОН
Одни девицы, а иногда вместе с парнями, играют в ворона. Взявшись за руки, становятся в ряд попарно. По согласию или по жребию выбирается из них ворон. Его ставят впереди себя на несколько шагов и запрещают ему оглядываться. Задняя пара бежит вперед врозь, один по правую, а другой по левую руку ворона и, пробежав его, стараются сбежаться вместе; но ворон бросается ловить, пока бегущие не схватятся за руки. Пойманный вороном становится с ним в передней паре, а оставшийся занимает место ворона, и игра продолжается, пока не разыграют ее все пары. Эта игра употребляется в Малороссии, она служит хорошим телесным упражнением.
 

Энциклопедия символов

Ворон
У палеоазиатских народов ворон был творцом мира. Ему до сих пор поклоняются на Чукотке, в Гренландии, в Японии. Вороны, живущие возле селений человека, кормятся не только отбросами — им полагается их доля мяса. Убийство ворона почитается тяжелейшим грехом. На Чукотке сохранился древний обрядовый танец Ворона. Шаманы использовали силу воронов для магических полетов. Вороний царь известен в европейском фольклоре. Живущий на вершине неприступной горы, древний (существовало поверье, что вороны живут до 300 лет), он наделялся качествами мудрости и справедливости. Кроме того, у ворона есть связь с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду.
Два посланца бога Одина, вороны Хугин и Мунин, именуются мыслью и памятью.
В алхимии — символ черного цвета и гниения. Женщина, держащая ворона в руках, — символ процесса брожения (Putrefaction). Каноническая печать алхимического Делания. Из-за своей черноты вороны считались символами хаоса и хаотической тьмы, предшествовавшим свету творения.
Ворон с листком в клюве или на разбитой чашке — атрибут Бенедикта, святого покровителя Европы. Ворон, приносящий пищу, — символ Павла-пустынника.
Геральдический символ предусмотрительности и долголетия, рисуется черным.
 

Краткая энциклопедия славянской мифологии

ВОРОН — птица, с одной стороны, почитаемая за мудрость, но с другой стороны, недобрая, нечистая, связанная с миром мертвых и олицетворявшая иногда все темные силы. В некоторых мифах ворон являлся также прообразом ветра, Стрибожьего внука.
Согласно народным поверьям, ворон — вещая птица; он живет сто или триста лет и владеет многими тайнами, умеет предсказывать смерть и нападение врагов. В некоторых местах верили, что ворон охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся; считалось также, что ворон обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост. Кстати, в некоторых местах такое богатство ворона считалось «неправедным», похищенным, и вообще для поверий о вороне был характерен мотив кражи: считалось, например, что человек станет вором, если съест сердце или мясо вороны, а о человеке, подозреваемом в воровстве, иногда говорили: «Над ним ворона каркает».
Помимо несметных сокровищ, народная традиция связывала ворона также с чудесными источниками живой и мертвой воды: считалось, например, что ворон может проникать в подземный мир (в ад или светлый рай, ирий), где и расположены эти источники, и с их помощью оживлять мертвых (ср. также русские сказки, где обычно именно ворон приносит живую воду и опрыскивает ей героя, после чего тот немедленно воскресает, как бы пробуждаясь ото сна). Кое-где говорили, что ворон носит живую и мертвую воду на своих крыльях.
В народной традиции черный ворон служил олицетворением черной грозовой тучи, скрывающей солнце (ср. поверье о живой воде, т.е. дожде, приносимой вороном); поэтому в поверьях его, по большей части, считали недобрым существом, причастным к нечистой силе. Например, украинцы и белорусы верили, что нечистая сила в облике воронов (ворон) летает ночью по дворам, поджигая кровли, а также слетается и кружит над домом умирающего колдуна, чтобы забрать с собой его душу, когда она покинет тело. Души злых людей также часто представляли в виде черных воронов и ворон. В некоторых местах считалось, что ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме (ср. также черного кота и ворона, служащих помощниками Бабы-Яги в сказках), и что вороны (в одной из быличек — белая ворона) иногда помогают ведьме отбирать молоко у коров. Известны также поверья о злом духе в облике черной птицы (вороны или грача), который крадет и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и не выбрасывает его помета. Иногда считалось еще, что черный ворон, который кружит по небу перед ненастьем, — это либо колдун, который насылает бурю (ср. поверье о том, что ворон приносит на крыльях бурю), либо нечистый дух, который убегает от гибельной для него грозы.
К представлению о воронах и галках как нечистых птицах, связанных с нечистой силой, имеет отношение
запрет употреблять их в пищу. Убивать воронов и ворон зачастую не считалось грехом; при этом убитого ворона или ворону нередко вешали в хлеву или на конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров и не выдаивали молоко.
Ворон, как и муравьи, повсеместно считается связанным с миром мертвых (ср. олицетворение дождевой тучи в образе ворона и древнейшее представление о том, что души умерших пребывают на небесах, там, где находятся запасы дождевой воды). Поверья гласили, что ворон не только часто бывает в загробном мире, но даже иногда вьет там свои гнезда. Ворона в некоторых местах считали вещей птицей, живущей до трехсот лет оттого, что питается только мертвечиной. В раннем арабском свидетельстве ал-Масуди описывается славянский идол в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших; под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В славянской народной традиции также наблюдалась взаимосвязь ворона и муравья, но при этом отношения между ними носили враждебный характер: считалось, что ворон старается вывести своих птенцов в марте или в феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов.
В образе ворона или вороны в народной традиции нередко изображалась смерть. Считалось, например, что Смерть иногда в облике черного ворона является в село и кружит над домом того человека, который скоро умрет. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. В народных поверьях ворон предвещает скорую смерть, пролетая (а тем более кружась) и каркая над головой путника, над домом или двором, над селом, над лесом или над кладбищем, садясь на крышу, на трубу, каркая в селе, ударяя крыльями в окно и т.п. Для человека, отправляющегося на промысел, крик ворона означал неудачу, поэтому охотники избегали упоминания ворона, при необходимости называя его «курицей» или «верховым».
Вороны нередко приносили крестьянам вред, таская со двора цыплят; поэтому против них нередко совершали различные магические действия. Например, белорусы, чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивали на дворе убитую сороку или ворону, а также опрокидывали горшки вверх дном, полагая, что после этого вороны не смогут увидеть цыплят. Ворона в народной традиции также часто связывали с волком: например, в некоторых местах верили, что тот, кто поет в лесу и увидит ворона, вскоре наткнется на волка, а если ворон, пролетая над стадом, начнет каркать, то это предвещает скорое нападение волка на стадо.
Ворон в народе связывается также с кровопролитием, насилием и войной, по-видимому, из-за того, что вороны обычно слетаются на места битв, вообще на мертвечину, и расклевывают мясо мертвых (что также стало причиной отрицательного отношения к этим птицам). Связь с войной могла объясняться также и
олицетворением грозы в виде ворона: известно, что гроза издревле считалась битвой небесных сил, из-за чего грозовые боги (Перун и пр.) традиционно считались также и покровителями воинов и битв. Из-за этого карканье ворона или необычно большие скопления ворон в народе нередко считались предвестниками войны. Однако представление о связи ворона с битвами и пр. крестьяне в некоторых местах обратили себе на пользу: например, кое-где охотники, чтобы ружье стреляло без промаха, смазывали дуло кровью ворона.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

27 Апреля — Мартын Лисогон
 

   He прост заяц, а лисонька хитрее, не обмануть, не убежать от нее ни одному косому не под силу. Но с этого дня и до самого мая им можно было без опаски по лесу разгуливать. Ведь, по народному поверью, на Мартына лисы из одной норы в другую переселяются и так от этого устают, что потом три дня и три ночи дремлют, ничего не слыша и не замечая вокруг.
   Но пройдет время, отдохнет, наберет сил Патрикеевна и опять примется по лесу куролесить да по чужим дворам кур и уток «считать». Ну а если вдруг заспится, не проснется кумушка вовремя, ее ворон криком разбудет. Он бы ей и сейчас задремать не дал, да на Мартына у него самого дел невпроворот, потому что в этот день все воронье племя отмечает праздник проводов своих годовалых воронят на отдельное гнездо, то есть в самостоятельную взрослую жизнь.
   Ворон на Руси почитался за птицу серьезную, вещую. Ведь он, по представлениям предков наших, был внуком самого Стрибога-повелителя ветров. И, согласно народным сказаниям, мог на своих крыльях переносить бури, а вместе с ними горе-злосчастье.
Говорят, есть у воронов свой царь, который сидит в гнезде, свитом на семи дубах, никуда не отлучаясь, но все на свете ведая. И если кому-то из смертных посчастливится то гнездо отыскать да попасть в милость к вороньему царю, откроются смельчаку все клады, в земле схороненные, все мысли потаенные, будет он язык зверей и птиц понимать и проживет столько, сколько сам захочет. Но, видно, мало было среди людей охотников, пытавшихся с Вороном-царем договориться, да и можно ли положиться на все, о чем деревенские кумушки судачат.
   А вот приметы, веками проверенные, «работали», как правило, безотказно, а согласно им: «Если воронье под тучи сбивается — быть морозу, а коль сидит стая на земле — к оттепели», «Если вороны купаются ранней весной — к теплу», «Если вороны садятся на ночлег кто как: кто в одну сторону головой, кто в другую — значит ночь будет безветренная, теплая. А если вороны садятся головой в одну сторону да стремятся сесть на сук потолще и поближе к стволу дерева, то следует ожидать сильного ветра и дуть он будет с той стороны, в какую птицы повернулись головами», «Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду, ходит разинув рот — перед грозой, а играет в небе на лету — к ведру.
   «Коли ворон на церкви каркает — к покойнику на селе, на избу сядет и там свою хриплую песню заведет— жди несчастья в доме, а если он на зеленом дереве «запел» — к благополучию».

Ворона чучело из коллекции музея.

Ворон

Ворон приспособление

для преодоления крепостных стен, у моряков для абордажа. 2-3 век до н. э.

Ворона

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz